Ч. 6 Десант в Григорьевке

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/08/24/796

По разработанному плану крейсер и три эсминца должны были доставить к месту высадки 3-й Черноморский полк морской пехоты. Туда же следовало подойти мелкосидящим судам для высадки людей на берег.

Артиллерии с кораблей предстояло уничтожить противника на берегу и в дальнейшем поддерживать десантников. Морские лётчики в это время прикрывали десант с воздуха и высаживали отряд парашютистов для нарушения связи и создания паники в тылу противника.

На бумаге всё смотрелось отлично. Но матросов и офицеров, снятых с кораблей и ставших морской пехотой, предстояло научить элементарным вещам, какие знают пехотинцы: умению окапываться, маскироваться, вести бой на местности.

К каждому подразделению прикомандировали корректировочный пост со средствами связи и картами, на которых были нанесены цели. А времени на подготовку десанта не было. Армейские командиры спешным порядком обучали около двух тысяч матросов.
 
Сергей Георгиевич Горшков писал в воспоминаниях: «…мы репетировали высадку краснофлотцев в воду ещё до подхода к берегу. Ведь при высадке наверняка такой вариант возможен.

И что же оказалось: кое-кто из краснофлотцев, высадившись на глубокое место, начинал барахтаться и тонуть. Пришлось вытаскивать их на берег».

В книге Михаила Сергеевича Монакова «Главком» написано: «Официальные выводы  по итогам тренировки, проведенной 15-16 сентября 1941 г., говорят сами за себя:

«Личный состав десанта совершенно не был подготовлен к выполнению такой операции: боязнь моря, медленное хождение по трапу, незнание корабельной организации сухопутными командирами… Баркас с эсминца «Совершенный» захлестнуло волной, из 22 человек подобрано только двое…».

За 19 часов до начала высадки контр-адмирал Владимирский и заместитель начальника штаба Одесского Оборонительного района капитан 1 ранга С.И. Иванов (его имя и отчество я выяснить не смог),

у которого находились все документы о проведении операции, вышли на эсминце «Фрунзе» в Одессу, чтобы там ознакомить с планами операции командиров частей, находившихся в Одесском оборонительном районе.

У Тендровской косы с эсминца обнаружили повреждённую авиацией противника полузатопленную канонерскую лодку «Красная Армения». По распоряжению контр-адмирала Владимирского подошли к тонущему кораблю и занялись спасением людей.

В это время появились самолёты противника. Заметив новую цель, вражеские бомбардировщики атаковали эсминец. В результате попадания в корабль бомб погиб капитан 1 ранга Иванов, был тяжело ранен исполнявший обязанности командира эсминца капитан 3 ранга Ерошенко, легко ранен контр-адмирал Лев Анатольевич Владимирский.

Тонувший эсминец, командование которым принял на себя раненый Владимирский, смогли приткнуть к мели. Подошёл буксир «ОП-8», который принял на борт всех выживших с эсминца и с канонерской лодки.

При новом налёте пикирующих бомбардировщиков Ю-87 буксир потопили. Гитлеровцы из пулемётов расстреливали плывших к берегу людей. Надстройки буксира торчали из воды. Раненые спрятались за ними.

Когда самолёты улетели, пришёл торпедный катер, который снял с буксира раненых и подобрал уцелевших из воды.

В Казачьей бухте на крейсер «Красный Кавказ» погрузили 996 десантников и 9 миномётов, а на крейсер «Красный Крым» - 709 человек и пять баркасов для десанта.
 
Сергей Георгиевич Горшков шёл на «Красном Кавказе». Крейсеры шли под охраной эсминцев «Безупречный» и «Бойкий». На них тоже находились десантники: 105 и 107 человек с вооружением и боеприпасами.

Однако корабли обнаружила вражеская авиация. Атаку вражеских самолётов отбили.

Из штаба Одесского оборонительного района Горшкову сообщили радиограммой, что десантно-высадочные средства прибудут в точку рандеву на час позже.

Затем пришла радиограмма от вице-адмирала Октябрьского, в которой говорилось, что эсминец «Фрунзе» погиб, командование операцией возлагается на контр-адмирала Горшкова (Сергей Георгиевич не знал, что ему присвоили звание контр-адмирала, и решил, что это ошибка).

Ему предписывалось завершить высадку десанта в 3 часа ночи. Крейсерам уйти в Севастополь, а эсминцам остаться для поддержки десанта.

В точке рандеву десантных средств не оказалось, тогда контр-адмирал принял решение высаживать десант своими силами: на корабельных шлюпках и баркасах.

Ещё в пути он как крайний случай, это предусмотрел, и десантников расписали по плавсредствам, на которые назначили опытных старшин и младших офицеров.

Шлюпок, катеров и баркасов было мало для одновременной высадки, но Горшков решил высаживать людей волнами. Как только первая волна шлюпок и баркасов отвалила от кораблей, он приказал открыть огонь по берегу из орудий.

Орудийные вспышки ослепляли людей. Баркасы имели глубокую осадку, были перегружены людьми и вооружением, поэтому близко к берегу подойти не могли. Десантникам приходилось прыгать в воду метров за сто от берега.

Без сомнения, подготовка десанта была крайне поспешной, десантники были подготовлены не лучшим образом, да и чему можно научиться за несколько дней?  Не раз приходилось им вступать в рукопашный бой, для ведения которого необходимо иметь навыки, отработанные до автоматизма.

При построении в кубрике «Красного Кавказа» из-за неосторожного обращения взорвалась граната. Погибли и были ранены 15 человек.

Румыны очнулись от первого шока и открыли огонь по приближавшимся баркасам и шлюпкам. С них вели ответный огонь из пулемётов, установленных на носу.

Десант у посёлка Григорьевка сочетался с атакой 421-й и 157-й стрелковых дивизий и высадкой в тылу противника диверсионной группы из 23-х человек, добровольцев из числа моряков.

После высадки первой волны огонь из 32 орудий перенесли вглубь обороны противника. В это время наконец-то появилась канонерская лодка «Красная Грузия», которая вела за собой на буксире целую флотилию десантных средств.

Подошёл торпедный катер. На нём находился Владимирский с перевязанными рукой и грудью. Он рассказал Горшкову о случившемся.

Сергей Георгиевич получил по радио приказ командующего флотом: крейсерам возвратиться в базу. Вице-адмирал Октябрьский опасался налёта пикирующих бомбардировщиков на большие корабли.

Потом стало известно, что немцы перевели к Одессе авиационный корпус Ю-87. Лётчики этих пикирующих бомбардировщиков имели большой опыт войны с английскими кораблями в Средиземном море.

Эсминцы остались и вели огонь по противнику. Их атаковала вражеская авиация. Эсминцы «Беспощадный» и «Безупречный» получили серьёзные повреждения от бомб, но они добрались своим ходом до порта.

В результате проведённой операции отбросили противника на 8-10 километров от Одессы, лишив его плацдарма для обстрела Одесского порта.

Румыны потеряли тогда убитыми около двух тысяч солдат и офицеров. Это только те, кого подобрали и похоронили на советской территории. О раненых румынах нигде не упоминается, будто их и не было.

Сколько погибло советских десантников, выяснить не удалось.

Продолжение http://proza.ru/2022/08/27/927


Рецензии
Спасибо, Владимир! От души!

Леда Шаталова   29.08.2022 11:13     Заявить о нарушении
Взаимно, Леда!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   29.08.2022 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.