О некоторых фильмах 7

О  НЕКОТОРЫХ  ФИЛЬМАХ – 7
Еще несколько заметок о хороших фильмах


   «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
   (фильм-опера)
   Режиссер – Роман Тихомиров, 1969 г.

   Князь Игорь отправился в поход «на ханов половецких», проигнорировав знак запрета свыше – солнечное затмение. Не испугался он «Божья знаменья угрозы», самоуверенность и гордыня взыграли в нем, нарушил он волю Господа, повел свое войско в южную степь и проиграл битву. Теперь он в плену.
   «Ты ранен в битве при Каяле и взят с дружиной в плен, мне отдан на поруки…».
   Кем же он «отдан на поруки» хану Кончаку? Свирепым ханом Гзаком, который знамя православное на поле боя захватил? Видимо, старший брат, Гзак, передал младшему, красавцу Кончаку, не только захваченное знамя, но и пленников, доверил ему сторожить русского князя.

   Тяжело Игорю в плену, дни тянутся за днями, и «ни сна, ни отдыха измученной душе…». Самое время осмыслить все пережитое, покаяться, сделать работу над ошибками и постараться найти выход из ситуации. Ведь если Господь посылает своим неразумным чадам испытания, так лишь для того, чтобы научить их чему-то.
   К кому обращена мольба православного узника: «О, дайте, дайте мне свободу. Я мой позор сумею искупить! Я Русь от недруга спасу!»? Конечно же, она обращена к Небесам! К кому еще он может здесь обратиться?
   В знаменитой арии Игорь подводит итог своему неудачному предприятию («и бранной славы пир веселый, мою победу над врагом, и бранной славы горестный конец…»). Опьяненный быстрым успехом и не рассчитавший свои силы, гордый князь привел армию к поражению («Позором стал я для земли родной!»). Его мучает совесть, ведь из-за него страдает народ: «Враг, что лютый барс. Стонет Русь в когтях могучих. И в том винит она меня!». Половецкая степь, с ее языческими идолами, стала нашему герою ловушкой.
   Тяжелые мрачные думы невольно приводят Игоря к реке.
   Река утекает вдаль, она влечет за собой, она – символ побега. Но берега ее круты и неприступны, к тому же, вдалеке видны половецкие всадники…
   Однако князь находит спуск и подходит к самой воде. Он пока не помышляет о побеге – мы видим, как он садится на корягу: спиной к реке, лицом к степи. Ему, князю, бежать из плена «потайно» не по статусу будет, он же гордый!

   И вот, с правой стороны, появляется маленькая лодка. Ею правит Овлур, крещеный половец, сочувствующий православному пленнику. Он пытается уговорить Игоря бежать  («ведь ты спасаешь веру, народ свой…»).
   Все, что приходит к нам справа – это от Бога, а все, что приходит к нам слева – это от лукавого! Овлур на своей лодочке-плоскодонке подобен ангелу, который наставляет Игоря и словно парит за его правым плечом, скользя по глади волн, вне поверхности земли... Кем же он послан? («Ангел» по-гречески – «вестник».)
   Князю речи половца кажутся дерзкими, но мы видим, что он, размышляя над ними, поднимается в гору все выше и выше, и вот побег уже не кажется ему чем-то невозможным («Овлур, быть может, прав – спасти свой край я должен…»).

   Вот тут-то и наносит ответный удар «слева» противоположная сторона.
   Лукавый никогда не подходит к человеку с угрозами, он всегда является с соблазном. Не зря же зовется искусителем!
   С левой стороны к Игорю подъезжает хан со свитой. Начинается ария Кончака!
   Если Овлур появлялся откуда-то снизу, со стороны реки, и говорил с князем робко («позволь мне, княже, слово молвить…»), то хан спускается сверху, с горы, как властитель, к тому же, сидя на коне верхом.
   Впрочем, одет хан по-простому, он же на охоте. И он дает понять Игорю, что тот в числе приглашенных на эту охоту. Он  хочет видеть Игоря своим другом, а не пленником, ведь князь ему «полюбился». Как много значения в его первых словах: «Что приуныл ты, гость мой?.. Аль ястребы не злы… – возьми моих»! Хан произносит доверительное «возьми моих» спрыгивая с седла на землю, становясь рядом с Игорем. Они теперь на равных, Кончак не хочет быть для своего пленника господином: «Все мое – к твоим услугам!».
   И вот уже князю подводят скакуна, они с ханом трогаются в путь.
   Кончак вклинивается между Игорем и спасительной рекой, отсекает князя от реки и уводит-уводит-уводит его подальше от берега, в пустоту языческой степи. Его стан раскинулся на берегу озера, которое никуда не утекает. По дороге он продолжает петь пленнику хвалу, признаваться в любви, продолжает сулить ему богатства и прекрасных «невольниц из-за Каспия». Для мужчины-воина хороший друг и верный союзник гораздо важнее всяких дорогих ястребов, коней, мечей и красавиц.
   Игорь равнодушен к речам хана – его дорогими подарками не купишь. За теплый прием он благодарен Кончаку: «Спасибо, хан, на добром слове, я на тебя обиды здесь не знаю и рад бы сам вам тем же отплатить…», но в неволе жить не желает.

   На этот случай у Кончака припасено для нашего героя более сильное искушение!

   Вот хан преображается, облачаясь к празднику в свои самые роскошные царские одежды, и предстает перед князем уже во всем блеске своей славы. Теперь он попробует соблазнить своего амбициозного гостя перспективами совместного военного мирового господства («Ах, когда б союзниками мы с тобою были, заполонили бы всю Русь, как два барса рыскали бы вместе, кровью вражьей вместе упивались…»).
   Но Игорь непреклонен, он не предаст свою веру и народ, второй раз Бога не прогневит и испытание выдержит («Лишь только дай ты мне свободу, полки я снова соберу и на тебя ударю вновь… Испить шеломом Дона снова попытаюсь!»).
   Впрочем, своей смелостью он вызывает у хана лишь большее восхищение. («Люблю! Ты смел, и правды не боишься!»).

   Пока папочка «обрабатывает» несговорчивого русского князя, ханская дочь, Кончаковна, пытается склонить к измене юного княжича Владимира.
   Вот она тайком кидает ему желтый букет нежных байкальских маков (фильм снимали в Забайкалье), а ведь желтые цветы, как мы помним, это символ измены.
   Вот она уже набрасывает на православную шею княжича какой-то языческий амулет, а потом и завлекает за собой в степь («Теплая южная ночь, грезы любви навевая,… зовет к свиданью…»). Как мы видим, дерзкой красавице соблазнить парня было несложно.

   В разгар половецких плясок Овлур помогает Игорю бежать из плена.
   Князь уже не думает о своем статусе, ему нужно срочно «Русь от недруга спасать»! Этот внутренний недруг совсем распоясался – над народом изгаляется, погряз в пирах и разврате, девушек похищает («Выкрали девоньку, выкрали красную…»), да и на трон княжеский метит уже вместо Игоря («Только б сесть мне князем на Путивле»).

   Юный княжич, сын Игоря, пытается бежать из плена вместе с отцом, но погоня его настигает. Видимо, страсть к половчанке ослабила его, не хватило ему духу преодолеть искушение и достойно пройти испытание. Князьям и их наследникам такое легкомыслие в поведении непозволительно. Не по статусу! Ведь государь ответственен за свой народ перед Богом!
   Есть у русского народа песня, отражающая его представление о подлинном лидере, способном отвергнуть все личное во имя исполнения ответственной миссии: «Чтобы не было раздора между вольными людьми, Волга-Волга, мать родная, на, красавицу прими! Мощным взмахом поднимает он красавицу-княжну…».
   Если взялся быть вождем – личные удовольствия за борт!
   Хочется верить, что юный княжич, так же, как его отец, сделает работу над ошибками, укрепит свой дух и после всего пережитого станет мудрее. По крайней мере, из исторических источников мы знаем, что Владимир через три года вернулся в Путивль с женой и ребенком, Кончаковна приняла крещение, и они княжили после Игоря на Путивле.
   А Игорь с ханом Кончаком, вроде бы, замирился. Ведь худой мир лучше доброй ссоры.

   Есть в фильме два забавных персонажа – Скула и Ерошка. Да, они трусы, дезертиры, перебежчики, приспособленцы, но их простили. Галицкого не простили, а их простили. Они ведь гудошники-скоморохи – они артисты. А людям искусства, которые всегда у всех на виду, прощается больше, чем остальным людям. Ведь артисты скрашивают тяжелую жизнь народа, без них эта жизнь будет совсем невыносимой!
   Скула и Ерошка сразу поняли, что затмение сулит беду. Люди искусства Божьи знамения видят сразу и относятся к ним серьезно. Не зря на Руси почитали юродивых.
   В пианистов, как правило, не стреляют. К тому же, наши комические герои явно сделали свою работу над ошибками и раскаялись.

   Даже князь Галицкий, похоже, раскаялся и готов исправиться.
   Он поначалу свою сестру Ярославну тоже подбивал к измене («Ты хороша, ты молода, твой муж давно уехал, одной тебе жить скучно… ужели никого ты втайне не ласкаешь, ужели Игорю верна ты?»). Но княгиня и не думала предавать супруга.
   В минуту опасности, во время набега свирепого хана Гзака, она показывает своему непутевому брату пример мужества: «Мы половцев должны разбить!». Галицкий видит, что сестра верит в него, что она дает ему шанс на исправление. Устыдившись своей слабости, Ярославич тоже готов встать на защиту родины. Наверное, и он когда-нибудь заслужит прощение Игоря.
   Бог всегда дает человеку возможность покаяться, исправить ошибки и встать на путь истинный. Он милостив к падшим!


   «ЕЩЕ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН»
   «The Other Boleyn Girl»
   Режиссер – Джастин Чадвик, 2008 г.

   Это не биографическая драма и не исторические хроники. Это просто фильм на историческом материале. Фильм о том, какой бывает любовь.
   В жизни главной героини, Мэри Болейн, есть три мужчины. Первый – супруг по закону, второй – король ее сердца, третий – верный друг на всю жизнь.
   У Генриха есть три женщины. Одна – супруга по закону (Екатерина Арагонская). Вторая – та, которую он любит сердцем (Мэри Болейн). Третья – та, к которой испытывает животную страсть (Анна Болейн).
   Ради Анны, которая сумела разжечь в нем страсть, Генрих перевернул весь мир – пошел против закона, разорвал связи с Ватиканом, залил Англию кровью, не остановился ни перед чем, лишь бы удовлетворить эту свою страсть. Удовлетворил. Успокоился. Страсть прошла, и он отрубил Анне голову.
   Совсем по-другому он поступил с Мэри, которую любил сердцем.
   Ради той женщины, которую мужчина-король любит сердцем, он не пойдет на крайности, на великие свершения, на соперничество. Он не посвятит ей свою жизнь. Но не сможет и отнять у любимой ее жизнь. Он не отрубит ей голову, простит ей дерзость заступничества за Анну, позволит мирно удалиться и не станет преследовать. Потому что та любовь, которая возникает в сердце – она остается навсегда!
   Страсть бесплодна. Равнодушие тоже бесплодно. Ни Анна, ни Екатерина Арагонская не родили королю наследников, способных продлить династию Тюдоров. Мальчика родила лишь Мэри Болейн, ведь только истинная любовь дает истинные плоды. Но растить этого мальчика будет тот, кто все-таки способен на жертвенную любовь, кто готов посвятить любимой всю свою жизнь – Уильям Стаффорд /Эдди Редмэйн/. А законный муж Мэри променял жену на карьеру.
   Дочь Екатерины Арагонской, слабая и болезненная, станет ненадолго королевой по закону.
   Самой могущественной наследницей короля станет Елизавета I, дочь Анны Болейн. Ведь этим миром правит страсть, она «перекукует» любой закон.
   А истинная любовь – любую страсть переживет!


   «МОНГОЛ»
   Режиссер – Сергей Бодров-старший, 2007 г.

   Для мужчин дружба значит больше чем любовь.
   Может быть, поэтому монголы выбирают себе подругу жизни в детском возрасте, когда животные страсти еще не затмевают разум – отец говорит девятилетнему Темуджину про «крепкие ноги женщин», а сын смотрит на обувь девочек, не понимая, при чем здесь ноги, и о каком удовольствии речь…
   Мальчик не за красоту выбрал Борте, а за ее ум и характер. Мы видим, как он повторяет отцу сказанную ею фразу («Умные люди сюда за невестами едут»), значит, он запомнил ее слова и оценил! Мальчик рассудителен, он и слова отца схватывает на лету («Если слабый род, пусть обижаются!»).
   Борте будет ему верным другом и союзником на всю жизнь.

   Только великий человек способен принести в мир новые законы!
   Отец Темуджина свято соблюдал законы и обычаи («Если я, хан Есугей, начну нарушать обычаи, мир перевернется!»), это его и погубило – он был отравлен. Но, будучи ханом, он научил своих людей уважать закон, и это спасло жизнь его маленькому сыну.
   На празднике по случаю выбора невесты отец Темуджина боролся с Таргутаем и ненароком оскорбил его («Таргутай, мало того, что дурной, ты еще и слабый»), Таргутай затаил обиду и после смерти Есугея решил убить его наследника. Ему напомнили закон: «Почему ты нарушаешь обычаи, монголы не убивают детей!». По закону, тех, кто не дорос до высоты колеса повозки, считали детьми. Таргутай вынужден согласиться: « Как говорил хан Есугей: никогда не нарушай закон, даже если хочется!». Мальчику дали время подрасти.
   Он наверняка сделал вывод, что законы – штука полезная.
   Его, малолетнего пленника, бросили одного во время грозы, потому что все монголы боятся грозы и разбегаются от нее по укрытиям. Это позволило ему бежать. Вот и еще один урок – не надо ничего бояться («Негде было от грозы прятаться, вот и перестал бояться»). Если бог Тенгри на его стороне, то гроза не опасна! («Бог Тенгри, услышь мою молитву, а не молитву моего врага!»)

   Темуджин выжил, он вырос и женился на своей верной Борте, которая ждала его все это время. Когда ее похитили меркиты, он стал собирать войско, чтобы спасти ее из плена. Монголы «из-за женщин не воюют», но она была не просто женщиной – она была подругой и союзницей.
   Самая важная функция женщины – вдохновлять мужчину на подвиги. Попадется такая, как Борте, поневоле станешь Чингисханом. Ради обычной женщины, каких много, он не стал бы собирать войско и не стал бы полководцем.
   Почему он раздал своим воинам всю добычу, оставив себе лишь одну десятую часть? Потому что он не за добычей ходил, а за женой. Жену он вернул, значит, цель достигнута, остальное ему не важно.
   Люди его названного брата Джамухи, Даритай и Алтан, перешли на сторону нашего героя, им понравились условия Темуджина, его щедрость и справедливость. Закон позволял им поменять хозяина («Монгол волен выбирать»), и Джамухе пришлось согласиться – закон есть закон. А его родной брат не согласился и был убит сторожем Темуджина при попытке угнать табун.
   Темуджин не выдал сторожа Джамухе, Борте не позволила («Он сторожил твой табун, отдашь его – что люди скажут!»). Теперь будет война.
   Его враги – Джамуха и Таргутай – объединились и напали на обоз Темуджина. Закон позволял монголам бросать семьи и бежать от врага, они же «из-за женщин не воюют», но разве наш герой бросит свою Борте? Он дает приказ защищать семьи, воины остаются прикрывать отход обоза с женщинами и детьми («Ты хорошо сражался, Темуджин, ты спас наши семьи, теперь все монголы запомнят тебя»).
   Силы были неравны, Темуджин был схвачен и продан в рабство хозяину проезжающего мимо каравана. На невольничьем рынке его выкупил тангутский вельможа. Выкупил только лишь из любопытства – монах-прорицатель сказал, что этот монгол разрушит их царство. Удивительного монгола выставили в клетке всем на потеху с табличкой «Монгол, который хотел уничтожить Тангутское царство».
   Темуджин выдержал и это испытание. Он знал, что Борте его не бросит и ждал ее. Жена всегда на его стороне, и в минуты славы и в минуты его позора. Она пришла и спасла, пойдя ради мужа на жертвы, став наложницей хозяина каравана, видимо, выходца из Средней Азии.
   
   Он тоже с ней, даже в минуты ее позора. Всех ее детей, рожденных от других мужчин, Темуджин усыновляет. Он уже начинает чувствовать себя отцом народов. («Монгол должен заплетать косы» – «Я сам по себе»). Он готов объединять под своей властью все народы, пусть все говорят по-монгольски! («Наш язык самый красивый, когда-нибудь все будут говорить по-монгольски»).

   Темуджин хочет иметь и своих детей, но рожать стало опасно («Монголы хуже стали – убивают, грабят, детей не жалеют…»). Пора наводить в стране порядок, пора устанавливать новые строгие и справедливые законы («Я знаю, что с монголами делать!»).
   Для чего? Чтобы Борте могла спокойно рожать ему детей!
   Это и есть главное предназначение мужчин – создавать для своих детей государства, в которых можно безопасно и комфортно жить!
   Наш герой установил законы, а разбить врага помог ему бог Тенгри – Темуджин был уверен, что великий Тенгри на его стороне, поэтому не испугался грозы и своим бесстрашием вселил уверенность в своих бойцов.
   Его ждет великое будущее, он станет Чингисханом, покорит мир, разрушит и Тангутское царство, но он пощадит монастырь, за который монах отдал жизнь.
   Его Борте всегда будет рядом, и он всегда будет к ней возвращаться. Из истории мы знаем, что она переживет Темуджина и будет править после него.


Рецензии