Часть 1. Глава 18. Домашняя работа - камень преткн
Я поставила именно вопросительный знак: домашняя работа – это на самом деле камень преткновения между учителями, родителями и детьми? И ответила себе же: да. Не всегда, конечно, но зачастую именно так и есть. Объясню, почему.
Во-первых, родителям и детям нужно чётко осознавать, для чего учитель задаёт домашнюю работу.
Ребята почему-то уверены, что «домашку» учителя задают из вредности, или чтобы поставить двойку. Могу с уверенностью сказать, что если ученик внимательно слушает объяснение учителя и выполняет все, что делается на уроке, он усваивает до 80% материала. Если дома он не закрепит свои знания, на следующий день у него останется только 50%, а через неделю 25%. Это происходит, потому что обилие информации, которое получают наши дети в школе, слишком велико для того, чтобы усваиваемость была стопроцентной. Я говорю о тех ребятах, которым легко дается предмет. Что делать тем, у кого сложности возникают уже на уроке? Идут они, несчастные, домой и говорят, что учитель либо плохо объяснил, либо не объяснил вообще.
И мама садится за уроки, мысленно или вслух ругая нерадивого учителя. Когда меня спрашивают, нужно ли помогать детям делать домашнюю работу, я отвечаю: если вы можете помочь, то почему нет?
Учителя тоже, почему-то, иногда уверены в том, что они доступно объяснили материал, и что только «дурак», простите, не справится с домашней работой. В таком случае родители возмущаются справедливо: не понимают мама с папой, как решать химические (математические, физические...) уравнения, да и не помнят уже, чего греха таить – столько времени прошло. Как тогда помочь ребенку? И вместо того, чтобы на следующий день подойти к учителю, позвонить и поговорить, выяснить, почему ребенок не усвоил тему, родители решают, что для их «вундеркинда» данный учитель плох и нанимают ему репетитора.
Репетитор хватается за голову, но не может сказать родителям правду (а она бывает очень разная): он ведь получает от родителей деньги, а сказать что-то нужно. Родители же ждут подтверждения своих умозаключений о профессионализме учителя, а не о том, что ребёнку трудно даётся предмет. И репетитор, идя на хитрость, соблюдая нейтралитет, пророча великое будущее отпрыску, говорит любящим родителям, что ребенок, просто-напросто, ленив!
«Ах, вот оно что, – думают обрадованные родители. – Значит ленив! Это мы исправим быстренько!» И начинается настоящая гонка за отметками... В этой гонке родителей абсолютно не волнует ребёнок: их амбиции должны быть удовлетворены. А если отметки ребёнка, с точки зрения таких родителей, продолжают быть низкими, вывод напрашивается один единственный: учитель идёт на принцип, узнав, что ребёнок ходит к репетитору. И родители начинают прессовать учителя, не понимая, что пострадавшим является их любимый ребёнок.
Все мы учились в школе и ни для кого не секрет, отличников – единицы! Да, возможности ребенка безграничны, но есть еще природа, его индивидуальные особенности, которые мы не можем игнорировать. К тому же, чего тут скрывать, кому-то легко даются точные науки, а кто-то – гуманитарий в чистом виде. Не верьте тем, кто утверждает, что всем дано абсолютно всё. Мне, например, совершенно не даны языки – живу и мучаюсь. Сколько раз пыталась изучать – никак! Кого, скажите, обвинить? Поэтому, нужно обращать внимание на то, что ребенку ДАНО и усиливать эту и без того сильную его сторону. По-другому это называется ТАЛАНТОМ.
В чем я уверена абсолютно, так это в том, что все дети талантливы! Нужно только найти, нащупать эту ниточку, потянуть за нее и вы убедитесь в истинной безграничности возможностей ребенка. Но делать это нужно без насилия, иначе можно порвать ниточку.
В классе, где я преподавала математику, был парень, который дожил до восьмого класса и не знал таблицу умножения. Раньше такое чудо было исключением: таблицу зубрили и знали все без исключения. Сейчас дети, не знающие таблицу умножения, встречаются гораздо чаще, и это огромная проблема для нас, математиков. С другой стороны, зачем она им нужна, если есть калькуляторы, компьютеры, да и в каждом мобильном телефоне можно посмотреть, сколько будет дважды два?
Случай первый. Парень сидел на последней парте и молчал. Если я, ненароком, бросала на него взгляд, он прятался за спину впереди сидящего ребенка. Он хотел остаться незаметным, быть вообще невидимым. Я знала такую его особенность и не очень теребила. Как-то раз классный руководитель пригласила нас с моей подругой и коллегой, Ириной Вячеславовной Алексеенко, провести классный час. Об этом удивительном человеке, о моей Ирочке, я вам обязательно расскажу, ибо вся моя гуманная педагогика началась именно с неё. Ирочкина должность в школе называется так: педагог дополнительного образования, но дети в школе придумали ей совершенно особенную должность: «мама Ира». Ира знает абсолютно всех детей в школе и часто проводит тематические классные часы.
Итак, восьмой класс пришёл в кабинет «Гуманной педагогики» на классный час, и Ирочка попросила ребят разделиться на группы. Они что-то обсуждали, уже не помню что, потом писали, а потом защищали свои проекты... И вот защищать проект своей группы вышел мой молчаливый друг.
«Интересно, – подумала я, – неужели он сможет сказать что-то вразумительное?»
Когда парень начал говорить, я поняла, что слышу прекрасную, грамотную речь! Речь не ребенка – взрослого человека! Он рассуждал и аргументировал свою позицию, да так умело, как не всякий взрослый сможет это сделать. Я была потрясена: у мальчика настоящий талант писать и говорить, а я ни разу не слышала его голоса! На математике он опять замолчал... И что, скажите, делать мне? Убить? Растоптать? Пристыдить? Да упаси меня Господь от такого греха! Есть только один путь, на мой взгляд: ПРИНЯТЬ! Принять ребенка таким, каким он получился – несовершенным, закомплексованным, растерянным и постараться обеспечить ему комфорт на уроке, чтобы он хотя бы не боялся ко мне идти! Чтобы не прятался за спины товарищей, дрожа от страха быть опозоренным при всем классе! Что мне делать с отметкой? Поставить зачётную четверку (из десяти баллов). Ребенок ведь сидит и слушает! Слушает, но не понимает. Так в чем, скажите, его вина? Это, скорее, моя вина: нет времени на уроке ни секунды, чтобы подойти и обстоятельно позаниматься с мальчиком. После уроков у детей кружки, спортивные или музыкальные школы и дозваться его к себе на дополнительный урок не получается, увы.
Еще один случай. Сидит мальчишка, чудесный, милый, добрый... Сидит за первой партой и старается изо всех сил усвоить сложную тему. По глазам вижу – не получается. Приходит парень домой, говорит маме, что ничего не понял, а домашнюю работу выполнить нужно: вот мама садится и выполняет с ним домашнее задание. Вернее, не с ним, а за него. А на следующий день самостоятельная работа, которую он не написал: не смог решить ни одного примера. Мама приходит ко мне и спрашивает, что, мол, это такое? Почему ее сын не написал работу? Просит посмотреть домашние работы, которые выполнены идеально. Говорит, что он сам их решал, а она только чуть-чуть помогла. Я пробую подыграть: объясняю мамочке, что мальчишка растерялся, не смог сосредоточиться, не сконцентрировался... Двойку не ставлю. Но со следующей работой то же самое: не решил ничего. Приходит мама и начинается песнь о том, что ребенок всё знает, и что я не хочу оценивать его по достоинству. Далее следует моя ария о том, что мальчик не сконцентрировался... Опять ставлю четверку.
Мне жаль, но я должна поставить оценку ребенку. Научить я его пока не могу и это ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ МЕНЯ. Видимо, не владею теми инструментами, которые позволяют обучить математике всех детей без исключения. Но маму мальчика категорически не устраивает оценка: она хочет большую. Она не слышит меня, когда я говорю, что мальчишка замечательный, отзывчивый, добрый и опять показывает мне домашние работы, утверждая, что он их сделал сам. Для мамы всё ясно: во всем виновата я: объясняю новый материал плохо, ребенок ничего не понимает, за домашние работы десятки в журнал не ставлю, даю слишком сложные тесты, в общем, всё не так.
У НЕКОТОРЫХ РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ ДАННОЙ СИТУАЦИИ: ЕСЛИ У РЕБЕНКА ДЕСЯТЬ – МОЛОДЕЦ ОН САМ. ЕСЛИ НЕТ ЭТОЙ ПРЕСЛОВУТОЙ ДЕСЯТКИ – ВСЕГДА ВИНОВАТ УЧИТЕЛЬ.
У нас с мужем три сына. Три абсолютно разных сына от одних родителей. Как так получилось – не знаю: Божий промысел, не наш. Миша прекрасно знал химию и биологию, поступил и закончил медицинский университет. Второй хорошо разбирался в физике – поступил на морского механика, закончил, но работать по специальности не стал – работает судовым агентом. Третий совершенно не знает математики, зато обожает историю, географию и экономику. Куда пойдёт учиться – покажет время, но я думаю, пойдёт в какую-нибудь бизнес-школу. Наблюдая за своими мальчишками, у нас с мужем даже мысли не возникло обвинять учителей в их недоработках! Мы всегда принимали своих детей такими, какими их послал нам Бог, и развивали в них то, что было интересно им. Это даёт свои результаты, просто детям нужно дать немного свободы выбора и время. Никто не говорит об абсолютной свободе, как никто не отменяет родительского участия в судьбе детей. Просто ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к ребенку! Он сам покажет и подскажет вам, где эта таинственная ниточка...
Милые, дорогие родители! Обращаюсь к вам: может быть, не нужно искать виновных? Может, следует внимательно присмотреться к ребёнку и сделать все возможное, чтобы он устремился познать то, что ему особенно удается! Не насилуйте его, не ставьте ему планку – разобьется. Посмотрите реально на своего самого лучшего в мире ребенка и скажите себе: я люблю его не за то, что он знает математику, физику, историю и разные другие науки. Я люблю его за то, что он мой, выстраданный, самый лучший ребёнок в мире! Вспомните себя в детстве и свои страдания от того, что родители требовали невозможное сделать возможным. Каково вам было? Почему дети любят и принимают нас, родителей, безусловно, а мы все время требуем от них каких-то условностей? На мой провокационный вопрос: «За что вас любят родители?», дети ответили очень просто: «Мы же их дети!»
Напоследок расскажу вам одну очень интересную историю. Когда-то, в далеком 1989 году к нашим знакомым приехала гостья из Израиля. Это была первая ласточка, прилетевшая оттуда, из совершенно другой цивилизации, из незнакомого государства, которое мы, евреи всего мира, называем своей исторической Родиной. В 70-е годы она выехала из Литвы и, когда стало возможным посетить родные места, впервые приехала в гости к оставшимся здесь родственникам. Звали ее Дасси, что по-нашему Дуся, и она оказалась учителем химии.
У нас дома собралось человек пятнадцать, желающих увидеть своими глазами живую израильтянку и послушать рассказы про эту удивительную страну, о которой мы тогда вообще ничего не знали. Меня очень интересовало израильское образование, и я задавала вопросы именно о школе. То, что она тогда нам поведала, ввергло меня в шок. Рассказ передаю почти дословно.
«Смотрите (это любимое слово израильтян, когда они что-то объясняют), наши школы - другие. Преподавание другое, дети другие – всё другое. Я работала и здесь, и там, и мне есть с чем сравнить.
Приходит ко мне мальчик на урок и говорит, что у него нет ручки, бумаги, он забыл тетрадь... Я говорю ему: «Милый! Иди сюда, я дам тебе карандаш, ручку бумагу и ты сможешь писать».
Он мне говорит, что у него болит голова и он не может полноценно работать, а я ему говорю: «И что? Иди и полежи на ковре, а когда сможешь – придешь и будешь работать!»
Он мне говорит, что у него нет домашней работы. А я знаю, что район, в котором он живет, вчера подвергался обстрелу. Так разве я могу его ругать за то, что он не сделал домашнюю работу? Он весь вечер провёл в бомбоубежище и, слава Богу, сидит у меня на уроке ЖИВОЙ, понимаете?»
Заканчивая эту главу, я хочу вам сказать, учителя, родители и все, кто её прочтет: я не претендую на то, чтобы вы сейчас оценивали однозначно написанное мной. Это всего-навсего мои мысли вслух. К ним можно прислушиваться, а можно вообще не брать в голову. Я вам предлагаю свою концепцию образования. Для меня главное, чтобы дети были здоровы! Для меня главное, чтобы в моих классах сидели ЗДОРОВЫЕ, ЖИВЫЕ ученики. Все остальное поправимо!
Как вы думаете, согласились бы родители детей, погибших в Беслане, на то, чтобы их дети не получали десятки?..
Сегодня воскресенье, час ночи... Завтра будет ровно две недели, как я стала вести этот дневник. Утром встану, умоюсь, позавтракаю, пойду в школу, начну урок, посмотрю в глаза своих учеников и скажу им с большой радостью: «Здравствуйте, дети! Я рада, что вы пришли, что вы живы и здоровы, я же постараюсь не омрачить ваше пребывание в школе! Давайте пошлем наши добрые и светлые мысли всем, кого мы любим, всем, кто нам дорог, и тем, кто в этом нуждается...»
А потом спрошу: "Скажите, кто САМ сделал домашнюю работу?"
А потом спрошу: "Скажите, есть те, кому помогали родители? Есть! Скажите им от меня огромное спасибо!"
А потом скажу: "Задайте мне вопросы по домашней работе"...
P.S. С 2019 года ввела новую практику: ДОМАШНЮЮ РАБОТУ ВЫПТОЛНЯЕМ ПОЛЧАСА В ДЕНЬ.
Я задаю страницу, а то и две и прошу ребят решать то, что им по силе, но минимум полчаса. На следующем уроке они задают мне вопросы и мы разбираем то, что было непонятно. Это разноуровневые домашние работы. Нельзя всем ученикам задавать одно домашнее задание. Сильным - раз плюнуть, те, кто слабее, сделают с родителями, либо спишут. Мне понравилась эта система. Но, главное, её приняли и родители, и ребята.
Продолжение: http://proza.ru/2021/08/14/1230
Свидетельство о публикации №222082401255