ОКБ-5. Пушкин и АИ

Последней акцией в производстве адама (вслед до предания его человеческого видового облика и образования в нем триады Душа-Дух-Разум)  было оснащение его мозга особым уникальным (относительно остального живого Царства Природы – бактерий и вирусов, грибов, животных, растений) качеством = Активным Интеллектом (АИ), который рабби Мог ше бен Маймон в середине 16 века назвал Последним усовершенствованием адама (ПСА). С тех пор медики проверяют кровь мужчин на ПСА….

Сущность интеллекта можно найти в философском тракте 10 века «О сущности интеллекта» или «О разуме» аль-Фараби (Абу; Наср Муха;ммед ибн Муха;ммед аль-Фараби; = Аристотеля Востока, автора комментариев к сочинениям  Аристотеля и Платона с  почётным прозвищем «Второй учитель») : человеческий разум как идущий от Единого Сущего, как превращающий человека в форму подлинной субстанции, находящейся во Всевышнем; Интеллект - это универсальность, обладание сознательностью; Интеллект действует как универсальный принцип формирования человеческой личности и как, в целом, активный познавательный процесс. АИ – это активизация Разума и содержимого (утилит) мозга

АИ – субстанциональное основание Человека и Человечества, делающее адама ишу Адама Человеком, как и его часть – Хаву Еву. Ибо сказано в Быт. 5:3  о первой человеческой паре, состоящей из Адама и Евы, сказано "и нарек им имя Адам". То есть «человеки»

Однако, увы, ученые и толкователи расходятся не только в определении интеллекта, но и во времени оснащения им адама.

По логике одних созданному для работы на даче «Рай»  АИ вроде как и не нужен – достаточного простого рассудка пролюдина. А вот Изгнанному… Без АИ такому не выжить

Иные толкователи Шестиднева (текста Берейшис) уверяют об обратном: Активный интеллект (АИ), который есть образ Божий и универсум интеллегибелизации и последнее совершенство человека, был дан Адаму, первочеловеку, в начале и утрачен им впоследствии

Как разрешить это парадокс?

Шнейдер в комментариях к Главе 2  Путеводителя растерянных рассуждает так  толкует Маймонида:

 Такое совмещение начал и концов указывает на то, что рассказ должен быть истолкован не во временном, а в онтологическом плане. Онтологически первым, началом-архе, согласно воззрению Аристотеля ("Метафизика", V, 11; XII, 6 1072a5; см. А. В. Лебедев, "Акт и потенция", ФЭС, стр. 190), разделенному Маймоном, является энергия, актуальность; высшая степень актуальности - последняя энтелехия, совершенство.
Образ Божий" - исходное определение (чтойность), безусловное условие бытия человека как человека и, вместе с тем, - полнота и завершенность этого бытия.
Что в таком случае означает последующее состояние человека, в котором он оказывается после грехопадения?
Очевидно, последующее в онтологическом плане, обусловленное первым, иными словами - наличное бытие человека, представляющее неполную реализацию его истинной сути. Иначе говоря, грехопадение - не что иное, как зазор между истинным бытием человека и его наличным, эмпирическим бытием.
   Согласно правилу "первое в замысле - последнее в осуществлении"
Двоякая укорененность человека, зазор между его эмпирической данностью и истинной сущностью, его незакрепленность в своей природной нише, выражается в свободе выбора, которой он обладает. Поскольку, как мы говорили выше, этот зазор символически выражается в мифе о грехопадении, свобода выбора между добром и злом выступает как следствие грехопадения; поэтому о ней говорится только в конце рассказа о грехопадении и наказании человека

Пукшин:
Безверие 1817 г
Ум ищет божества
А сердце не находит


Рецензии