Сватовство В. А. Вярьвильского
Василий Андреевич путём долгих размышлений решил, наконец, вопрос со старшими детьми от второго брака с Софьей Михайловной. Старшего шестнадцатилетнего сына Михаила, который только закончил 7-й класс гимназии, Вярьвильский берёт в помощники на торговую деятельность, с целю со временем сделать его достойным правопреемником. Среднего же, десятилетнего Давида, по договорённости со своими хорошими московскими компаньонами, отправляет на учёбу в Москву, в недавно открывшееся « Александровское коммерческое училище». Московские деловые партнёры не просто готовы помочь пензенскому голове устроить сына, несмотря на то, что принимают туда на учёбу только москвичей, но и полны решимости заботиться о мальчике-сироте, регулярно навещая его и беря на выходные в свою семью. В те времена честность и надёжность в делах, которые редко закреплялись на бумаге, купцами очень ценились, и нередко перерастали в крепкую дружбу или даже в объединение семей и капиталов.
Старшие дочери Лёля и Клавдя теперь стали в доме хозяйками, а в помощь няням по уходу за маленькими детьми в дом переехала дальняя родственница Александра Ильинична.
Теперь лишь оставалось решить «женский вопрос», самый сложный, по мнению Василия Андреевича. Пока он даже не представлял, где искать женихов для дочерей. Молодые люди - дети из достойных, на его взгляд, купеческих семей в Пензе, то не подходили его девочкам по возрасту, то слыли избалованными шалопаями. Ещё сложнее обстояло дело с личным выбором: нужна была молодая вдова, не отягощённая своими детьми, но готовая заботиться о чужих, да ещё полная решимости рожать мужу малышей. Василий Андреевич был очень чадолюбив. Его дом в городе называли «резиновым», так как дети рождались в нём почти ежегодно, в основном, правда, девочки. Именно поэтому, подросших и женившихся в последствии сыновей, В.А. Вярьвильский будет держать постоянно возле себя, наблюдая за тем, как они мужают, а затем и растут внуки.
*
- Что-то надо решать с нашим Василием Андреевичем» - перешёптывались члены Управы в своём кабинете,- заметили, у него борода прямо на глазах седеет? А ведь он ещё далеко не старый, 47 лет всего.
Соратники перебирали всех сотрудников по общественной деятельности, своих деловых партнёров, прикидывая, чьи взрослые дочери могли бы подойти на роль жены для его высокоблагородия. Наконец, остановились на молодой вдове без детей Аграфене Андреевне Колоярцевой. О ней вспомнил Яков Егорович, который хорошо знал её отца Андрея Лукича Козлова.
Козлов тоже входил в члены городской управы и был межевальщиком. Он многократно приглашался к Мартышкиным на Малую Кочетовку для межевания, проведения геодезических работ при строительстве солодозавода и составления планов.
Эта чиновничья должность особенно стала востребована и почётна во времена реформы по отмене крепостного права. В 1870-х годах Андрей Лукич закончил в Пензе землемерное училище, которое давало знания помимо общих предметов, таких как русский язык, математика, физика, специальные: законоведение, межевые законы, а также «искусства», которые были необходимы при вычерчивании, иллюминирования и подписывания планов. Программа училища утверждалась Министром юстиции. Отбор в училище был очень строгим, «троешников» отсеивали. В равной степени со знанием специальных дисциплин в межевальщиках ценились прилежание и внимательность. Именно таким требованиям должен был отвечать государственный служащий. И Андрей Лукич Козлов, как хороший межевальщик этим требованиям соответствовал. Точность, аккуратность, пунктуальность, дисциплина, требовательность отличали этого человека и как главу семейства. Но те же качества в разной степени были присущи и Василию Андреевичу Вярьвильскому.
Поэтому все переговорщики дружно решили, что лучшей невесты для начальника, чем молодая вдова Аграфена Андреевна Козлова - Колоярцева не найти.
*
Яков Егорович активно взялся за устройство сватовства. Переговорив предварительно с начальником и отцом предполагаемой невесты Андреем Лукичом Козловым и получив от обеих сторон одобрение, управленец-купец договорился об официальном визите к отцу и дочери для более близкого знакомства.
На смотрины Вярьвильский и Мартышкин поехали вдвоём. Василий Андреевич долго прихорашивался: посетил накануне своего парикмахера, одел новый сюртук – повседневный, но сшитый у дорогого портного, и главное, отстоял службу в Пензенском кафедральном соборе, поставил свечи незабвенным жёнам Александре Яковлевне и Софье Михайловне и исповедался своему духовнику.
Ехали, как показалось Василию Андреевичу, очень долго. Дом чиновника-землемера находился на тихой окраине города. Хозяин пригласил приехавших в небольшую, но светлую и чистую гостиную, где был уже накрыт стол, за которым прислуживала помощница – пожилая дама в переднике и чепце. После недолгой беседы и первой выпитой рюмки за встречу по особому обстоятельству, Василий Андреевич накрыл её ладонью, объявив, что на сегодня вина ему хватит и изъявил желание побеседовать с вдовой.
На приглашение отца в комнату вошла женщина неопределённого возраста, в скромном сером платье с белым вязанным воротничком, со скучной внешностью. Лишь по быстрым лёгким движениям и гладкой коже лица можно было определить, что невесте не больше 30 лет. И хотя узкие губы пытался сложиться в некоторое подобие улыбки, взгляд оставался холодным и не приветливым. Беседа между «женихом и невестой» сначала не очень клеилась и больше напоминала диалог строгого учителя с учеником – троешником. Но по мере получения ответов на свои вопросы, Василию Андреевичу становилось ясно, что перед ним неплохая в будущем хозяйка - домоуправительница, строгая, чистоплотная, экономная, готовая к рождению и воспитанию детей. А что ему ещё надо?
Поэтому стороны разошлись, вполне уговорившись между собою, то есть помолвившись. Впереди ожидало самое волнительное - знакомство Аграфены Андреевны с многочисленными детьми Вярьвильского, младшей из которых не исполнилось и полгода. Ведь не имея детей своих, она должна была заменить им мать. Но на что не пойдешь, чтобы стать богатой барыней, женой Почётного гражданина, ктитора кафедрального собора и городского головы? В предвкушении таких жизненных перемен, когда мужчины ушли, Аграфена Андреевна обняла за плечи помощницу по хозяйству, и радостно закружила её по комнате.
Далее: http://proza.ru/2022/08/23/961
Свидетельство о публикации №222082300953