Следующий слайд

***

- Я счастлива! Счастлива!! Счастлива!!! Какое счастье!!! Да? Правда? Какое счастье!!! А вы счастливы? Счастливы? Вы тоже все счастливы? Это же такое счастье!!!

Мне четыре с половиною года.
На мне - новый красный костюмчик с серенькими кармашками.
На маме - готовка в условиях поезда.
На папе - три чемодана.

Мы только что загрузились в плацкартный вагон, я прыгаю от восторга до потолка и выкрикиваю, как попугай, одни и те же слова о счастье.
И мы едем на юг к бабушке! На Кавказ!
Ух, и как бы не лопнуть от радости!

***

Трое суток в плацкартном вагоне:
ночь - до Питера, день - экскурсия по Петергофу.
Ещё двое суток в поезде "Ленинград-Кисловодск".
(До сих пор нет прямых "паровозов", которые бы ехали из Петрозаводска без пересадок).

На дворе 1990-й год.
Мой младший брат ещё не родился даже.
На верхних плацкартах - папа и крёстный. На нижних - девочки: мама и я.

Бум!!! Я в прыжке бьюсь башкой... эээ... простите. Стукаюсь головой. О верхнюю полку. Сажусь на своё место, потираю шишак и кое-как, наконец, успокаиваюсь.
Ну, тронулись. Перрон поехал!
Люблю север. Но, Боже, как же я счастлива!

***

Постели устроены мамой: две простыни, подушка, зелёные одеяла.
За сеточками - полотеньки: одно - для стола, одно - для рук, два - для лица.
У меня отдельное - домашнее, мягонькое, китайское - его по спискам" "достала" бабушка. (Без кавычек и не объяснишь, пожалуй, что за "списки", и как и чего по ним "доставали").

- На стол не вставай ногами, ладно? Если захочешь на верхнюю полку, скажи папе, мне или дяде.
Всю жизнь называю крёстного "Дядя". Как так получилось? Хи! И сама не знаю! Но слово вросло в века.

***

Мы едем.
ЛесА, лесА...
Карелия.
Чешу укусы. На станции, пока ждали поезда, комары меня просто сожрали. Ой, простите, опять я, что ж это... эээ... о! Меня всю с ног до головы искусали.

***

Болота. Ёлки. Озёра.
- Смотрите, лооось!!!
- Где? Где? Где?
- Эх, проехали...
- Вот комаров наших видели? Примерно размером с того лосЯ...

***

Петергофа не помню вообще!
Ни капельки!
Судя по слайдам, на мне было платице с жёлтыми уточками и панамка, за бледно-зелёненький цвет и фасон именуемая в шутку "поганкой". (Если что, я и не думала обижаться!)
Мы семьёю фотографируемся в лопухах у фонтана. Вредничаю. Щурю нос. Всё новое, усталое, жаркое...
Скорей бы следующий плацкарт...

***

Пока ели курочку, хлеб, картошку, огурцы, помидоры, яйца, пришло время ложиться спать.
- Господи, как всё-таки неудобны поезда с пересадками...
- Да с дитём...
- Так бы устроились и ехали напрямую, а там бы уже и встретили нас.
- Не отбавилось чемоданов?
- Нет. Куртки сложили - четвёртая сумка нарисовалась.
- На юг же ведь едем!
- Ну, да.
- Давайте ложиться тоже. Дети всегда просыпаются рано.

***

Новое утро!!!
Поезд!!!
Урррааа!!!
- Мам, смотри! Пап, смотри! Дядя, смотри! Уже нет ёлок и палок.
- Да, ты верно подметила. Это называется "изменился пейзаж".
- А завтра утром уже будут овраги и горы.
- Никогда не видела оврагов и горов!!!
(Неправда: я еду на Кавказ уже в третий раз. О, короткая детская память!)

***

- Хачапууури! Копчёная рыыыба! Кукуруууза! Слииива! Подхооодим, девчата, ребята! Берёёём! Не стесняяяемся!

- Ооо, как же всё вкусно пахнет! Возьмём?
- У нас есть всё с собой, не надо.
- Ну, мааам...
- Ну, Лееен. Мы ещё наше не съели, ты видела?
- Тогда давай купим и положим в сумку!
- Ну, прям! Ещё не хватало нам пятого чемодана!

***

СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД!

***

Эти звуки, эмоции, запахи...
Старушки с картошками на перроне,
мои первые комиксы, купленные прямо в вагоне,
детская весёлость от пыльного, волшебного поездного белья...

Я всё это буду помнить всегда-всегда!

В минуты усталости, отчаяния, слабости, я, уже будучи студенткой университета, стану приходить на железнодорожный мост и провожать глазами чужие южные поезда.

Как был уютен тот свет от маленьких вагонных лампочек, как при этом свете было празднично читать, писать, рисовать разноцветными карандашами...

***

- Смотри! Залезай сюда, поближе к окну! Ты видишь? Вот Змейка. А дальше будет другая гора, БештАу.
- Змейка? Какая красивая!!! Это будет моя самая любимая из всех гора!!!

***

И я слово своё сдержала.
Любимейшая моя Змеечка!

***

А поезд летит дальше.

***

Следующий слайд.
Следующий слайд..
Следующий слайд...

***

© Елена Кембор
(Елена Кемпи-Боронина)


Рецензии