красота спасет

Судя по некоторым признакам, красота мир не спасла. Вопреки авторитетному пророчеству величайшего созидателя современной культуры. Который, кстати, хоть и был ее поклонником, но вместо прекрасного созидал в основном безобразное. То есть в его прекрасных романах господствовало именно безобразное, а прекрасное попадалось очень изредка и то как-то двусмысленно. А что же с красотой?

Сижу, завтракаю на веранде. По столу ползает муха. В форточку залетела красавица бабочка. Муху я гоняю, чтобы она попалась на липучку. А бабочку отловил и вынес на улицу – порхай, живи, лети навстречу своим насекомьим радостям. Вот муха села на липучку, попалась. И я не без злорадства смотрю, как она вытаскивает лапки, но липнет брюшком и крылышками.  Поделом тебе, муха, не ходи по моему бутерброду!

Красота бабочки заставила меня, царя природы и господина наскомьих жизней, провести смертельную селекцию – тебе жить, а тебе – смерть. А ведь муха с бабочкой хоть и не близнецы, но одной крови. Красота спасла бабочку, но погубила мою толерантность, мое благоговение перед ликом природы. То есть, точнее говоря, просто выявила давно и прочно засевшую в моей голове подсознательную несправедливость. Хорошенькая, значит хорошая. Красивая, значит получи бесспорный приоритет перед страшненькой. Получи право на жизнь, а остальные – на липучку, в ловушку, мухобойкой или спреем. Понимаете, ведь подсознание – это как формула, туда вместо мухи и бабочки все время подставляются люди, вещи, обстоятельства вообще все прочее. Вот и выходит, что красота лежит в основе несправедливости, сегрегации по внешним, очень условным, признакам. А я этого даже не замечаю, это укоренилось во мне как правило жизни, как само собой. Я пытаюсь понять, что справедливо, а что нет, но никогда не задаю себе вопроса о том, что там в подсознании щелкает помимо моих рассуждений и решает все за меня, часто вопреки моим осознанным установкам и ценностям. Вот почему декларативные лозунги –любые, хоть моральные, хоть политические, хоть эстетические – всегда страдают какой-то двойственностью, всегда слегка фальшивят.

Я не стану спасать муху. Мне бы самому спастись от обидной зависимости от того, что внутри меня, а мне не нравится. И как спасти красоту от такой некрасивой нагрузки.


Рецензии