Ч. 5 Морской пехоты не существовало

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/08/22/739

17 августа 1941 года наши войска оставили Николаев. К немцам попали не только одно из крупнейших судостроительных предприятий  Советского Союза, но и много специалистов, которые были вынуждены работать на оккупантов.

По словам наркома ВМФ Кузнецова, Сталин испытывал пристрастие к линкорам. Перед войной заложили четыре линкора: «Советский Союз» в Ленинграде, «Советская Украина» в Николаеве, «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» в Молотовске (Северодвинске).

У меня вызвало недоумение высказывание Игоря Касатонова в книге «Черноморская эскадра 1940 - 1961»:  «Мы – патриоты и гордимся тем, что наши линкоры по наступательным  и оборонительным параметрам превосходили английские, немецкие, итальянские  и французские линкоры постройки 1934-1941».

Далее он продолжает: «Но разница в том, что указанные выше морские державы свои корабли построили, а мы нет! Обидно, но факт!»  Это напомнило мне мультипликационные фильмы недавнего времени, в которых наше оружие объявлялось самым совершенным в мире.

Корпус «Советской Украины» немцы частично разобрали на металл, а в 1944 году они взорвали стапель. Оставшиеся в Николаеве производственные мощности противник использовал для строительства лёгких судов.

Под Одессой шли жестокие бои. Корабельная артиллерия поддерживала своим огнём оборонявшуюся базу флота.

В конце августа командир бригады крейсеров Сергей Георгиевич Горшков получил в Севастополе приказ совершить переход в Одессу с отрядом кораблей в составе крейсера «Червона Украина», лидера «Ташкент» и трёх эсминцев.
 
9 августа корабли прибыли в Одессу. Между кораблями и дальнобойной артиллерией противника велась контрбатарейная борьба. От вражеских самолётов отбивались зенитным огнём.

В Одессе впервые применили корректировочные посты. Группа моряков с рацией направлялась на передний край и оттуда по рации корректировала огонь корабельной артиллерии.

Во время контрбатарейной борьбы командир эсминца «Фрунзе» капитан-лейтенант Павел Андреевич Бобровников был ранен осколком снаряда, при разрыве которого погиб один и были ранены четыре моряка.

Бобровников не оставил мостика, пока не закончил обстрел противника. Корабли проводили по восемь-девять стрельб в день. Без их огневой поддержки Одесса не смогла бы держаться. Корабли доставляли в Одессу пополнение, боеприпасы, продовольствие, горючее и эвакуировали раненых.

22 августа крейсер «Красный Крым», эсминцы «Фрунзе» и «Дзержинский» доставили из Севастополя в Одессу 1-й отряд моряков-добровольцев в количестве 600 человек и 2-й отряд из 700 человек.

Береговые батареи, которые должны были защищать военно-морскую базу от атаки с моря, вели огонь по сухопутному противнику. И в Одессе, и позже в Севастополе, повторилась история Крымской войны.

В записках Николая Герасимовича Кузнецова говорится, что «Одесса являлась южным флангом немецкой армии. Для флота любой страны обеспечение флангов армии, если они упираются в море, составляет одну из важных задач как в период наступления сухопутных войск с целью занять побережье врага, так и в случае вынужденного отступления».

На Чёрном море у противника таких военно-морских сил, чтобы нанести тыловой удар с моря, не было, а Черноморский флот такие удары наносил.
 
Немецкое командование считало, что без взятия Одессы не удастся захватить Крымский полуостров.

Начальник Генерального штаба немецких сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер 22 августа 1941 года записал в дневнике: «Захват Крымского полуострова имеет первостепенное значение для обеспечения подвоза нефти из Румынии».

Нарком Кузнецов писал, что первое время не было нужного взаимодействия армейского и флотского командования. В Одессе было два командования: Отдельной Приморской армии (командующий генерал-лейтенант Георгий Павлович Софронов) и Одесской военно-морской базы (командир базы контр-адмирал Гавриил Васильевич Жуков).

Только когда положение стало критическим, Ставка приняла решение создать Одесский оборонительный район и ответственность за оборону Одессы возложить на Черноморский флот. Командующим районом назначили контр-адмирала Жукова.

С кораблей Черноморского флота отправили защищать на земле Одессу свыше восьми тысяч моряков. До войны в Советском Союзе не было морской пехоты. Морской пехотой во время войны называли моряков, отправленных воевать на суше.

Их наскоро готовили, объясняли самые элементарные приёмы ведения боя. Во время Первой мировой войны, когда готовились к захвату Черноморских проливов, построили специальные десантные суда типа «Эльпидифор».

Потом эти суда передали в гражданское ведомство, а четыре судна переоборудовали в канонерские лодки. В 1941 году Военно-Морской  флот не имел ни морской пехоты, ни десантных кораблей. Почему так случилось, в мемуарах наркома Кузнецова нет ни слова.

Во время обороны Одессы румынская подводная лодка «Delfinul» совершила выход в море для атаки советских кораблей, но сама подверглась атаке подводной лодки М-33. Торпеда прошла мимо за кормой. Румыны немедленно вернулись в базу.

В ночь на 18 сентября 1941 года, во время обороны Одессы, румынские торпедные катера атаковали наш конвой к югу от Одессы. Из четырёх торпед три прошли мимо атакованных эсминцев, а четвертая торпеда попала в эсминец, но не взорвалась.

9 ноября два из трёх румынских катеров подорвались на советских минах. У румын остался единственный торпедный катер «Viscolul», пока в августе 1943 года к ним не прибыла катерная  итальянская 7-я флотилия МАС.

15 сентября войска, оборонявшие Одессу, отбивались из последних сил. И тогда из Ставки командованию Одесского оборонительного района пришла телеграмма необычного содержания за подписью Сталина:

«Передайте просьбу Ставки Верховного Главнокомандования бойцам и командирам, защищающим Одессу, продержаться 6-7 дней, в течение которых они получат подмогу в виде авиации и вооружённого пополнения…».

Эта телеграмма оказала сильное моральное воздействие на защитников Одессы, подняла их дух. Удержание Одессы имело огромное значение для Ставки.

Ранее, 6 сентября, пришла директива, подписанная наркомом Кузнецовым с требованием разработать операцию по высадке тактического десанта в районе Новая Дофиновка для поддержки наших войск.

Общее руководство морской частью десанта возлагалось на контр-адмирала Владимирского, а командиром высадки назначили капитана 1 ранга Сергея Георгиевича Горшкова. Высадку десанта планировали на 16 сентября.

Продолжение http://proza.ru/2022/08/25/1303

На фотографии: Павел Андреевич Бобровников на мостике


Рецензии
Доброе утро, Владимир. Мультфильмы стали делать классные. Вспоминаю, пригласили на заседание Академии Связи РФ. Готовили для Президента Д. Медведева доклад о развитии связи в России на пять лет вперёд. Подготовили очень красочную презентацию. Великолепный мультфильм. Связь где в облаках передаёт огромные объёмы информации. Пошла оживлённая дискуссия между академиками. Потом я выступил и спросил, а по каким линиям связи физически сигналы передается? Что вызвало большое удивление у академиков. В советское время для руководства страны готовили огромные по обьему научные доклады , а не презентации. Дискуссия академиков перешла к известному русскому вопросу. Что делать? Так как многие линии связи стали частыми и как с ними согласовывать взаимодействие никто толком не знал. Спросили у меня. Ответил, что сажать надо за такие презентации. Академики замолкли…
Большое спасибо за великолепный рассказ. Каждый раз Ваши рассказы все актуальнее и актуальнее. Это самое важное для исторических рассказов.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   08.10.2022 08:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!
Вопрос о линиях связи для физической передачи сигналов был самым главным. Это подтверждают и последние события.
Спасибо за рецензию.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   08.10.2022 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.