Введение в философию православия 2. Отрывок 18

Во время построения советского государства, энергии православной культуры передавались в душу народа в результате мер, обеспечивающих непрерывное повышение его образования, базировавшегося на лучших произведениях наших писателей, мыслителей, художников, музыкантов. А их творчество было пронизано до самого основания православным духом тысячелетней культуры. Именно её энергии и облагородили расхристанную, разнузданную, развращённую во время войны и революции волю.

Только воля, облагороженная любовью, очищаемой от грязного налёта похоти, наполняется силой и соединяется с настоящей свободой. Никчемной и несчастной нашу жизнь делают ни внешние обстоятельства, ни чья-то недобрая воля, а не укрощаемые страсти. Сама суть христианского мироощущения в том, что мы должны, прежде чем проявлять внешнюю активность, обратить внимание на то, что происходит во внутреннем круге бытия. Любой из нас, кто это делает, непременно увидит, что она вместо космоса являет собой хаос. В неухоженной душе находятся в беспорядочном состоянии и мысли и чувства. А потому все наши попытки сотворить «доброе и вечное» не только не удаются, но нередко наносят прямой вред окружающим. Происходит это по причине быстрого истощения сил. Любое дело предполагает взаимодействие с окружающими людьми, настройку их на общее дело. Но если мы не сумели как следует настроиться сами, проявить волю к совершенствованию своего внутреннего мира, освобождению души от феноменов внешней действительности, то мы не в состоянии будем привлечь к себе настоящих союзников. А как нам указывал Господь, сила возникает тогда, когда двое-трое собираются во имя Его, т.е. собираются не просто для совершения добрых дел, но, прежде всего, для уничтожения зла и греха в себе. Проявление воли, понуждающей нас к этому, и есть то, что позволяет ей наращивать силу.


Рецензии