Философия Дугина кратко

Дугин один из самых ярких и ускользающих русских мыслителей современности. Оппоненты считают его фашистом, сторонники евразийцем и традиционалистом.  Я слежу за его творчеством давно и как профессионального философа меня всегда интересовал тот водораздел, где популяризация  чужих идей сменяется формированием собственной мировоззренческой позиции.

Для анализа его философии обратимся к его многочисленному наследию.  Уже в работе «Конспирология» (1993) заметен критический пафос по отношению к процессу глобализации, идеологию которой он называет «мондиализм». Кто такие мондиалисты? Это агенты «нового мирового порядка», функционеры международных организаций, «либералы», «масоны», «антисоветчики». Видимо, это те, кто в XVIII веке провозгласил идеи «Свобода, Равенство, Братство», ибо освободиться нужно было от предрассудков о семье, племени, народе. Отсюда мондиализм это закономерное выражение идей Просвещения и Модерна. Анти-мондиализм означает анти-модернизм, то есть возврат к традиционному обществу с патриархальными семьями, религиозными устоями и национальными особенностями. Здесь Дугин ожидаемо традиционалист.

Однако традиционализм может быть разным. Русские мыслители, пытаясь понять корни России, приходили то к славянофильству (с переходом к неоязычеству), то к византизму («русский – значит православный»), то к норманнской теории вечевого Новгорода. Традиционализм тяготеет к национализму, а национализм де-факто раскалывает организм Русского государства. Именно поэтому Дугин не фашист и не националист. Нация для него порождение ненавистного Модерна и Просвещения.

Русский национализм славянского толка направлен против «чурок» (тюркских народов) и кавказцев. Его практиковали русские скинхеды «нулевых".

Русский национализм православного толка направлен против мусульман и светского невоцерковленного населения «советской закалки».

Русский национализм норманнского толка («широпаевщина") враждует с ордынской Московией. Последовательный русский национализм – это убийство исторической России.

Отсюда идеи «четвертой политической теории»: анти-либерализм, анти-коммунизм и анти-фашизм. Вместо безродного мондиализма (и его советского двойника) и не менее пагубного национализма Дугин предлагает «симфонию» этносов «многополярного мира». Человечество состоит из суперэтнических целостностей, которые оформляются в пределе как «империи». Конечно, здесь можно увидеть имперскую эстетику фашизма (Римская империя у Муссолини и Райх у Гитлера), но у Дугина нет расизма или шовинизма. Его патриотизм почвенного толка.

Мондиализм (принявший форму атлантизма в виде НАТО) отнял у него Родину (СССР) и он хочет ее интеллектуально возродить, но не политбюро и ГУЛАГ, а симфонию симбиотов, живущих на территории Евразии: между Китаем и Европой, к северу от Ближнего Востока и Индии.

У Евразии есть один любопытный аспект, а именно отсутствие северной границы. В этом смысле Евразия и есть Гиперборея («супер-север») и «Арктогея» («медвежья земля»). Не Дугин придумал евразийство: СССР наследник Российской империи, та – Московии, а та – Орды. А Орду сделало само пространство между цивилизационными мирами: не язык, не религия, ни культура.

Отсутствие явно выраженной цивилизованности позволило Дугину видеть в России-Евразии некую ось, Хартленд («сердцевину», это слово он позаимствовал у Макиндера). Отсюда пространство Евразии воссоздает некий архетип. Дугин обращается к византийскому христианству и находит там образ «катехона» («удерживающего» из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам). Россия-Евразия – это катехон, препятствующий глобализации.
 
Данное представление неизбежно приводит Дугина к актуальности эсхатологии, которая будет выражаться в борьбе мондиалистов и евразийцев. Неизбежность борьбы требует возрождения касты воинов-кшатриев со своими идеалами и привилегиями, а также демонизации мондиалистов, которые объявляются наследниками семитского Карфагена.    Европа, как ни странно, здесь оказывается ареной борьбы, потому что , с одной стороны, она проникнута идеями глобализма и мондиализма (колыбель Модерна и Просвещения), а с другой стороны, Европа это западная оконечность Евразии.   

Продолжение (критика) см. здесь: http://proza.ru/2022/08/29/1513

P.S. Иллюстрация: скан британской газеты The Sun, сделанный 8 июня 2022 года


Рецензии
. Так да. Да. Да

Эжен Париж   22.02.2023 07:58     Заявить о нарушении