Седьмая Ленинградская

   Торжественный банкет должен был состояться 9 августа 1942 года в гостинице «Астория» после парада войск победителя на Дворцовой площади.
   Именно к этой дате немецкое командование планировало захватить город на Неве.

   Но, судьба распорядилась по-своему.

   В этот день в Большом зале Ленинградской филармонии были зажжены все хрустальные люстры, и звучала легендарная Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

   Композитор начал писать Симфонию в блокадном Ленинграде, а завершил в  конце 1941 года в Куйбышеве, куда был эвакуирован по решению правительства.
   Произведение в блокадном Ленинграде исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга.

    К декабрю 1941 года оркестр Ленинградского радиокомитета прекратил свое  существование, подтверждая поговорку: «Когда говорят пушки, музы молчат».
   Весной 1942 года умирающему от голода дирижеру Карлу Элиасбергу поступило предписание о возрождении оркестра для исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.
   Воодушевленному этой идеей дирижеру предстояло собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении было менее двадцати человек.

   Многие оркестранты умерли в блокадном городе или погибли в бою, так как обстановка на фронтах в 1942 году была тяжелая.

   Шатаясь от слабости, Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.
   Виртуоза ударных инструментов Айдарова дирижер отыскал в морге госпиталя и при прощании с музыкантом заметил, что его пальцы шевельнулись.
   С огромным трудом медики выходили барабанщика, и он принял участие в концерте.

   На помощь дирижеру пришел командующий Ленинградским фронтом генерал  Леонид Говоров (в дальнейшем – Маршал Советского Союза), который распорядился об отзыве с фронта музыкантов для исполнения Симфонии и об усиленном питании обессиливших от голода людей.

   Множество репетиций позволили музыкантам достойно подготовиться к концерту.
   Все понимали, что это – САМЫЙ главный концерт в их жизни, и что он может стать последним, так как война продолжалась.

   К концерту готовились не только музыканты, но и военные.

   Германская разведка доложила о предстоящем в городе концерте и полковник Фридрих Гоббе, командовавший артиллерией, решил сорвать праздник, заставив ленинградцев «танцевать» под музыку немецких орудий.

   Командование Ленинградского фронта разработало операцию «Шквал», предусматривающую заблаговременный вывод артиллерийских частей за пределы города.   Артиллеристам предстояло отвлекать немцев на себя  шквальным огнем по заранее разведанным целям противника в течении двух с половиной часов.
   Это время включало в себя 80 минут исполнения Симфонии, а также время сбора публики в филармонии и разъезда по домам.

   В день премьеры в зале был аншлаг. Транспорт не ходил, и горожане шли пешком с разных районов города.
   Несмотря на лето, в неотапливаемом всю блокадную зиму Большом зале филармонии было холодно.
   Одежда публики и музыкантов была самая разношерстная: кто-то был в кителе, кто-то в ватнике, а часть женщин – в нарядных платьях, висевших на них, как на вешалках.
   Единственным человеком, одетым в идеально сидящий традиционный фрак, был дирижер Карл Элиасберг.

   Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу.
   Жители осажденного Ленинграда были потрясены и обнадежены, а немцы  –растеряны.
   Как вспоминал позже полковник Фридрих Гоббе, именно тогда он понял, что Ленинград выстоит, и что Германия будет побеждена.

   Публика долго аплодировала стоя, а за кулисами музыканты обнимались и целовались друг с другом – это был великий праздник, с которым их поздравил в своей телеграмме Дмитрий Шостакович.
   Седьмая симфония Шостаковича, названной Анной Ахматовой Ленинградской, стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.

   В этом году исполнилось 80 лет со дня исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии.
   Знаменательное событие было отмечено исполнением Симфонии на нескольких площадках города, в том числе и на Стрелке Васильевского острова.

   23.08.2022г.
  Фото из свободного доступа интернета.


Рецензии
Юрий! Вот и фильм смотрела и знаю всё об этом. Все равно впечатлена Вашим рассказом. Да разве можно этот народ победить?!
Музыка Седьмой симфонии звучит у меня в ушах непроизвольно каждое 9 мая. Выкладывааю в сети исполнение симфонии различными оркестрами и сама плачу, плачу. Вспоминаю Шостаковича.
Какой же внутренней силой и убежденностью надо обладать, чтобы написать в блокадном Ленинграде Симфонию Победы!!!
Самый главный концерт удался и Европа, Англия, Америка, а главное, фашистская Германия, внутренне содрогнулись. Такой народ победить НЕВОЗМОЖНО!
Возьму с удовольствием в сборник.
Презентация его, думаю, пройдет 10 сентября 2023 года - в День Города-героя и столицы нашей Родины, Москвы.
Чтобы помнили.
СПАСИБО, ЧТО ПИШЕТЕ ОБ ЭТОМ ВРЕМЕНИ!
Лариса

Лариса Кеффель Наумова   10.05.2023 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за комментарий.
Возможно именно Седьмая Симфония Шостаковича, а не бравурные марши, стала
Музыкой Победы в этой беспощадной войне.
С уважением, Юрий.

Юрий Фролков   10.05.2023 21:51   Заявить о нарушении
Невозможно читать спокойно Ваш цикл о Ленинграде... Многое хочется ещё сказать о нашем великом народе. Но все слова- ничто перед документальными фактами.И эта память жива! С уважением-Я.

Татьяна Фуфаева   06.06.2023 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.