СемьЯ Продолжение 8

Мысли, чувства самые разнообразные переполняли её. Ей хотелось с кем-то поделиться, выслушать чьи-то советы. Но странное дело: подружкам-коллегам об этом говорить не хотелось. И Ирина решила вызвать на разговор обоих сыновей. Тем более, что они собирались приехать, чтоб установить на могиле отца памятник.
Сыновья приехали во второй половине мая, наняли бригаду, которая быстро установила памятник на могиле Виктора. Ирина посадила тут многолетние цветы, поставила корзину цветов от себя и детей у памятника. «Спи, Виктор, спокойно. Раз так получилось. Сыновья наши выросли. Они хорошие люди! А моя жизнь продолжается, и она неотделима от их жизней, потому что семья для меня – смысл жизни».

Вечером, когда сыновья с матерью собрались ужинать, Валерий сказал:
- Мам, наш малыш-то вырос!
- Какой малыш?
- Виталька!
- Конечно, вырос! Вон вы у меня какие взрослые!
- Так вот младшенького оженить пора, чтоб он в блуде не погряз, - веселился Валерий, видя, как, наверное, впервые в жизни засмущался младший братишка.
Ирина посмотрела на Виталия.
- Что, сынок, правду брат говорит?
Виталий согласно мотнул головой и стукнул брата в плечо.
- Мам, мы с Таей решили пожениться. Вот с вами хотел посоветоваться, какой месяц выбрать, - сказал он.
- А сами-то что думаете? – спросила Ирина.
- Может, август?
- Август так август. Надо с Егором поговорить. Ему Тая сообщила о предстоящем мероприятии?
- Должна была. Кстати, а у вас с ним как дела обстоят? – сын прямо посмотрел в глаза матери.
- Ну, свадьбы-то у нас точно не будет, - твёрдо ответила на вопрос сына  Ирина. – Егор обещал приехать, вот тогда и будем думать. Ясно одно: тут я не останусь. Решайте, сыновья, что делать с домом?
- Жалко как! – Виталий оглянулся по сторонам.
- Я и говорю: решайте! Жалко – оставляйте себе, приезжайте, обслуживайте дом, топите, не давайте огороду зарастать. Я соглашусь с любым вашим решением.
- Продавать надо и честно делить на троих, - заявил Валерий. – Наша жизнь уже точно прочно связана со столицей. Может, когда-нибудь купим дачу на всех. А сюда приедем на кладбище и всё.
Виталий опустил голову.
- Да, кто купит-то? – сказал он. – Хотя дом у нас отличный! В посёлки, наверное, самый лучший. Живи и радуйся двести лет.
- Есть у меня одна мысль, - сказала Ирина. – Но я хотела услышать ваше мнение. Теперь я его знаю.

Двадцать пятого мая по всей стране для выпускников школ звенит Последний звонок. Ирина шла в школу и думала, что, скорее всего, этот звонок будет последним и для неё. Она не хотела работать в школе в другом месте, если её ожидал переезд. На душе было грустно. Столько сил отдано этой школе. В родном селе она знала каждого жителя, его радости, печали, проблемы и планы. Ирина понимала, что её жизнь делает резкий поворот, поэтому и волновалась, опасаясь неизвестности.
На торжественной линейке всё шло своим чередом. Ирина всматривалась в лица своих учеников, их родителей и гостей. «Да, нелегко резать пуповину в моём возрасте!» - думала она. Вдруг она увидела своих улыбающихся сыновей, а рядом – Егора, в руках которого был огромный букет роз. На душе сразу полегчало: «Приехал!» Она потихоньку подошла к Калерии Сергеевне, директору школы, и попросила отпустить её домой после линейки, так как к ней приехали важные гости. Та, конечно, отпустила её. Взяв в учительской сумочку, Ирина быстро подошла к своим гостям. Егор вручил ей букет, расцеловал на глазах у всех и поздравил с Последним звонком. Весело болтая, все пошли домой.

После обеда сели «за стол переговоров», как, смеясь, назвал разговор Виталий.
- Так, значит, свадьбу играем в августе, - начал Егор. – Где? Здесь, в Москве, в Барнауле?
- Давайте в Москве, - предложил Валерий. – Но решать, конечно, вам.
Все обернулись к Ирине.
- Я бы сыграла свадьбу здесь. Много родни, правда, только со стороны жениха. Дешевле, однозначно. Пусть решение примут молодые, а мы с ними согласимся.
Все согласно закивали в ответ. Ирина продолжила:
- Теперь о деньгах…
- У меня есть…- начал Виталий.
- Деньги – не проблема. Что я денег не найду что ли для единственной дочери? – сказал Егор.
- И я тебе отсыплю, Виталий, - добавила Ирина, - но немного, сам понимаешь.
- А у вас когда свадьба? – не удержался от вопроса Валера.
- Мы распишемся раньше молодых, - уверенно ответил Егор, глядя на Ирину. Та согласно кивнула в ответ.
- Ребята, у меня есть к вам большая просьба, - обратился Егор к парням. – Нам с мамой нужна хорошая трёхкомнатная квартира в Москве в определённом районе – поближе к работе. Вы поможете нам в этом? Как только вы определитесь с вариантами, мы с мамой подъедем, все посмотрим и купим. Согласны?
- Это можно! Были бы деньги, - сказал Валерий.
- Вот приеду и сразу начну искать. И Таю к этому подключу. Женский глаз – это глаз-алмаз! – поддержал брата Виталий.
- Вот и отлично! – Егор был рад видеть в ребятах помощников. – А с этим домом вы решили что-то? Может, оставите? Такой дом хороший! Летом здесь можно собираться.
- Без хозяина дом – сирота. За ним надо приглядывать, топить, а то вмиг рушиться начнёт, - сказала Ирина. – Я бы за него и руками, и ногами держалась, если бы…
Ира не закончила мысль, но сыновья поняли, что маме, знающей о предательстве отца, здесь нелегко оставаться.
- Наши соседи и так часто подменяют меня, а у них и своё хозяйство. У них в прошлом году сын из армии пришёл. В феврале женился.
- Диман женился? – переспросил Виталий. – И ни гу-гу! Вот так друг! Увижу – шею намылю!
- Так вот Дима хочет строиться, собирается брать кредит. Вот я и подумала: может, он наш дом купит? Сами говорите, что дом замечательный.  И рядом с родительским. Какие-то деньги у них есть, конечно, но на дом полностью, может, и не хватит. Можно, думаю, подождать…
- Я ждать не согласен! – сказал Валерий. – Не было бы у нас кредита своего… Да и семья…
- Решайте сами, - Ирина махнула рукой.

Однако мысль понравилась всем, и перед отъездом ребята собрали соседей за своим столом: собрались теперь уже «в расширенном составе», как заявил Виталий. Он потискал своего друга Димку, пару раз стукнул его по спине, попеняв, что тот не пригласил его на свадьбу. Маша с Фёдором удивлённо смотрели на Егора. Тот, чтобы не смущать более нужного Ирину, представился:
- Егор. Через месяц Иринин муж, - и он протянул руку сначала соседу, потом соседке.
- Рад! – коротко сказал Фёдор.
- Увезёте от нас Ирину-то? – пригорюнилась, было, Маша, которой, однако, всё происходящее было страшно интересно, и она теперь не могла дождаться случая, чтоб выпытать у Ирины всё-всё.
- Увезу! А уж если заскучает по деревне, к вам приедет. Примите?
- Конечно! Конечно! Оба приезжайте! – хором ответили соседи.
- Ирина Петровна, за знакомство надо выпить малость, - внёс предложение разволновавшийся Фёдор.
- Всё готово, проходите к столу, - пригласила всех Ирина.
Виталий и Валерка отказались от выпивки: им в ночь нужно было ехать домой, остальные эту «малость» себе позволили.
- А дом-то! Дом-то как же? – спросила Маша. – Такие хоромы!
- Вот об этом и поговорим, - предложила Ирина. – Я дом и хозяйство оценила, чтоб не было обидно ни продавцу, ни покупателю. Прошу три миллиона. Плюс немного за мебель, которая останется в доме.
- Три миллиона за такой домище – это нормально! – произнёс Фёдор. – Разве столько уйдёт, если «с нуля» строить такой дворец, какого и в райцентре поискать? Да хребет сломишь!
- Сейчас бригаду нанимают, - вставил слово Дима.
- Бригада-то иль за шиш работать будет? Ей, сынок, платить надо, бригаде-то! – одёрнул отец Дмитрия.
- Вот и я так говорю, - сказала Ирина. – Поэтому предлагаю…вам купить этот дом!

Маша всплеснула руками, Фёдор встал из-за стола и снова сел: так обескуражило его предложение соседки. За столом все зашумели, обсуждая услышанное.
- Вот это да! Вот здорово! – ликовал Дмитрий.
- И рядом с нами! – Мария утирала враз повлажневшие глаза.
- Деньги на книжке есть. Неплохие деньги. И проценты на них капают хорошие. Вот кабы до осени погодить… Тогда бы и кредит поменьше надо брать, - по-деловому рассуждал Фёдор.
- Значит, вы купите у меня дом? Я так поняла? – Ирине хотелось ясности.
- Берём! – сказали хором соседи.
- Замечательно! А сколько, извините, у вас есть денег в наличности? – Валерий брал быка за рога.
- Два с хвостиком есть на сей день. К осени поболе будет, - сказал Фёдор, утирая враз вспотевший лоб. – Ну, Ирина свет Петровна! Крутанула ты нас! Ну, крутанула!
- Не нравится, я не навязываюсь, - ответила та, понимая, что вопрос с продажей почти решён. – Но первым предложение сделать решила любимым соседям. Я ведь знаю, что вы строиться хотите.
- Нравится, Ирина, нравится! – поспешно сказала Маша, словно боясь, что соседка передумает.
Ирина переглянулась с Егором.
- Мы подождём до осени. Всё равно гусей надо доращивать, - сказала она.

Фёдор на радостях потянулся за следующей стопкой. Не отстал от него и сын. Егор же решительно прикрыл ладонью свою стопку, отметая предложение выпить.
Таким образом, вопрос с домом был решён. Соседи отправились домой, а Ирина стала собирать гостинцы сыновьям. В ночь те уехали.


Рецензии