Многогранный Киш и Ограниченная Cистема

КОНФОРМИЗМ и АНТИ-КОНФОРМИЗМ

Более 20 лет я проработала с детьми аутистами в Американской Системе Социальной Службы. Была возможность работать в Системе образования,там и зарплата была получше,но я эту возможность всегда избегала, так как в Системе социальных служб свободы действий всё же было побольше. Я люблю свободу
С Системой образования я была знакома, так как, училась в американском колледже, также часто  навещала своих клиентов, чтобы увидеть полную картину, и потом эти две системы взаимосвязаны. Но так как я человек со стороны, то конечно важные детали этой Системы мне доступны не были
Так получилось что моя Дочь стала работать в Системе образования с детьми-аутистами . И удалось, так сказать, заглянуть за кулисы. В отличие от моей анти-конформической природы дочь моя пошла в бабушку, как и положено «по науке» -характер передаётся через поколение.  Я свой получила от дедушки, которого революционная деятельность довела до Сибири. Мне моя анти-конформическая деятельность тоже даёт не простые испытания
Когда мы жили вместе, я легко принимала конформизм дочери и она с такой же легкостью принимала мою особенность и у нас существовал баланс б в котором мы друг друга дополняли.  Но как известно дети несознательно перенимают поведение родителей. Я была анти-конформист активный. И однажды моя активность видимо была такой активной, что заразила Дочь и она захотела встать под мои Флаги. Мне пришлось проявить твердость и не позволить ей этого.
Потом она вышла замуж и попала в окружение сверх-комформических людей, которые стали уничтожать в ней любые проявления анти-конформизма, но оказалось, что в некоторых  серьёзных ситуациях конформизм не помогает и тогда из глубин сознания возникает мама и её анти-конформические идеи, которые помогают найти решение
Дочь иногда рассказывает истории в соц сетях и я эти истории комментирую.
Вот одна из них

МАЛЬЧИК КРИШ

Работаю с мальчиком Кишаном второй год. Кишан, мы его называем Киш сокращённо, по сути самый тяжёлый мальчик в нашем классе, very high maintenance kid. С ним нельзя расслабляться ни на минуту, надо всегда держать ухо востро, следить за ним каждую минуту, быть готовой сорваться и бежать догонять.
Что представляет из себя этот мальчик? Трудно описать его вкратце, уж очень он такой интересный, многогранный мальчик, и я его довольно неплохо изучила за последние два года.

КОММЕНТАРИЙ

На своих работах я любила брать трудных клиентов, в то время как мои сотрудники предпочитали тех, с которыми было легко. Мне всегда было интересно работать и потому я немного завидую Дочери. Я бы очень хотела поработать с таким ребенком и посмотреть какие изменения возможны. Правда в Системе образования это почти нереально. Даже в социальной системе, если работать в коллективе, где влавствует прозрачность (все за всеми следят) и нужно выполнять приказы составленные вышестоящими (вышесидящими) товарищами и конформизм обязателен, это тоже почти нереально. Все же я умудрялась что-то делать, если была такая возможность и уходила, когда становилось невозможно. Я пеменяла множество мест, поэтому у меня многогранный опыт с такими детьми.

ИЗ ПРЕКРАСНОГО:

* Киш -- маленький худенький мальчик, больше напоминает киндергарденца чем третьеклашку.  У Киша большие, очень живые, всегда удивлённые глаза с длиннющими ресницами. Про него и ещё другого мальчика в нашей школе не раз замечали другие женщины как они завидуют таким огромным ресницам

* Киш -- быстрый как стрела, свободолюбивый и креативный абсолютно во всём

* Киш -- врождённый инженер. У него поразительный склад ума. Он хочет знать как всё устроено, из чего сделано. Он всё трогает, щупает, ему всё интересно

КОММЕНТАРИЙ на интерес
-Если идти за интересом  ребенка, то это будет увлекательное путешествие, которое принесет положительные плоды, но Система этого не поощеряетю С интересом ребенка нужно боротьсяб чтобы ребенок на нем не зацикливался,а познавал окружающий мир

* Киш - один из тех редких детей кто не любит ничего смотреть на компьютере или айпэде. Его не интересуют мультики, ютьюб видео, игры. Единственное, чем он может иногда заинтересоваться на айпаде -- это как что-то выглядит. При этом у него идут периоды просто маниакального увлечения чем-то одним. В прошлом году я помню это были рикши, особенно электрик рикши. Киш со своей семьёй ездит в Индию чуть ли не каждый год, поэтому увлечения рикшами мне понятно.

КОММЕНТАРИЙ на маниакальность

Мне кажется это аутичная черта, (маниакальный фокус на чем-то одном) которая может по разному проявляться. У нас был мальчик, у которого эта черта проявлялась в еде. Было время увлечения чизкейком и резиденция удовлетворяла его потребности в еде. Мы, персонал, тоже наслаждались этой вкусняшкой. Потом он полюбил, кажется , горчицу... Последний предмет его обожания, который помню, был майонез. Конечно, я  изобрела систему использования  такого предмета с пользой, чтобы ребенок ел нелюбимые,но полезные вещи и потом получал свой майонез или как-то ещё. Мне не позволили, так как указания спускались свыше, от нашего психолога и потому использовали насилие, то есть заталкивали  нужную еду в рот и держали рукой пока не прожует и не проглотит...это считалось приемлемым,  потому что приучали к порядку  «все едят макароны- значит все едят их»

* Киш  обожает рисовать. Я обнаружила его талант и тягу к рисованию ещё в прошлом году, с тех пор пользуюсь этим насколько могу. У него очень необычный метод рисования, эдакий техническо-аутистичный. Он проходит через периоды, когда его что-то очень сильно увлекает, тогда он постоянно это рисует, или просит других людей это нарисовать. Помню в прошлом году он много рисовал рикши, в этом году он проходил через период Лампочки, Качели, Гитары, обычные и электрические, Сar seats and booster seats.
При этом его часто интересуют техническая сторона рисунка, где какие застёжки на car seats, струны на гитарах. Рисование не просто интересное времяпровождение для Киша, он как будто бы лучше и глубже постигает то, что его интересует когда он увлекается рисованием одного и того же

КОММЕНТАРИЙ-Фокус на деталях-специфика аутичного мышления

* Два самых любимых занятия Киша -- это играть и рисовать. Играет Киш очень интересно. С чем бы он не играл почти никогда он не играет по правилам. Он вообще не любит правила, ни в чем. В прошлом году самая любимая его игрушка в классе была пластиковая телега (wagon). Как с этой тележкой играли другие дети? В неё мог сесть один или два ребёнка, а мы, взрослые, их катали. Или один ребёнок мог сидеть, а другой его катал. Киш крайне редко садился в тележку чтобы его покатали. Чаще всего он клал на неё доску, поверх одеяло или другие игрушки и пытался на всё это залезть. Мы делали ему замечание чтобы он слез. Или же он пытался залезть на тележку и оттуда прыгать вниз. Опять море замечании, нельзя прыгать с тележки, опасно, бла-бла.

КОММЕНТАРИЙ-Делать всё своим путем-это тоже специфика аутичного мышления

* В прошлом году дети в обычном втором классе, с которыми Киш проводил где-то 1.5 часа в день были к нему абсолютно равнодушны. Они знали его как мальчика который постоянно бегает по классу, хватает всё,что попало, выключает свет и бьёт детей.

В этом году, в 3-м классе, Киш проводил ещё меньше времени со своими 3-классниками, и не смотря на это они его обожали. Когда он приходил в класс на specials (gym, art, music) чуть ли не пол-класса хотели ему дать high five. Я однажды была свидетелем во время перемены на улице как Кришну учили играть в kickball и чуть ли не на руках носили. Очень согревает сердце видеть обожание детей.
Хоть кто-то не смотрит на Киша как на мальчика, который постоянно себя неправильно ведёт!

КОМЕНТАРИЙ на «неправильное поведение»
Дети видят вещи по-другому. Был у нас мальчик, который «бил» детей и взрослые его за это постоянно  ругали и наказывали. Однажды он стукнул по спине мальчика, с которым я работала и тот расхохотался. Мы, конечно на него напали-мол, что тут смешного.Это неправильно и нехорошо бить других детей... А мой мальчик спокойно говорит, что ему было приятно, щекотно и весело. Стало вдруг понятно что "драчун" совсем и не драчун. Он просто так заигрывает с другими детьми, так общается, по другому не умеет.И об этом говорила его забавная физиономия-там не было никакой агрессии. Его просто надо было научить общаться по-другому, вместо того чтобы ругать и наказывать. Но в коллективах, работающих по правилам Системы это очень непросто,ведь все смотрят друг на друга и подражают друг другу


ИЗ РАЗДРАЖАЮЩЕГО:

* Если у Киша вопрос он его будет задавать по 10, по 20, по 30 раз. У многих людей не хватает терпения отвечать на один и тот же вопрос. Я раньше не знала как с этим иметь дело и терпеливо отвечала на один и тот же вопрос по много раз. Мне всё казалось что если объяснить получше он поймёт. Теперь я соглашаюсь с нашей учительницей, что это не здоровый способ задавания вопроса и что лучше ответить один раз, а потом говорить "Киш, я уже ответила на этот вопрос."

* У этого ребёнка совершенно неконтролируемое любопытство и импульсивность. Стоит только отвернуться на секунду, Киш подбежит и выключит свет в комнате, или даже во всей столовой. Ещё он может , сорвать рисунок со стены, ударить кого-нибудь, смахнуть со стола вещи. Это сильно напрягает и раздражает тех, кто работает с Кишом. Я нахожу, что периодически ощущаю себя супер нервной изнутри, готовой бросится за ним в любую секунду, чтобы остановить его очередное импульсивное действие.

Я не всегда ощущаю это чувство внутреннего нервного состояния, но я о нём знаю по своим же реакциям. Когда я с другим ребёнком, и тот ребёнок начинает что-то делать, что похоже на начальную стадию того, как ведёт себя Киш, к примеру, что-то порвать или поломать, скажем, я, не задумываясь ни на секунду, как коршун бросаюсь на ребёнка и забираю у него то, что тот пытается порвать, или поломать. Потом иногда я узнаю, что ребёнок и не собирался этого делать, мне просто показалось. Но у меня уже выработался инстинкт, как только вижу первые признаки, действую молниеносно, не задумываясь.

КОМЕНТАРИЙ на «среду обитания»

Вот именно. Тут обоюдная проблема и такое поведение взрослого может негативно действовать на ребенка. Частенько в социальных службах персонал для собственного спокойствия убирает все и дети находятся в пустой комнате и часами должны смотреть видео. Таких как Киш дисциплинируют и если родители не возражают, то, обычно, лекарствами.
Но ведь есть другие методы, как например «создание специальных условий», где  ребенок не сможет развлекаться выключая  свет, так как выключатель будет защищен, легко ломающиеся вещи будут недоступны и т д Но все это
требует обдумывания и согласования. В Системе это просто невозможно обьективно. Но дома или в резиденциях это вполне возможно, если будет желание и заинтересованность.

* Киш постоянно всё разбирает. У него поразительные способности дотронутся до вещи и она перестаёт работать. К примеру, у нас в классе очень странный нестандартный стейплер. Киш уже раза 3-4 до него дотрагивался, совсем ненадолго и буквально за меньше чем минуту степлеру приходил каюк. То есть не совсем так, просто он что-то там быстренько сдвигал, после чего степлер переставал работать. Ловкости пальцев и инженерных способностей нашей учительницы и меня не хватало чтобы починить этот на вид простой стейплер. Я уже несколько раз носила стейплер домой, там его меньше чем за 5 минут чинил мой муж. В какой-то момент мне это надоело и я наконец-то поменялась с другой комнатой степлерами. У них нету в комнате таких талантливых инженеров-ломателей как у нас, так что им не страшно.


А ТЕПЕРЬ из ГРУСТНОГО:

* У Киша очень сильно выраженные ADHD and ODD (oppositional defiance disorder). Я довольно много работала с детьми с аутизмом за те 10 лет что я в школах. Я многое перевидала за эти годы, много разных проявлений и ADHD и ОDD. Такого сильного как у Киша я ещё не встречала. Обычно система поведения в государственных школах для аутичных детей довольно сильная, а на мой взгляд, абсолютно не гибкая. Она заставляет детей подчинятся, помогает справится с их плохим поведением. Вот только на Киша эта система что-то не действует. Такое чувство что ODD у него cтановится сильнее из года в год.

У нас в этом году работает очень опытная учительница. По сравнению с учительницей прошлого года, она намного меньше жалуется на администрацию школы. Видно что у неё побольше опыта, она многое перевидала на своей работе с аутистик детьми. Но даже и она, к маю месяцу опустила руки, у неё просто кончились идеи что ещё можно сделать чтобы контролировать экстремальные поведение этого маленького худенького мальчика. Видно что с такими сильно выраженными проявлениями ОDD and ADHD она не встречалась.

* К сожалению, в сфере государственных школ, и особенно классов поддержки аутистов в государственных школах, на детей чаще всего смотрят через призму их поведения. Есть поведение приемлемое, а есть - неприемлемое. У большинства персонала есть общепринятые нормы какое поведение считается правильным, а какое неправильным. Большая часть поведения Киша считается неправильным. Киш ведёт себя совершенно не так как должен вести себя ребёнок который уже 4 года провёл в Autistic support room. Которого тренировали без устали системой ABA, которому сделали за эти годы несколько тысяч (может уже несколько сотен тысяч) замечаний как себя не надо вести, а как надо.

* Я очень давно работаю в системе Специальное образование в системе государственных школ. Я заметила что с такими детьми как Киш, с очень сложными по поведению детьми, в поведении которых есть очень много раздражающего для нас, типичных взрослых, что тут не принято смотреть на сильные стороны таких ребёнка. Со стороны учителей так точно не принято делать ударение на сильных сторонах ребёнка, пользоваться ими, не давать негативным чертам затмить сильные стороны.
 Это ещё говорила моя мама когда работала с аутистик детьми. Она правда работала не в школах, а в резиденциях. Я в школах наблюдаю похожее.

КОМЕНТАРИЙ на другой подход

Когда я начинала работать с ребенком, поведение меня мало интересовало. То есть реагировать на происходящее конечно необходимо, не допускать опасного или разрушительного действия, но главное было найти причину того или другого поведения и возможности его исправления.  К сожалению в Системе обьяснение любому нежелательному поведению это попростому-кручение пальцем у виска, а на более продвинутом уровне это "химический дисбалансе мозга"

Про это иногда говорят, точно говорят на тренингах, но в жизни, то есть в школе, я этого не наблюдаю. Возможно потому что это очень кропотливое дело, нужно много времени и сил чтобы замечать сильные стороны, когда ребёнок большую часть времени ведёт себя так раздражающе. Берёт много времени и сил научится работать с этими сильными сторонами, чтобы они шли ребёнку на пользу.

Времени как раз у учителей в Autistic support зачастую нет. В особенности после Ковида я замечаю что большую часть времени наши классы understaffed. Наши учительницы не имеют шанса быть учителями, они часто должны играть роли помощников из-за нехватки людей.

Из-за этого всего Киш обычно подвергается довольно серьёзным методам наказания за его ODD поведение. Его бывает лишают перерыва на улице, он вместо этого должен поднимать всё, что он разбросал. Это казалось бы нормальные методы наказания, но я то вижу что за 2 года поведение Киша не особо улучшилось. Не работают методы наказания. Как только Криш раздражен,  он опять всё делает по-своему, и опять его заставляют подбирать, извинятся, не идти на перемену. Эффективность наказания - ноль. Но никто не знает что же делать с этим ребёнком, как ему показать что он неправильно себя ведёт.

Слишком сильное у этого мальчика Киша чувство сопротивление,
чувство внутренней свободы.(Вот они!  Правильные слова! Молодец Дочь!)

КОММЕНТАРИЙ на неработающие методы

У нас был мальчик,который любил еду без ограничения. Закончив свою, он умудрялся хватать еду с чужих тарелок и быстро запихивать её в рот. Персонал с этим добросовестно боролся, насильно открывая  его рот и вытаскивая оттуда еду. Мальчишка  совершенствовался в этом деле-запихнув еду, начинал быстро её глотать или убегать подальше, но и персонал тоже совершенствовал скорость  и реакцию Это продолжалось годы, но ребенок не научался тому,чему его хотели обучить из лучших побуждений. К сожалению,неработающие методы могут применяться годами

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

* Конечно, школа - это только небольшая часть жизни ребёнка. Дома он проводит больше половину времени. Из того что мне удалось по крупицам собрать из слов учительницы прошлого года , дома папа лупит Киша нещадно за его плохое поведение. Это наверняка добавляет к его ODD поведению. К сожалению, во многих семьях где есть дети с тяжелым поведением очень часто папы не могут принять поведение ребёнка. Кто-то из пап вообще перестаёт обращать внимание на такого ребёнка, кто-то уходит из семьи, кто-то снимает ремень и пытается воспитать ребёнка таким образом. Я не представляю, чтобы этот метод Кишу помог. Но вероятно он помогает папе


КОММЕНТАРИЙ на проблемы взрослых

Взрослым трудно договориться между собой, поэтому школы делают своё дело, родители своё. Насколько я знаю в Системе образования школа и родители стараются взаимодействовать по-минимуму
 В социальной системе рулят деньги, которые идут через родителей и поэтому система старается удовлетворить желания родителей. Однажды мне захотелось на короткое время обьединить  всех участников  вокруг проблем ребенка, чтобы все работали каждый по своему, но с одними  и теми  же проблемами или навыками.  Я решила это осуществить в кооперации с мамой ребенка, предложив ей обьединиться вместе для этой цели….Не получилось,увы. Не получилось у взрослых объединиться ради такой целию Взрослым это сложно

КОМЕНТАРИЙ на преимущества конформизма

Вне Системы работать с таким ребенком необычайно захватывающе и интересно. Завидую Дочери белой завистью, хотя учитывая школьные обстоятельства, я бы с ними не справилась и быстро ушла. Это одна из причин моих частых увольнений, когда становилось ясно, как много всего можно было бы сделать для такого ребенка, но невозможно, но похоже у Дочери началось получаться.
Вот они, преимущества конформизма!
(продолжение следует)


Рецензии