По фильму А. Тарковского - Жертвоприношение

На днях  по каналу «Культура» показывали фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Досмотрела его по второму разу, хотя великое множество затемненных кадров и странности сюжета меня добивали. Когда-то я видела этот фильм в кинотеатре, и будучи в те годы очарованной эзотерикой, поняла его сюжет весьма своеобразно. Приведу собственные размышления об этом фильме от ноября 1987 года:

«Человек погряз в материи. Он перестраивает мир по своему усмотрению и отделился от него. Утрачена гармония взаимоотношений человека с миром. Идет рассказ о больной матери, которая смотрела в окно на запущенный сад – сад был прекрасен. Сын захотел сделать умирающей матери подарок – две недели он работал в саду, придавая ему цивилизованный  вид, вырезая деревья и организуя пейзаж. Взглянув в окно на результаты своего труда и  ужаснулся: сад стал выглядеть уродливо.

Главный герой фильма страдает от утраты своей связи с миром, он уходит от людей и сажает сухое дерево, поливает его. Ежедневные крошечные усилия в одном направлении, считает он,  изменят мир – сухое дерево зацветет.

Мальчик – его внук, после операции временно стал немым. Его немота – это символ материи, утратившей дух – Слово. Внук спрыгнул на деда с дерева, испуг деда вызвал в его сознании вереницу видений: мир пришел к упадку, началась мировая война, все находится на грани гибели. Произносится молитва Богу: «Я готов принести в жертву себя и дом, только спаси мир, верни все назад!».

Друг главного героя  собирает разные истории о тех явлениях, которые невозможно объяснить. Одна из них – это появление на фотографии лица погибшего двадцать лет назад сына, с которым мать снялись перед его уходом на войну, но этот  снимок она так и  не забрала в фотоателье, поскольку узнала о его гибели. В чем смысл этой истории? Мы слепы, мы не понимаем, не можем объяснить мир. Чтобы спасти мир надо вернуть материи ее дух – Бога, а символически - пойти к служанке Марии и молить ее о любви – только она спасет мир. Идет аналогия с картиной «Пришествие волхвов» Леонардо Да Винчи, висящей в доме. На этой картине  изображено дерево, в его корнях сидят люди, чтущие Марию с младенцем. Младенец – это то, что одухотворит мир – любовь. Мария спасает мир, подарив ему младенца.

Потом цепь видений деда прерывается, герой понимает, что это был только сон – все это ужасы и страхи ночи. Но он все равно идет и поджигает свой дом (мир требует очищения). Его забирают медики и увозят. А внук продолжает дело деда - поливает посаженное им сухое дерево. В финале немой мальчик заговорил и произнес: «В начале было Слово».

Еще сцена фильма – герою дарят картину с картой Европы 17 века. Она не отражает современность. Дар – это жертвоприношение. Но и современная карта – тоже не отражает современный мир, как и эта, 17 века. Истинный мир не тот, что мы видим, невозможно реальность передать законами логики. Именно так и построен фильм – в нем нет видимой логики, реальность отражает текущее состояние человека».

Судя по этому старому конспекту по фильму, я тогда поняла из фильма больше и лучше, чем сейчас. В этот раз я воспринимала «Жертвоприношение  более буквально: в фильме аллегорически показана  личная трагедия Тарковского, который не мог больше выносить нашу страну и свалил за границу. Прав он или нет – не знаю. Видимо, творец должен искать свободы для самовыражения. Фильм этот об ощущении духовной гибели мира и о необходимости делать усилия в заданном (любом?) направлении – поливать сухое дерево, принося себя в жертву. Давать, не получая. Что Тарковский и делал. Понимают ли его сейчас? Не уверена. Ничего с 1987 года не изменилось – мир все так же находится на краю гибели. Только мистики в Тарковском фильме я уже вижу меньше, а реальности – больше.

Куда делась та прошлая Я – знаток мистики? Я по-прежнему чувствую мистику мира, но жутко не люблю, когда о ней твердят плохо образованные люди, типа актрисы Вележевой – ведущей нового телешоу «Дело Х», где о непознанном полемизируют  ученые и мистики. Как-то они бездарно спорят, перебивая друг друга и смешивая в одном флаконе мух и котлеты, бездоказательно, но уперто, бездарно ставят вопросы, и не дослушивают ответы на скромные попытки ответить на эти вопросы – скачут галопом по европам…

К чему я все это? Ничего не изменилось со времен Тарковского. Живи он сейчас и с нами – он даже творить бы не смог – вытошнило бы его от социума! Духовность на нуле, зато процветает безграмотная антинаучная мистика. Жертвоприношение нынче непонятно, не модно и презираемо.

2015г


Рецензии