Помесь вибратора и банкомата

«Назвать мужчину животным — значит льстить ему; он — машина, ходячий вибратор» — этот провокационный тезис Валери Соланас из её скандального «Манифеста общества по уничтожению мужчин» (1967), который , по признанию самой авторки, был написан как сатира. Это был эпатаж, желание встряхнуть общество, вывести его из состояния спячки. Говоря современным языком, Соланас была этаким интеллектуальным троллем своего времени, предтечей нынешних провокаторов дискуссий в интернете. Но, как это часто бывает, ее выходка была воспринята частью аудитории со всей серьёзностью, упав а нужную почву, и её образ «ходячего вибратора» оказался удивительно живуч.

 Незадолго до этого "Манифеста" в 1957 году  вышел в свет роман Э. Арсан «Эммануэль». И там мы находим удивительно перекликающуюся, хоть и с другого фланга, идею:

"Наступило время переделки мира! Слишком долго мужчины гонялись за женщинами, теперь наш черед броситься за ними в погоню, хватать их, вязать, бросать через седло, продавать и обменивать, как монеты разного достоинства. И, конечно, должны перемениться наши вкусы и наше поведение. У них были свои бордели, где они могли выбирать, оценивать наше свежее мясо. А я говорю, что теперь мы должны завести свои собственные клубы, где мы выбирали бы мальчиков по вкусу. Я бы заперла там всех мужчин, которых я соблазнила, и наслаждалась бы их «девственностью», высасывая из них соки».

Перенесёмся в день сегодняшний. Радикальный феминизм 60-х и нудистские романы породили причудливого гибрида — современного мужчину, который оказывается в положении вечного заложника двойных стандартов. Классический пример, кочующий по форумам и соцсетям:

· Уступил место в автобусе — ты сексистская свинья, указывающая женщине на её «слабость» и подчинённое положение.
· Не уступил место в автобусе — мужлан невоспитанный, эгоист, не знающий правил галантности.

И автобус — лишь цветочки. Эта схема работает везде:

· Заплатил за ужин в ресторане — пропагандируешь патриархальные устои и финансовую зависимость.
· Предложил разделить счёт пополам — скупердяй, жадный до невозможности.
· Сделал искренний комплимент внешности — объективируешь, сводишь всю ценность к внешности.
· Сделал комплимент уму — звучит фальшиво, как оправдание, будто нечего сказать про внешность.

Бедный, несчастный мужчина современности! От него требуют быть одновременно сильным дубом и гибкой ивой; источником бесконечных ресурсов и тонким психологом; добытчиком, не упоминающим о деньгах, и феминистом, радеющим за равное распределение благ. Он должен читать мысли, предугадывать желания, но при этом ни в коем случае не навязываться. Он — тот самый «ходячий вибратор» Соланас, от которого ждут бесперебойной работы, но при этом хотят, чтобы он ещё и восхищался твоими новыми сережками и помнил о дне рождения твоей лучшей подруги. И он же — «банкомат» из патриархального прошлого, к которому по старинке обращаются в случае финансовых затруднений.

Получается, что современный мужчина оказался зажат между молотом архаичных ожиданий («мужчина не плачет», «должен содержать семью») и наковальней новых, подчас взаимоисключающих требований. Его образ из субъекта действия, пусть и часто неправильного, плавно трансформировался в объект для критики, вечного оправдания и функционального использования.

Ирония ситуации в том, что в борьбе за деконструкцию токсичной мужественности мы иногда рискуем создать новый, не менее токсичный образ — вечно виноватого, вечно ошибающегося, вечно не соответствующего идеалу затюканного существа. И ему остаётся лишь с горькой усмешкой цитировать классиков и ждать, когда же наступит та самая золотая середина, где он наконец-то сможет быть просто человеком — со своими слабостями, силами, ошибками и правом на них, не боясь тут же быть заклеймённым либо "помесью вибратора и банкомата", «машиной», либо «тряпкой».


Рецензии