Дорога из столицы, трудна

Щепинские рассказы, или Яшкины будни.

* семейная хроника, основана на реальных  событиях *

                = Тяжкое возвращение в прошлое =
                - быль -

" Ложь церкви, ни есть ложь Бога. Если жизнь и обстоятельства заставили нас грешить и лгать своей совести, сие не есть решение и воля Бога.Не Бог грешен.Вы."
                Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1837г. июль м-ц, десятого дня.

Дождь осенний, холод, ночь
Развезло дороги...слякоть
Еле-еле тянет конь
Сквозь трясину воз крестьянский ( проклятый-замарано-автор)
Разбитной мужлан как царь
Погоняет друга плетью
Конь хрипит, в глазах весь страх
Дождь ростовский гонит ветер...

Князь Щепин-Ростовский Д.А.
1857г. август м-ц 30 дня.

               
Распрощались старики молча, стараясь тайком смахивать слёзы,ибо предчувствовали, что им больше не свидеться в этом мире. Сев в коляску тройки, князь махнул на прощанье рукою и прикрикнув на кучера, своего сельского мужика, отвернулся и ..." заставил себя забыть о прошлом. Дорога в свою вотчину, старому князю обещала быть сложной из-за не прекращающего третий день дождя.Но дела и письмо из села прибывшее с нарочным, заставили Дмитрия Александровича распрощаться с роднёй и старой княгиней досрочно...

…Усадьба князей Ростовских, находившаяся в селе Иванково (в простонародье Иваньково, (не путать с селом Ивакино, так же когда-то принадлежало роду, где так же находилась родовая усадьба Князей Щепиных-Ростовских с XIV века - автор), была похожа на многие купеческие и помещичьи усадьбы XVIII- XIXвеков, включающая в себя: основное здание усадьбы помещиков, с прилегающими с двух сторон полукружья одноэтажных хозяйственных построек, с садом, прудами и деревянной оградой с главными въездными воротами, при двух сторожевых башенках, в которых сидел привратник и как охрана, двое крепких крестьян. Впрочем, при ухудшении положения дел в хозяйстве, убранных, а сами же башенки заколочены и входа замурованы. Помещичья усадьба, это было довольно просторное, большое двухэтажное здание, с огромным балконом второго этажа, выступающим над самим входом в дом. (из дневника князя и его рисунка). Шесть, красивых белых колонн, по обе стороны лестницы ведущей в дом, подпирали выступающий балкон.
Мощные кариатиды по бокам, в виде героев греческих мифов, красиво дополняли фасад княжеской усадьбы. Западная сторона, вечно находящаяся в тени, отличалась тем, что по желанию деда супруги князя, на верхней части фасада были отлиты пять масок древних богов, с гримасой смеха смотрящих на столицу, а в средней части прямо над ними был барельеф с ликом основателя и прапрадеда князей Ростовских, Князя Василия Константиновича( 1250- 1316.02.). Лик сделан, как говорили потомки князя, с древней золотой монеты князя.  Всё это и  изображения  говорят о независимости рода:       
« - Князья Ростовские скромны в своих целях, ибо не желают прислуживать особам ниже себя по происхождению, и независимы от кого либо, ибо не пристало их осуждать или судить придворным, попам, игуменам и прочим  смердам… ».
( надпись на стене комнаты  малого дома, окна которого выходили на северный фасад усадьбы). На северной стороне усадьбы, на фасаде, у самой крыши, были крупным, на древне – славянском, шрифтом выбито: «Царь - Гордыня, гибнет в смирении и молитвах…». Большие окна с витражами на французский манер, оттенялись карнизами и фигурным орнаментом в виде цветков лотоса, завершали линии высоких окон. На фронтоне, под самым козырьком высокой крыши второго этажа, выступал герб княжеского рода. Серебряный Олень, бегущий вправо, с золотым ошейником на шее и приподнятой в гордом шаге, правой ноги. Вокруг образа, переплетающиеся стебли тюльпанов, обвивающие римский меч  Тита, скопированные с медальона работы    Летягина. Ниже, прямо под ним: « Меч, решает всё ». Завершал всё вензель, с буквами Щ.-Р. Щит  покрыт красной княжескою мантией и Российско-княжеской шапкой - короной. Восемнадцать комнат первого этажа, заставлены скромной, в псевдо русском стиле мебелью, ковры, застилавшие полы, были застираны и довольно старые. На стенах в гостиной, обитыми дубовыми панелями до  самого  потолка, в английском стиле, в следствии  чего казавшейся самой большой и красивой комнатой в усадьбе, висели небольшие картины в золочёных рамах, русских и Европейских художников, в частности около пяти, шести  картин голландца Якоба Рейсдала. Но, главной реликвией, и самой почитаемой, в княжеском доме была освящённая Икона   « Гостеприимство Авраама» или вещая в народе, как Святая Троица, подаренная князьям Щепиным-Ростовским, по случаю крещения их дочери, самим Димитрием Ростовским. По великим праздникам, семья князей и крестьяне, работники в усадьбе, молились, почитая её, в специально пристроенной к флигелю часовенке, по случаю её обретения. Семейная легенда гласила, что приобретена сея великая реликвия, в самом  граде Константинополе, в столь древние времена, что их уже никто и не помнит ныне.
 В доме – усадьбе, было несколько скульптур итальянских мастеров, в большинстве, правда, их копий. Богатая библиотека, что на втором этаже, сохранила реликвии предков, книги-фолианты. Вот некоторые из них, упоминаемые в  описях имущества и письмах старых владельцев дома. Это сочинения: Авидия-1471 года, блестящий труд Горация-1509 года, любимого  Великого Данте -1502 года, Петрарки 1501 и многие другие труды великих  вершителей душ. Слева, от дома, пологая, каменная лестница, спускавшаяся к широкой дорожке, усыпанной битым, толчёным кирпичом, ведущей в глубину барского сада и упиравшегося в большой заросший пруд.
За всем хозяйством усадьбы и дома, кроме домоуправительницы,пожилой француженки, была обслуга состоящая из местных дворовых людишек и "свободных" безземельных крестьян и девок.
Старики, которых приютили хозяева усадьбы, и батраки, жившие при усадьбе, в пристройке левого флигеля с незапамятных времён, были преданы роду Ростовских. Правда некоторым из них, и работавшим по уборке двора и сада холопы-крестьяне из соседней деревни Землево, всё-таки редко были в самом господском доме, несмотря на заслуги пред князьями. Господ обслуживали восемь избранных девушек двадцати - тридцати лет, чистые и опрятные, в белых фартуках на французский манер. Две из них были дочерьми сестёр первой супруги князя, дворянки Ладыженской Татьяны Ильинични,так несчастно закончившей свою жизнь в петле после смерти сына Ванюши.
Жили они здесь, по большей части из поколения в поколение, и стали для семьи князя почти родными. Ниже от усадьбы, текла полноводная, стремительная река  Лига. Предания гласили; что в древности она была очень широкая, но сейчас, её русло почти всё заросло и оставшаяся старая запруда, построенная когда-то под ветряную мельницу, по ветхости, снесённая ещё в прошлом веке, образовала три пруда, соединённые протоками между собой, по которым Дмитрий Александрович плавал в детстве с батюшкой на лодках. Речка Лига, оживала редко, только при сильных ливнях и дряблой непогоде осенью и весною при таянии льдов. Князь робко  улыбнулся вспоминая, так любимые им и его матушкой полесья вотчины и сёл. Прогулки и река, лодка и домашнее умиротворение в храме села, всё это доставляли большую радость обоим, особенно матушке княжича, княгине Щепин-Ростовской Ольге Мироновне. Она часами могла любоваться играми братьев с сельскими мальчишками и занятиями с французом учителем, совершенно не похожими на принятое помещиками воспитание, как в других имениях соседей, и даже своих родных,дворян Варенцовых–Тарховских.

Скупые мы… отцы и дети! Мы экономим на любви,
Судьба нам мстит всегда за это, и остаёмся мы одни…
                Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1858 г.
Долгая дорога с такими воспоминаниями казалась ближе и приятней, более вязкой-скоротечной и уже на третий день экипаж въезжал в ворота усадьбы обозначенные с двух сторон морскими испанскими кнехтами, когда-то привезённые князем из Кадиса...

снимок: Кн.Щепин-Ростовского
2015г. Кнехт из старой квартиры. Сохранённый от вандалов ХХ века. Один из 4-х...оставшийся от въезда в усадьбу.


Рецензии