Помесь вибратора и банкомата
Незадолго до этого "Манифеста" в 1957 году вышел в свет роман Э. Арсан «Эммануэль». И там мы находим удивительно перекликающуюся, хоть и с другого фланга, идею:
"Наступило время переделки мира! Слишком долго мужчины гонялись за женщинами, теперь наш черед броситься за ними в погоню, хватать их, вязать, бросать через седло, продавать и обменивать, как монеты разного достоинства. И, конечно, должны перемениться наши вкусы и наше поведение. У них были свои бордели, где они могли выбирать, оценивать наше свежее мясо. А я говорю, что теперь мы должны завести свои собственные клубы, где мы выбирали бы мальчиков по вкусу. Я бы заперла там всех мужчин, которых я соблазнила, и наслаждалась бы их «девственностью», высасывая из них соки».
Перенесёмся в день сегодняшний. Радикальный феминизм 60-х и нудистские романы породили причудливого гибрида — современного мужчину, который оказывается в положении вечного заложника двойных стандартов. Классический пример, кочующий по форумам и соцсетям:
· Уступил место в автобусе — ты сексистская свинья, указывающая женщине на её «слабость» и подчинённое положение.
· Не уступил место в автобусе — мужлан невоспитанный, эгоист, не знающий правил галантности.
И автобус — лишь цветочки. Эта схема работает везде:
· Заплатил за ужин в ресторане — пропагандируешь патриархальные устои и финансовую зависимость.
· Предложил разделить счёт пополам — скупердяй, жадный до невозможности.
· Сделал искренний комплимент внешности — объективируешь, сводишь всю ценность к внешности.
· Сделал комплимент уму — звучит фальшиво, как оправдание, будто нечего сказать про внешность.
Бедный, несчастный мужчина современности! От него требуют быть одновременно сильным дубом и гибкой ивой; источником бесконечных ресурсов и тонким психологом; добытчиком, не упоминающим о деньгах, и феминистом, радеющим за равное распределение благ. Он должен читать мысли, предугадывать желания, но при этом ни в коем случае не навязываться. Он — тот самый «ходячий вибратор» Соланас, от которого ждут бесперебойной работы, но при этом хотят, чтобы он ещё и восхищался твоими новыми сережками и помнил о дне рождения твоей лучшей подруги. И он же — «банкомат» из патриархального прошлого, к которому по старинке обращаются в случае финансовых затруднений.
Получается, что современный мужчина оказался зажат между молотом архаичных ожиданий («мужчина не плачет», «должен содержать семью») и наковальней новых, подчас взаимоисключающих требований. Его образ из субъекта действия, пусть и часто неправильного, плавно трансформировался в объект для критики, вечного оправдания и функционального использования.
Ирония ситуации в том, что в борьбе за деконструкцию токсичной мужественности мы иногда рискуем создать новый, не менее токсичный образ — вечно виноватого, вечно ошибающегося, вечно не соответствующего идеалу затюканного существа. И ему остаётся лишь с горькой усмешкой цитировать классиков и ждать, когда же наступит та самая золотая середина, где он наконец-то сможет быть просто человеком — со своими слабостями, силами, ошибками и правом на них, не боясь тут же быть заклеймённым либо "помесью вибратора и банкомата", «машиной», либо «тряпкой».
Свидетельство о публикации №222082501497