Слёзы над роялем

  Над роялем в классе фортепиано раздавались рыдания. Несколько девочек с хорового отделения  получили тройки.
Сначала заголосила Полина:- Как? У меня тройка? А-аааа. Потом Саша- «И у меня тройка? А-ааа» Не расплакалась только Настя
- «А я не буду плакать, -надменно сказала девочка.
 -Это почему же? Все рыдают, а  тебе что,  нравится «3»?
–Да, этюд был недоучен, но за гаммы же «4», значит еще не всё так плохо...

Рояль, орошенный слезами, тоже «плакал» в тот момент. Старый, чешский Petrof повидал многое за свою трудовую жизнь. Вечно запыленный, с лопающимися тонкими струнами в четвёртой октаве, в общем, он был добродушен и снисходителен к своим начинающим артистам.

 В мою бытность, в провинциальном советском городке, никаких кабинетных роялей в помине не было. Разбитые пианино фабрики «Красный Октябрь», с изъеденными клавишами «Тверца», всевозможные «Ласточки», «Фантазии», «Вятки»- и на этом спасибо. На сцене, где мы играли на  экзаменах - два рояля «Красный Октябрь», черные и гремящие по звуку.

-Господа!- обратился директор к нам, рядовым современным преподавателям. -Такого не ждите ближайших 50 лет!

Деньги, выбитые директором из отдела культуры, были потрачены на абсолютно новый зал с звукоотражающими деками, потолок с декором, софиты,и главное, -рояль  японской фирмы за три миллиона рублей.

Как известно, «Kawai»- вечный  конкурент Yаmaha,  а сейчас он потеснил немецкий Bechstein, стоявший прочно на сцене и верно служивший последние 25 лет.  Но когда новый рояль был "запущен»,пианистов ждало разочарование. Высокие клавиши, глухое звучание,- детям играть оказалось весьма сложно. Звук не шел, не летел в зал, его приходилось буквально вытягивать из нутра сурового японца. Как заметили пианисты, это инструмент, удобный для концертмейстеров.

-А мы пианино на помойку выкинули!- весело воскликнула мамочка с веснушками. В прошлом году выбросили, кто ж знал! Вот, в музыкалку решили пойти..
-Как же это, прямо на помойку?- Во мне что- то  перевернулось. Я представила пианино под дождем и снегом, в распухающем корпусе.-Можно было по объявлению бесплатно отдать. Ученик Рома без инструмента!
 Когда-то говорили о клавикорде: «друг в радости и утешение в печали» А тут, простите-  на помойку.

Рома, правда, вскоре  взял пианино «Беларусь» за банку сгущенки. Играл на нём самозабвенно и самоотверженно.Через полгода пианино перестало держать строй и превратилось в «дрова». .Но это ж польза  какая, и радость!
 
Да, пианино, более 30 лет не выдерживает, входит в почтенный возраст, и сколько таких заброшенных музыкальных «тел»? Но начнется сентябрь, и проблема инструментария снова встанет.

 Однажды родители ученика «взяли в хорошие руки» приличное пианино. Заплатили за подъём вниз и наверх, настройку. И тут звонок. Со слезами звонит бывшая хозяйка, сокрушённо просит пианино обратно!
 
-Это память о моей маме, как я могла так  бездумно отдать!- плакала женщина. В итоге, в память о маме пришлось заплатить 15тысяч за подъём вниз вверх и вернуть исторический «памятник» на родину.

Как известно, в советских спортивных школах занятия художественной гимнастикой шли «под рояль». И вот спустя десятилетия, вытесненный магнитофоном, а позже музыкальным центром,  старинный рояль скромно спрятан на черной лестнице. В перевернутом «на попа» виде, он ждал своего часа, отправки в «последний путь». Сердце сжалось при виде этого зрелища, и не скрою, я только и думала, как можно спасти инструмент, найти деньги, выкупить и спасти любой ценой.

 Но у нашего «Рёниша» судьба оказалась счастливой. Он гордо стоит  в хоровом классе. Старому роялю вставили новые пластиковые «зубы». Заменили жёлтые, костяные и местами отпавшие клавиши, на их месте  просвечивало разводами дерево. Не просто настройщик, а музыкальных дел мастер, поменял колки, натянул струны. Рояль перестал старчески дребезжать. Сверкает лаковый корпус, чугунная рама с гербовыми золотыми орлами и львами, резная подставка для нот и пузатые ножки. Под струнами надпись-«Настоящею подписью в клейме удостоверяется, что к этому инструменту была применена самая тщательная работа и безукоризненный материал» Dresden 1845-St.Peterburg 1897.

Дети часто спрашивают,- а что это за рычаг? И действительно, справа, внутри корпуса есть рычаг. У Рёниша свои секреты. Мы открываем легкую крышку( по сравнению с Каваем) и усаживаемся поудобнее играть гаммы, этюды, пьесы, созданные для этого прекрасного клавишного струнного инструмента. Правда, иногда проливаются и слёзы! Но пусть они будут исключительно от эмоций   перед этим инструментальным шедевром.   


Рецензии