Часть 1. Глава 16. Урок есть урок!
Знаете ли вы, когда на самом деле начинается урок? Многие думают, что со звонком. Для детей - да, конечно. А для учителя? Тогда, когда мы начинаем подготовку к нему? Вполне возможно. На самом деле, урок начинается с мысли о нём: подумала об уроке - он уже начался. что с воспитательным процессом? Он когда приходит? Тоже задолго до того момента, как начинается урок. Скажу больше: он стоит над всеми остальными действиями учителя. Воспитание - впереди, оно входит в класс раньше, чем в класс входит учитель. Воспитание – в каждой мысли, в каждом слове, в каждом жесте и в каждом взгляде учителя! И в чем я уверена на все сто процентов, так это в том, что РЕБЕНОК ВОСПРИНИМАЕТ МАТЕРИАЛ УРОКА, ДА И САМ ПРЕДМЕТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.
Родители иногда говорят: если ребенок умный, то какого учителя ему не дай, он все равно возьмет то, что ему нужно. И здесь не вопрос образования, поверьте. Такая постановка вопроса говорит о том, что наша учительская задача - взрастить качественного потребителя. Если это так и родителям ничего больше не нужно – схема работает. Если задача ставится: взрастить Человека, личность – голая наука здесь бессильна. Влюби в себя ученика, открой дверку его души, посели туда радость и ребёнок примет всё, что ты сможешь ему предложить.
Представьте себе простую ситуацию, которая происходит практически каждый день в школе и на каждом уроке. Мариванна входит в класс, класс взбудоражен. Девочка плачет, все наперебой кричат о том, что плохиш Петенька сильно толкнул Настеньку, а потом спрятал её пинал и не отдаёт. Класс разделился: одни кричат, что он не прятал, другие обвиняют Настю: зачем она обозвала Петю дебилом? Звенит звонок, начинается урок. Я предложу вам два варианта решения этой проблемы, а вы поставьте себя на место детей и выберите тот, который вам ближе.
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ
Не обращая внимания на слезы ребенка (урок есть урок!), учитель просит всех встать, потом сесть и записывает тему. Раздается голос какого-то ученика:
«Мариванна, а у нас такое случилось!..»
Марья Ивановна – замечательный педагог, она дает знания, владеет методикой преподавания и точно знает, что нужно от нее родителям и детям.
«Да, я вижу, что Настя плачет. Но сейчас идёт урок. Закончится урок, и мы обязательно поговорим на эту тему…»
И если Мариванна думает, что в этот момент она выключила все детские эмоции, потому, что у нее программа, время, и в детей нужно втиснуть как можно больше знаний по предмету, то она глубоко ошибается. Их, эти эмоции, не так просто выключить. Весь урок дети будут оглядываться на плачущую Настю, а для девочки урок превратится в настоящую пытку.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ
Мариванна видит плачущую девочку. Она сажает детей за парты и задает именно тот вопрос, который ребята больше всего ждут от нее:
«Что случилось, дети?»
И дети наперебой начинают рассказывать, что Петька (Ванька, Данька...) ударил Настю (Катю, Лену...). Мариванна – замечательный педагог, она дает знания, владеет методикой преподавания и точно знает, что нужно от нее родителям и детям.
Она подходит к девочке и обнимает ее, нежно гладя по голове, даже, порой, целуя.
«Девочка моя, понимаешь, так иногда случается, что мальчишки не понимают, как это страшно, когда мужчина поднимает руку на женщину! Как это ужасно выглядит со стороны... Но когда мальчишки вырастут и заведут семьи, только тогда они поймут, что девочки тоже вырастают, становятся женщинами. Как же им, мужчинам, становится страшно, что кто-то может обидеть их жен, дочерей... Для этого осознания им нужно всего-ничего: вырасти. Смотри, солнышко, некоторые мальчики в классе уже мужчины – они никогда не позволят себе оскорбить и обидеть девочку... А некоторые еще растут! Давай простим обидчика, потому что для него это тоже урок! Он поднял руку на Женщину и ему сейчас очень стыдно...»
Примерно так... Это заняло минут пять драгоценного времени урока, но для детей это урок, поважнее, чем какая-то математика. Да, не удастся решить одну задачу, начертить одну фигуру, но зато дети получили всё, чего ждали от учителя, и теперь будут думать только об уроке!
Какой вариант вы выбрали бы для себя, мои дорогие? Открою секрет: родители, как правило, выбирают ПЕРВЫЙ, а дети - ВТОРОЙ вариант. Я тоже выбираю второй. ВСЕГДА. Сама для себя выбираю, для своих родных детей, а теперь и для внуков тоже однозначно выбираю второй вариант. Ни в коем случае учителю нельзя показать детям, что мы равнодушны к их маленькому горю. Да и бывает ли горе маленьким? Нам только кажется, что если ребёнок маленький, то и беды у него небольшие. А вот у взрослого человека беда - это настоящая беда. Не замечая детских переживаний мы учим их безразличию и жестокости.
Повторюсь и буду повторять многократно: один из постулатов Гуманной педагогики гласит: ПОДОБНОЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ПОДОБНЫМ! Разве не так, друзья мои? Я очень часто слышу от родителей, что сейчас страшно растить детей добрыми и отзывчивыми... Что им будет тяжело в жизни... Что их обидит первый встречный и что добро должно быть с кулаками. Не страшно, поверьте! Это говорю вам я, мама троих сыновей и учитель по совместительству. По-другому нельзя, потому что подобное обязательно притянет к себе подобное!
Взрастите в ребёнке лень – все лентяи и лентяйки будут подле него крутиться. Подлость взрастите – всю жизнь он будет подлецов притягивать и в подлости купаться. Вот и поставьте на весы Истины с одной стороны Программу, а с другой стороны Жизнь. Как вы думаете, какая чаша перевесит? А дети не думают над этим вопросом – они ответ знают.
«Возвращайтесь чаще в детство, именно там вы найдете средства для своей педагогики...», - говорил нам Шалва Александрович. Вспомните себя в школе, свои вопросы и обиды, свои ощущения. Вас не обижали? Повезло. Но детей в школах обижают. И самая горька запоминающаяся обида - это когда учитель прошёл мимо него, когда не защитил и не захотел понять, как ребёнку больно. Дети не живут "на потом". Они живут здесь и сейчас.
В конце этого повествования я позволю себе напомнить вам известную притчу о двух волках.
Очень люблю афоризм немецкого педагога, Адольфа Дистервега. Дистервег уделял первостепенное внимание методической подготовке учителя, чего не делают в наших педагогических вузах. Я не могу вспомнить из курса педагогики, преподаваемой в университете ничего от слова "совсем". Возможно, если бы нашим студентам рассказывали не о методах воспитания, а о личностях, если бы напитывали будущих учителей образами великих и мудрых педагогов, коими были Сухомлинский, Корчак, Макаренко, не было бы столько поломанных школой детских судеб.
"Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания..." Адольф Дистервег
Продолжение:http://proza.ru/2021/08/14/834
Свидетельство о публикации №222082400023