гл. 6. Из лекций А. Б. Зубова по религиям

Запишу для памяти несколько важных тезисов зубовских лекций.

Арийская цивилизация – продолжатель курганных народов - сформировалась из территории между Карпатами, Кавказом и Уралом и потом распространилась по Европе, по северу и дошла до Индии. Отголоски арийской религии сохранились у кельтов (Франция), эстонцев и литовцев, в Армении и Иране. Язык – санскрит, вернее его предтеча - индоевропейский, о котором говорила наша преподаватель по ц/сл. Наш славянский язык имеет много общего с санскритом, мы тоже родом от ариев, но не сохранили их верования. У ариев была сельская жизнь и система варн (периодов жизни: брахмачария, домохозяин, прадхаста - отшельник, и учитель, саньси). Варна брахманов в течение тысячелетий наизусть (письменности не было!) заучивали тексты Вед и проводили ритуалы. Благодаря этому санскрит не менялся и до сих пор остается живым языком. Эпоха Вед - это 5-6 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э.

Далее начинается «осевое время» - появляются пророки в Иудее, Зороастр в Азии, Конфуций в Китае, происходит кризис Вед в Индии. В Риг-Веде –уже  единый Бог Творец мира, нерожденный, непознаваемый. Его творческая способность – Небо, где есть божественные энергии. Не отдельные боги, а ипостаси Нерожденного: Индра, Сома, Сурья, Варуна, Митра, Рудра, Вишну, Яма и др. Им посвящены гимны Вед, которые читают брахманы, обслуживая всех и во всех событиях жизни. Их цель – участие человека в борьбе божественных сил на стороне Дэвов (светлых сил) против Асуров (темных сил). Человек – Пуруша (совершенный, изначальный) – это создатель Вселенной, из его тела сотворен мир за счет желания. Бог жертвует себя Пуруше, Пуруша жертвует себя Богу. Человек – активный соучастник мироздания, его ритуал – жертва Богу без привязанности к результату жертвы для себя. Путь к бессмертию – это служение Богу и переход в его божественную энергию, а условие этого – праведность и соблюдение божественного закона – Риты, который творит мир. Отклонение от Риты – это умирание. После смерти тело сжигают, и праведник переходит в духовное тело в огне, становится божественной энергией. Шудры –это все не "дваждырожденные" – они бессмертия не имеют.

Далее в 1 тыс. до н.э. начинается Кризис Вед. Угасает дьяга - самопожертвование, монотеизм становится политеизмом, а ипостаси Нерождённого становятся отдельными богами, которым служат для получения своих выгод. Вместо служения Целому возникает служение своим целям. В Европе с угасанием арийской веры зарождается язычество – магическое отношение к божествам. В Индии и на Иране кризис Вед был преодолен: в Иране появляется зороастризм, а в Индии – появляются Упанишады.
В Иранском зороастризме описывается благой мир Зервана: мир Меног - мысли Зервана, и мир Гетиг - материя, сотворенная мыслью Зервана. Так появляется два начала – добро и зло. Путь человека – это соблюдение правды и уклонение от зла. После смерти – суд и воскрешение из мертвых в теле только для праведных. Ритуал Вед в зороастризме отрицается, там главное – добродетельная земная жизнь. (Родоначальники фарисейства). Про Упанишады я напишу позже.

От прослушанного курса лекций Зубова «История религиозных идей» я нахожусь в полном восторге. Сравниваю его с Кураевым, Осиповым и с их апологетикой христианства. В моей жизни опять начался новый этап и  формируется новое представление. Кураев в прошлом году убедил меня в том, что православие – это самый лучший путь, и выбил из меня глубоко засевшую в меня эзотерику. Обругал буддизм. Почти излечил от него! Я, действительно, стала мрачной и пессимистичной после знакомства с ваджраяной Секо Асахары. Это многие отмечают, даже по стихам того времени это очень заметно. Но какая-то грусть по Индии во мне все же остается. Нет, не сожаление - я полюбила православие всей душой, а скорее досада, что Кураев совсем не нашел достоинств в том, чему я так искренне и так долго служила.

А.Б. Зубов показался мне объективным исследователем. Он не ставил задачи найти лучший путь, не искал ответа на вопрос «какой Бог на самом деле» и «как все на самом деле устроено» (вопрос, постоянно мучающий меня). Он сказал, что Бога познать до конца невозможно, что любой путь содержит в себе ошибку из-за несовершенства самого человека.

Зубов пытался постичь способ мышления каждого народа, считая его духовный опыт – объективным и искренним. Он - историк, его интересует само богословие, представления человека о Боге и способах достижения бессмертия. Ему интересны способы разрешения таких вечных вопросов каждого человека как смерть, одиночество, разобщенность, невозможность достичь собственного совершенства при понимании своего несовершенства. А это - самые важные вопросы для меня!  Зубов с любовью и вниманием разбирает каждый существовавший или существующий путь. Во внутреннем сходстве разных на первый взгляд путей я нахожу бОльшее доказательство объективности религии, чем любая другая апологетика. Если разные народы в разные времена искали и находили схожие решения, имели схожий личный духовный опыт, то это ли - не лучшее доказательство тому, что Бог есть, и что он – живой Бог, личность, которой мы в какой-то степени подобны?

Опять флер гностиков? Нет. И Зубов вновь помогает мне получить ответ, почему, теоретически оправдывая идеи гностиков и теософов, не лежит к ним мое сердце, не верит им, не чувствует правды в их безупречной, но человеческой логике.
Есть 4 типа отношения человека к многообразию религий, утверждает Зубов.

1. Моя религия – истина, все остальные – ошибка и бесовщина.

Существует такое мнение о православии, я сама так думала. И это больше всего отвращало меня от христианства. Но видимо кому-то выгодно распускать такие мифы и пудрить мозги самим православным, часто плохо образованным в религиозном отношении. Преподаватели наших духовных академий так не считают. И этому не учат.

2. Во всех религиях есть доля истины.

Бог не познаваем, а человек субъективен и не обладает полнотой знания. Для каждого – свой путь, и он объективен, может достичь цели. Надо знать все религии, тогда лучше поймешь и оценишь свою религию. Это мнение исповедует Зубов, и я на его стороне. Сам он православный человек, больше того, он преподает в Православной Академии.

3.Гностическое.

Истина есть, но она перемешена с ложью в разных религиях. Надо выбрать из других религий верное и отбросить ложное. То есть, своим умом построить «правильную картину».
Кто дает право считать свое мнение верным? Мало того, что гностики и теософы часто искажают, потасовывают факты и контексты, так еще чаще всего они не имеют собственного опыта познания Бога! Разве что магический или мистический. Что не одно и то же. Теперь понятно, почему эклектика сомнительных и серьезных школ Ле Мара меня не впечатлила. Как и раньше теософы. Слишком много заумного и человечьего в них и никакого ощущения духа, «аромата» духовности.

4. Атеистическое.

Все религии суть заблуждения. Они - попытки защититься от жизни и результат незнания науки. Надо отыскивать причины возникновения подобных заблуждений, заимствования мифов других народов, проблемы в самой жизни.
Это мы в школе проходили. Нас именно так и учили. Но не все выучили. Я осталась Белой Вороной. И не одна я. Еще раз остается пожалеть, что Зубов пришел ко мне так поздно. А может, вовремя? Тогда, когда я сама накопила свой опыт, не только ошибок, но и важных впечатлений?

Итак, продолжаю рассказ  о том, что узнала из лекций А.Б. Зубова.

В 1 тыс. до н.э. кризис Вед в Иране породил - зороастризм, а в Индии - Упанишады.  Упанишады – это книги, где написано толкование Вед. Брахман есть атман – вот главная идея Упанишад. Чтобы достичь своего атмана, ритуала недостаточно, необходимо освободиться от привязанности к миру, потому что Бог – не в мире. Материя - это результат наших желаний, она иллюзорна. Реален только Брахман. В это время появляется идея перерождений. Чтоб уйти от мира нужно освободиться от привязанностей к нему. Упанишады заимствовали верования древней индской цивилизации – коренного, черного населения Индии. А там основная духовная практика - это йога и аскетизм. Для ариев последнее было не характерно. Варна кшатриев (войнов и царей) в это время становится главным носителем идей – кшатрии больше связаны с завоеванными ими народами, чем брахманы. Хотя ведические ритуалы все так же продолжают исполняться.

В 600г до н.э. зарождается новый кризис - теперь уже Упанишад. Главная идея - для освобождения – необходимость отречения от всех желаний, в том числе, и от желания освобождения. Но если нет желания (стимула), то не станешь упорно практиковать, возникает заколдованный круг! Отсюда и новый кризис в развитии религиозной мысли. Выход из него дали: 1) буддизм, 2) джайнизм, 3) атеистическтие картины мира, 4) индуизм – живущий и в настоящее время.

Индуизм имеет следующие разновидности: индуизм даршан (6-и равноправных философских течений), индуизм Шанкары (шиваистская адвайта) и индуизм Рамануджи – вишнуитская адвайта. Причем последняя – гораздо ближе к христианскому пониманию Бога, воплощения любви и мира, как благого творения Бога, не требующего отречения от него, чем все древние верования, что были прежде. Индия от них отказалась, а наши оккультисты и теософы их пропагандируют до сих пор, внедряя в сознание крещеных россиян смешение разных точек зрения, разных подходов! Внедряют по чисто гностическому принципу – выберем то, что МЫ считаем правильным, и выкинем остальное, соберем из этих фрагментов нечто красивое и – кушайте на здоровье! Все равно никто, не исключая и носителей теософских учений историю религии не знает. (Это я о себе говорю!).

О Даршанах, Шанкаре и Раманудже я напишу позже. Это действительно  интересно.

Перескажу основные идеи последней лекции Зубова про Египет.

Человек изошел из энергий Бога, вернее, из его бесконечных, индивидуальных личностей, которые призваны Богом стать воплощенными богами на Земле. Падшая природа - только средство для действий этих личностей. Пока воля человека направлена на соединение с Богом, Бог живет на Земле. Когда она уклоняется, человек становится рабом слепого (лишенного способности к творению) существа – противника Бога, и Бог умирает на Земле. Человек рожден Богом, но он же и спасает Бога, Бог в человеке в этом смысле нуждается. Нас послали в мир, чтобы спасти в этом мире Бога. После смерти человек и Бог - одно и то же, потому что мы по природе своей божественны. Мы можем не выполнить своей задачи – спастись из огня, то есть спастись, ничего не привнеся в инобытие, но мы все равно спасемся и будем там пребывать в силу одной только изначально божественной своей природы. Все сказанное выше – мысли из книги Мертвых, тексты которой писались для умерших и замуровывались в гробницах. Причем, для каждого человека, потому что в каждом человеке заключена божественная личность. Отсюда египетское отождествление каждого умершего с Богом.


Рецензии