Философия Дугина кратко

Дугин один из самых ярких и ускользающих русских мыслителей современности.

Оппоненты считают его фашистом, сторонники - евразийцем и традиционалистом.

Я слежу за его творчеством давно и как профессионального философа меня всегда интересовал тот водораздел, где популяризация  чужих идей сменяется формированием собственной мировоззренческой позиции.

Для анализа философии обратимся к его многочисленному наследию.

Уже в работе «Конспирология» (1993) заметен критический пафос по отношению к процессу глобализации, идеологию которой он называет «мондиализм».

Кто такие мондиалисты? Это агенты «нового мирового порядка», функционеры международных организаций, «либералы», «масоны», «антисоветчики». Видимо, это те, кто в XVIII веке провозгласил идеи «Свобода, Равенство, Братство», ибо освободиться нужно было от предрассудков о семье, племени, народе. Отсюда мондиализм это закономерное выражение идей Просвещения и Модерна.

Анти-мондиализм означает анти-модернизм, то есть возврат к традиционному обществу с патриархальными семьями, религиозными устоями и национальными особенностями. Здесь Дугин ожидаемо традиционалист.

Однако традиционализм может быть разным. Русские мыслители, пытаясь понять корни России, приходили то к славянофильству (с переходом к неоязычеству), то к византизму («русский – значит православный»), то к норманнской теории вечевого Новгорода.

Традиционализм тяготеет к национализму, а национализм де-факто раскалывает организм Русского государства. Именно поэтому Дугин не фашист и не националист. Нация для него это порождение ненавистного Модерна и Просвещения.

Русский национализм славянского толка направлен против «чурок» (тюркских народов) и кавказцев. Его практиковали русские скинхеды «нулевых».

Русский национализм православного толка направлен против мусульман и светского невоцерковленного населения «советской закалки».

Русский национализм норманнского толка («широпаевщина») враждует с ордынской Московией.

Последовательный русский национализм – это убийство реальной исторической России во имя России вымышленной.

Отсюда дугинская идея «четвертой политической теории», которая отрицает три предшествующие политические теории: либерализм, коммунизм и фашизм.

Вместо безродного мондиализма (и его советского двойника) и не менее пагубного национализма Дугин предлагает «симфонию» этносов «многополярного мира».

Человечество состоит из суперэтнических целостностей, которые оформляются в пределе как «империи». Конечно, здесь можно увидеть имперскую эстетику фашизма (Римская империя у Муссолини или Рейх Гитлера), но у Дугина нет расизма или шовинизма. Его патриотизм почвенного толка.

Мондиализм (принявший форму атлантизма в виде НАТО) отнял у него Родину (СССР) и он хочет ее интеллектуально возродить, но не политбюро и ГУЛАГ, а симфонию симбиотов, живущих на территории Евразии: между Китаем и Европой, к северу от Ближнего Востока и Индии.

У Евразии есть один любопытный аспект, а именно отсутствие северной границы. В этом смысле Евразия и есть Гиперборея («супер-север») и «Арктогея» («медвежья земля»).

Не Дугин придумал евразийство: СССР наследник Российской империи, та – Московии, а та – Орды. А Орду сделало само пространство между цивилизационными мирами: не язык, не религия, ни культура.

Отсутствие явно выраженной цивилизованности позволило Дугину видеть в России-Евразии некую ось, Хартленд («сердцевину», это слово он позаимствовал у Макиндера). Отсюда пространство Евразии воссоздает некий архетип.

Дугин обращается к византийскому христианству и находит там образ «катехона» («удерживающего» из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам).

Россия-Евразия – это катехон, препятствующий глобализации.
 
Данное представление неизбежно приводит Дугина к актуальности эсхатологии, которая будет выражаться в борьбе мондиалистов и евразийцев. Неизбежность борьбы требует возрождения касты воинов-кшатриев со своими идеалами и привилегиями, а также демонизации мондиалистов, которые объявляются наследниками семитского Карфагена. Европа, как ни странно, здесь оказывается ареной борьбы, потому что , с одной стороны, она проникнута идеями глобализма и мондиализма (колыбель Модерна и Просвещения), а с другой стороны, Европа это западная оконечность Евразии.   

Продолжение (критика) см. здесь: http://proza.ru/2022/08/29/1513

P.S. Иллюстрация: скан британской газеты The Sun, сделанный 8 июня 2022 года


Рецензии
Спасибо за сжатое изложение. Не хотелось тратить время на изучение томов.

По сути, абстрактная теория, которую каждый может трактовать как хочется со всеми отсюда вытекающими. Православные это расценят как "русский значит православный", националисты - как русскоцентризм, "русский суперэтнос". Даже не ясны, в конечном итоге, конкретные цели и задачи этого "евразийства", к чему оно приведёт. Где есть приставка -анти, противопоставление ради противопоставления, там, как правило, ничего хорошего не получается.

Думаю, у его философии такие туманные очертания намеренно, потому что Дугин - философ нового типа, философ при власти, а не просто философ ради философии как таковой. Не сложилось у меня о нём впечатления, что он из тех философов, которые в своём мире живут.

Лиса Осина   31.07.2024 18:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.