Бепилотная разведка, мы без дел скучаем редко
- Проспали вы засаду, - сказал я сконфуженным спецам.
Те были весьма раздосадованы неудачей. До этого они сами выступали в роли ДРГ и сработали четко: выдвинулись вперед на легковой автомашине, спрятали ее, отследили движение колонны при помощи собственного БПЛА и организовали засаду на пути следования. И вот теперь не смогли обнаружить «противника», затаившегося в кустарнике.
- Проезжайте дальше метров пятьсот и развернитесь. Мы будем перемещаться, - постарайтесь нас засечь, - выдала указание рация.
Я передал команду инструктора водителю БТР. Машина снова двинулась. Теперь дело пошло веселее. По правилам нашей военной игры, оператор должен был засечь противника и сообщить его координаты или точные ориентиры его местонахождения. Через некоторое время удалось засечь одного из «диверсантов», подбирающегося к будке на обочине дороги, потом еще двоих, идущих по руслу сухого ручья.
- Поехали назад, - сказал я наконец, - по дороге «ДРГ» подберем.
- Все равно плохо, - покачал головой невысокий чернобородый боец, бывший старшим в группе «морских котиков» - неподвижно сидящего человека в камуфляже не разглядеть.
- Это дело опыта, - заверил я, - парни на Донбассе научились и вы научитесь. Просто тренироваться надо больше.
Роль беспилотников в современной войне, к сожалению, долго оставалась недооцененной командованием ВС РФ. Хотя наши отечественные БПЛА типа «Орлан», способные пролетать десятки километров и часами держаться в воздухе отлично показали себя в Сирии, их по прежнему не хватает для нужд армии, как и ударных дронов «Орион»: эти машины по своим ТТХ даже превосходят знаменитые турецкие «Байрактары», но пока что их не достаточно, как и грамотных специалистов-операторов. Это если говорить о крупных летательных аппаратах, запускаемых по заданиям штабов воинских частей и соединений. Однако, свои потребности есть у пехотных рот, взводов, у артиллерийских и минометных батарей, которые очень нуждаются в легких и мобильных средствах разведки. Эту нишу по обе стороны фронта заполняют квадракоптеры с дальностью полета до 5 км, в основном производства китайской компании DJI.
Противник быстро оценил выгоды беспилотников и начал их широко применять на Донбассе уже с конца 2015 года, в основном для корректировки артиллерийского огня, а также для совершения диверсий и террористических актов. Среди бойцов ополчения и Народной милиции Республик Донбасса также нашлись энтузиасты беспилотной авиации, конструировавшие свои БПЛА , затем к делу присоединились волонтеры, которые начали закупать и передавать в войска ЛДНР китайские дроны, так что через некоторое время и в Народной милиции появились квалифицированные операторы, способные и навести меткий артиллерийский огонь на позиции противника, и забросить гранату прямо в окоп к украинским нацистам. Так что к началу СВО республиканские силы оказались, в этом плане, подготовлены гораздо лучше, чем ВС РФ.
Уже первые недели войны с широкомасштабным наступательными операциями и уличными боями показали высокую эффективность легких беспилотников, способных, буквально, «заглянуть за угол» - на соседнюю улицу, за лесополосу, точно направить огонь артиллерии по целям. Например, по армейским нормативам, для гарантированного уничтожения танка в обороне необходимо истратить 240 артснарядов, но при корректировке с БПЛА это количество сокращается до пяти-шести.
К сожалению, механизмы армейского тылового обеспечения довольно громоздки: прежде чем закупать какое-либо изделие нужно, сперва, провести официальные испытания, затем принять его на вооружение, потом выделить средства…. Поэтому обеспечением беспилотниками воюющих частей российской армии опять же занялись общественные волонтерские организации.
Одна из них, «Координационный центр помощи Новороссии», работающая с мая 2014 года, пошла в этом направлении дальше, не только закупая для военных квадрокоптеры, но и организуя обучение операторов для этой сложной и дорогой техники. В июне удалось договориться с командованием, подготовить и вооружить техникой разведчиков-операторов для одной артиллерийской и одной танковй дивизии российской армии. В июле же курс подготовки был организован для морской пехоты Черноморского флота.
В начале июля мы с напарником выехали из Питера на загруженном пикапе: в кузове лежали 10 тактических рюкзаков в каждом из которых находился квадрокоптер типа Malik 3 или Mavik 2 zoom, а также пульт управления к нему, по три запасных комплекта батарей, планшет со всем предустановленным программным обеспечением, зарядка на 4 батареи и еще одна зарядка, которую можно было подключить к прикуривателю или автомобильному аккумулятору, карты памяти, картридер, провода-переходники, в общем все, что могло потребоваться в работе. Кроме того у нас имелось 10 радиостанций Lira и еще один беспилотник - Mavik Enterpraisе, серьезная профессиональная и весьма дорогая машина для георазведки, обладающая, помимо прочего, мощным тепловизором. Мы благополучно добрались до Ростова, где напарник сел на поезд, а с поезда сошла основная часть нашей инструкторской группы – 4 человека и дальше мы ехали на юг впятером. Впереди нас ждал полигон, принадлежащий сейчас Черноморскому флоту и отобранная командованием группа курсантов.
Группа оказалась весьма разнородной по составу: бойцы десантно-штурмовых частей, саперы и «котики» - морской спецназ. Они здорово отличались даже на вид: «штурмовики» все крупные, мрачноватые, в возрасте где-то между 35 и 50ю годами, в разномастном обмундировании или полувоеноой одежде; саперы интеллигентные, немногословные, очень внимательные, в одинаковой форме песчаной расцветки; «котики» молодые и веселые, жилистые, бородатые, одеты вообще как бог на душу положит, - кто в гражданское, кто в смесь разнородного камуфляжа. Больше всего они были похожи на спортсменов-туристов, прибывших на турслет, только гитары не хватало. Однако все эти люди уже прошли через горнило боев: некоторые были в Сирии, почти все побывали в Мариуполе, многие участвовали в «сидении» на острове Змеиный. И рассказывать им о том, зачем вообще нужны беспилотники не приходилось, - прочувствовали на себе, а кое у кого имелась и летная практика.
Обычно в начале курса военные люди проявляют к инструкторскому составу некоторое недоверие и скепсис, который, впрочем, в первую же пару учебных часов сменяется живым интересом, когда оказывается, что курс дает исключительно прикладные и при этом очень ценные знания. Первый из 4х дней занятий посвящен теории: устройство дрона, практические аспекты управления и обслуживания, режимы полета, виды радиоэлектронной борьбы, применяемые противником и способы противостояния им, меры безопасности операторской группы в зоне боевых действий, программное обеспечение включая специфические программы для определения координат в сетке С 42, в которой работает наша артиллерия или же способы подмены собственных координат, чтобы обмануть электронную разведку противника. По окончании первого дня занятий один из курсантов с горечью воскликнул: «Где ж вы были в феврале?» Видимо, этих знаний и навыков русским бойцам в начале СВО не хватало критически.
Последующие три дня полностью занимала практика: в начале под руководством инструкторов просто шла отработка полетных навыков в различных режимах, в том числе с отключенной спутниковой навигацией, затем пришел черед специальных заданий, таких, как разведка и обнаружение различных объектов с определением их координат, полет по ориентирам, сопровождение пеших и моторизованных групп, управление БПЛА в движении с «брони» или с борта десантного катера типа «Раптор». Причем поскольку мы находились, фактически, в прифронтовой зоне, прикрытой средствами радиоэлектронной борьбы, то работать приходилось в по настоящему боевых условиях: наши дроны попадали под воздействие «глушилок» , забивавших каналы связи и даже приходилось противостоять попыткам «увести» дрон, путем подмены координат, - способ, часто применяемый противником. Во всех случаях курсанты успешно справлялись, не потеряв в процессе обучения ни одного борта. А когда спускалась воспетая Пушкиным украинская ночь, мы поднимали в воздух наш Mavik Enterpraisе , давая возможность бойцам поработать с тепловизором, отрабатывая ночной поиск целей и способы маскировки. Как оказалось, наш Enterpraisе отлично видит в темноте, засекает нагретый автомобильный двигатель или человека, спрятавшегося в траве, но не может разглядеть человеческую фигуру, укрывшуюся под кроной дерева или густым кустарником.
По итогу занятий курсанты получили те комплекты оборудования, с которыми тренировались, а также сертификаты о пройденном обучении и шевроны полетной школы КЦПН.
Мы прощались, жали друг-другу руки и тут один из «штурмовиков», мужчина средних лет с глубоким шрамом от виска до подбородка спросил:
- Что, уже уезжаете?
- Да, завтра, - ответил я, - нам потом еще одну группу обучать в другом месте.
- Жаль. Если вы уезжаете, значит нас завтра, край послезавтра пошлют в дело. А так хотелось хоть раз день рождения дома встретить!
Что же, пожелаем удачи морским пехотинцам. Будем надеяться, что полученные навыки помогут им выжить и победить.
Севастополь, август 2022г.
Свидетельство о публикации №222082501176