Сердце матери

1. Свадьба.
               Мы собираемся вместе только в радости или горе. Собираемся вместе втроем: Мария, Любовь и я. Меня зовут Александра. Время и расстояние разделяют родных и близких людей. Сегодня хороший повод собраться вместе – свадьба. Замуж выходит дочь приятельницы Виктория. Мария еще сама так молода, что можно принять ее за невесту. Выскочила замуж на первом курсе и сразу родила. С ребенком помогали родители, поэтому вовремя закончила институт. После института еще двоих парней родила. Муж Марии одногруппник Виктор. Живут душа в душу. Вике едва исполнилось восемнадцать, но уже в интересном положении. Жениха в армию забирают, поэтому родители настояли узаконить отношения.
                Свадьба прошла скромненько: родители с обеих сторон и близкие друзья молодежи. Ни чего примечательного: подарки, тосты. Запал в душу тост, который произнес отец жениха:
«Один джигит красивый, молодой,
Влюбился в девушку ну, прямо как с картинки,
И предан был ей телом и душой.
Она была самолюбива и надменна,
Сказала – хочешь, буду я твоей,
Но только должен принести ты непременно,
Не что – ни будь, а сердце матери своей!
Любовь, любовь – она порою слепит,
Она кипит, она покоя не даёт,
Что может быть того желания нелепей,
Где мысли, чувства, где мечты полёт?
И где его мозги в момент тот были?
И были ли они вообще – то я б сказал,
В слепой любви орлы ломают крылья,
Он вырвал сердце, и к любимой побежал.
И он бежал, держа в ладонях сердце,
Но вдруг споткнулся и нелепо так упал,
Злой зверь и тот осудит это зверство,
Но тут из сердца голос прозвучал –
Как ты сынок? Скажи, тебе не больно?
Вставай, спеши, ведь ждёт она тебя,
Когда у сына всё нормально - мать довольна,
Готова жизнь ему отдать свою, любя!
За матерей! Взметнулись вверх бокалы!
За матерей! И выпили до дна!
Любимых в жизни может быть немало,
Но только мать она всегда одна!».
             Тост был адресован молодым, но, по всей вероятности, по причине своего юного возраста они не вникли в слова. Каждый, наверное, должен пройти свой путь, наделав ошибок добраться до истины бытия. Вике с Егором предстоит свой путь и свои ошибки.
             Настало время, после мытья посуды, попить чайку в тишине. В два часа ночи спят домашние и город спит. Нам не спится, столько накопилось слов, что бы сказать друг другу. Мария поставила кружки с чаем и коробку конфет на стол:
- Все девчонки садитесь. Как вам свадьба? Скромненько. Денег не хватает. Хоть замуж выдали и то хорошо. Хоть ребенок безотцовщиной не будет.
- Маринка, зачем переживаешь? Все будет хорошо. Родит. Он в армию сходит. Приедет, а тут уже лялька говорит будет. – Подбодрила я.
- Родители его против были, но, наверное, подумали, что внук родиться. Они люди не плохие. Это моя коза раньше времени. Устала я с ее любовью. Вышла и хорошо. – Сама себя успокоила Марина.
- Они где жить будут? – Поинтересовалась Люба. -  На себя взваливаешь ношу?
- Куда деваться? – Махнула рукой подруга. – А ты Оксанку свою куда ни будь отправила? 
- Оксанка моя, между прочим, еще в школе учиться и на одни пятерки. – Возразила Любаша. – Я своей не позволю, что б так рано с мальчиками встречалась. Ты сама рано вышла, поэтому и дочь глядя на тебя чуть в подоле не принесла. Скажи спасибо, что парень честный оказался.
Марина решила сменить тему:
-  Сашка, а ты почему о себе не рассказываешь?
- Девчонки, ни чего новенького у меня нет. Честно. Муж работает, а дети растут. Они у меня еще маленькие: Олечка в третий пошла, Андрей в первый, а Степе четыре исполнилось. Жизнь бежит, дети растут. Правда ссорятся между собой.
- Мне хорошо. Оксаночка у меня одна – не с кем ссорится. Она у меня красавица и умница. Горжусь дочерью. – похвасталась Люба.
- Ты лучше бы мужика завела себе, - подсказала Марина. – У тебя только Оксана, Оксана. О себе бы подумала.
- Ни в коем случае. Чужой мужчина в доме не нужен. У меня есть друг и этого достаточно. Пойдемте спать. Через четыре часа в аэропорт. – Прошептала Любаша. 
               Рано утром мы уехали: Любаша в аэропорт, а я на вокзал.
2. Прошлое
               В купе поезда пусто, но ко мне не идет сон. Разные мысли лезут в голову: о детях, о дружбе, о семье. Пришли воспоминания о юности, о пережитых ситуациях.
               Я с Марией проживала в одной комнате общежития пока она не родила Вику. Затем вместо Марии подселили Любашу. Мария с Викой приходила в комнату со словами: «Посмотрите, какая красивая девочка. Я красивей не видела. Скажите, а вы видели красивей? Моя Вика самая красивая!». Я смотрела на девочку, не видя красоты. Мне казалось, что передо мной толстенькая булочка с мышиными глазами и большим носом. А сейчас стройная красавица. Родители Марии и Виктора им очень хорошо помогли. Помню, как их мамы по очереди водились с Викой. Переживали, что молодожены не закончат институт. А когда родились мальчишки, мама Виктора переехала к ним, чтобы помочь. Отец ушел из семьи. Мать на нервной почве заболела, а потом умерла. Мария рассказывала, что Виктор просил у нее прощения за то, что нагрузил её своими проблемами. А мать ему ответила: «Сынок, если бы мне пришлось снова выбирать: ублажать отца или помогать тебе – я бы выбрала тебя. Не кори себя. Ты принес мне счастье – красавицу внучку. Не каждому дано увидеть внуков».
             Только, когда сама родила, то поняла, что свои дети самые красивые и умные. Во время комиссии при поступлении Оленьки в первый класс врач сказала: «Только Вы знаете своего ребенка. Никто не может лучше Вас научить азам, никто не может установить нагрузку для ребенка – просто ни у кого нет такого права. Это Ваш ребенок и отвечать за его Вам».  Меня так вдохновили эти слова, что я всегда заступалась за своего ребенка. Конечно, потом с дочерью разговаривала, пыталась понять ее. С мужем над дочерью ставили эксперименты: музыкальная школа, гимнастика, танцы. После второго успокоились, а после третьего перестали насаждать свое мнение. Она сама выбрала танцы.  Очень люблю своих детей, а до замужества не хотела иметь их. Когда дочка появилась мир перевернулся. Теперь жизни без моих малышей не представляю. Мало того боюсь умереть раньше времени – они-то не смогут без меня выжить. Думаю, у всех матерей такое чувство.
              Прабабушка рассказывала, что во время войны у нее было два сына. Работала она с раннего утра до позднего вечера. Дети оставались одни. Как-то пришла с работы, а они задыхаются. Рискуя свободой, так как было военное время, взяла коня с телегой, уложив на нее детей и повезла их в больницу. Гнала лошадей из всех сил. Дети умерли в больнице. Осталась бабушка. Что б та не умерла с голоду, они ходили ночью на поле собирать картофель. Рассказывала: «Осень, земля подморожена. Вступишь ногой и проваливаешься в грязь. Ночью ходили, что бы охрана не поймала. Все отправляли на фронт. Наберешь мерзлой картошки и довольны были. Одну поймали. Отправили в лагерь». А когда бабушка заболела, и врачи сказали, что умрет или нужно хорошее питание. Прабабушка принесла ее ферму, поставила в ясли для соломы и давала ей по кусочку масла. Пришел председатель, хотели отдать под суд, но потом сказал: «Давай, только, что б никто не видел». Так спасла бабушку от смерти. А затем бабушку хотела забрать семья военных, потому что не было своих детей, но прабабушка сказала: «Сейчас война, голодно. Если суждено умереть нам, то вместе, но её я не отдам». Одним словом – материнское сердце спасет, подскажет, поможет.
              А вот Любашу жалко. Ухажёров было много, а замуж никто не позвал. Оксанку родила от женатого сотрудника. Он помогает материально, но не хочет, что бы дочь знала кто отец. Мама Любы очень переживала, за её легкомысленное поведение. После смерти мамы, Любаша остепенилась. Осознала ли она причину смерти матери? В Любаши даже не сомневаюсь. Как-то она в разговоре прочла мне строки:
«Мамуля дорогая,
Я так тебя люблю.
Прости меня родная,
Я плачу, я молю.
Душа на части рвется,
Ведь я же не со зла,
Пусть мне за все вернется,
Ты у меня одна.»
 Душа болит, поэтому, наверное, так устроила свою судьбу. Родила для себя Оксанку и души в ней не чает. Надеюсь, у нее все сложится рано или поздно.
3. Через десять лет
               Прошло десять лет после встречи у Марины. За это время в нашей судьбе было много грустного и веселого. Созванивались, но не встречались. А тут ночной звонок от Марины: «Я еду к тебе, не выгонишь?». Встретила, накрыла на стол. За долгое расставание выпили по бокалу вина. Марина все молчит. Вижу, улыбается через силу, а глаза грустные. Не выдержала:
- Колись уже, что случилось? Вижу, не просто так приехала. Столько не виделись, а все такая же красавица.
- Какая я красавица? Поверишь устала от этих проблем. Не рассказывала я не кому. У Виктора появилась любовница. Но это ладно. Как-то ругались с ним, а сынуля мне сказал, что я виновата. Ты же знаешь, что я для них только и жила. Викуся родила внучка, я же ей помогала. Надеялась Егор придет и все встанет на место. А он пришел из армии, отец устроил на работу. Хорошую работу. Выгнали. Наркоманом оказался. Начал из дома таскать. Заставили развестись. Два года назад умер от передозировки. Родители Егора внуку помогают. Он то у них один был, а теперь только внук и остался. Вика нас все обвиняла, что мы с отцом заставили развестись, а нужно было бороться. Я не знаю, как бороться? Все была одна. Недавно познакомилась с мужчиной старше ее. Вроде, как один. Боится замуж выходить из-за сына. Думает, что тот не примет чужого мужчину и станет наркоманом. Внук то хороший растет: учиться хорошо, на хоккей ходит. У нее теперь фобия. Но у нее, как никак, а работа есть, и мужчина есть. Дай Бог у Виктории все сложится. А вот с Мишкой и Колькой проблемы. Врагами стали. Ненавидят друг друга. Правда говорят, что маленькие детки – маленькие бедки, а большие детки- большие бедки.
- Ну, в революцию тоже дети тоже оказывались по разные стороны. Не представляю, что испытывали матери. Страшно. Это, как у дерева все ветки спилили, а мать стоит одиноким стволом и потихоньку засыхает. – Хотела приободрить подругу, но получилось плохо. - Что они не поделят?
- Мишка открыл свою фирму. Вроде и деньги пошли. Жадный стал. Своей не жалеет правда. Я очень счастлива, что он так может обеспечить семью. Настоящий мужик. Нам немного помогает и ее родителям. Понимаешь, когда помощь нужна была ему то Колька всех друзей подключил. Помог ему. А вот когда Кольке помощь понадобилась – Мишка отказал. Николай хотел подзаработать, а случилась беда: подставили, а может сам залез. Деньги нужны на адвоката. У тебя просить не стала – постеснялась. Миша сказал, что сам залез – пусть сам выбирается. Не понимает, что только мне делает больно. Мне то всех жалко. Помнишь, тетя Фаина говорила: «У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: того, кто болен, пока не вылечиться! Того, кто вышел, пока не вернется! Маленького, пока не вырос, и всех пока не умру…». А они же мне: «Ты Вику больше любишь. Ты Мишку больше любишь. Ты Кольку больше любишь». А я всех люблю и ночами не сплю. Чем могу, тем и помогаю. Колька теперь уезжает на войну. Так военкомат поможет дело закрыть. Наверное знают, что он не виноват. Но мне то каково? Сердце болит. В гробу привезут моего Коленьку.
           Марина разрыдалась. «Пусть выплакается», - подумала я.
- Виктор то, что говорит? Он отец -должен сказать свое слово, - возмутилась я.
- Он сказал: «Он же мужик! Пусть решает сам.». У него любовь и ему не до нас. А я-то чувствую, что ему туда не надо. По мне пусть лучше отсидит, только лишь бы живой был. Я же помню каждую его клеточку. Я сразу умру.
Марина плачет, а я стою и не нахожу слов, чтобы утешить её. Наверное, и нет таких слов. Тут я вспомнила:
- Помнишь мать Любы? Она в общежитие приезжала, рассказывала, как её чуть не осудили. Зарплату не выплачивали, а кормить и учить Любаву на что-то нужно было. Они тогда с пекарни хлеб выносили и продавали. Мы тогда значения этому не придали. Как думаешь Люба то знает про мать? Я помню, как она ей высказывала, что в детстве голодала. Мать то делала все, что могла.
- У нее вроде все хорошо. Она мне на днях звонила. Рассказала, что Оксана нашла богатого. Ну мне, как ты понимаешь было не до нее. – Немного успокоившись Марина вспомнила о подруге.
- Не совсем все так. У отца был юбилей, но Оксана же не знает, что он отец. Там познакомилась с другом отца. Звонила ко мне плакала. В начале глаз положила на отца, а тот то понял. Люба повела ее с благородной целью: пусть на отца посмотрит, а он на нее и может с парнем познакомиться на данном мероприятии. А тут такое. Она в шоке. Оксана матери сказала: «Я взрослая, ты мне не указ и в своей жизни сама разберусь». Всю жизнь Любаша на нее положила. Могла бы замуж выйти. Все боялась, что Оксаночке будет плохо. А теперь самой плохо, только никто не жалеет. Подруга у каждого свое горе.
- У тебя то все хорошо! Дом полная чаша. Дети молодцы. – Марина смотрела заплаканными глазами, не скрывая любопытства.
- Вроде пока хорошо. Пока маленькие. Дочь в институте учиться, парня нет и не хочет. Ленивая. Что дальше будет не представляю. Убираются дома мальчишки. Вот смотрю на ваших и боюсь всего, сердце сжимается: вдруг Оленька по рукам пойдет, мальчишки уже ссорятся. Меня ожидает то же самое. Старость не за горами. Что ждет? В дом престарелых если зададут хорошо, а то и так выгонят. Правда, когда начинаешь им об этом говорить – сердятся. Но я-то вижу, что у них другие интересы, а мы им не нужны. Еще тут психолога слушала: «Вы детей растите не для себя – у них другая своя жизнь». Вот скажи, что за чушь. А дети потом говорят: «Мы не заставляли вас рожать» или «Мы никому ничего не должны». Раньше семьи были большие и все жили вместе: старики ухаживали за внуками, внуки за стариками. Сейчас разрушился институт семьи.  Скажи, такое впечатление, что дети, как будто выросли в разных семьях: разные ценности, разные взгляды, разное поведение. Каждый сам по себе, должны быть друг за друга. Всю свою жизнь вкладываем в них, ради них живем. Может нужно жить для себя? Тогда вообще вырастут, как сорняки. Каждое поколение обижается на своих родителей: кого-то ремнем ударили, кого-то ругали, кому-то не купили игрушку. А должны же быть благодарны. Может, что-то в нас не так?
- Саша, послушай, какие я нашла стихи – это о нас матерях:
«Я свяжу тебе жизнь из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь- не солгу не единой петли.
Я свяжу тебе жизнь, где узором по полю молитвы,
Пожелания счастья в лучах настоящей Любви!
Я свяжу тебе жизнь из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю.
Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь.
Что б связать тебе жизнь, я тайком распускаю свою...».

Мы обе заплакали.
- Марина, а ты помнишь, когда они были совсем маленькие. С работы прибегаешь: повкуснее приготовить, колготки отстирать, погладить. Собрать, чтобы в садике или в школе были самые красивые.
- Конфеткой, если кто угостит, домой несешь, делишь.
- Заболеют, ночью у кроватки отсидишь, а потом на работу бежать, что б не сократили.
- Дуры были. – В один голос сказали подруги.
Марина, немного помолчав, спросила:
- Скажи, что мне делать с Колей?
- Что бы я тебе не предложила и что бы ты ему не сказала, он уже сделает по-своему. Он уже сделал свой выбор. Как ты его остановишь? Он же не маленький. Где-то читала о силе материнской любви. Автобус подъезжал к остановке, а ребенок выскочил под автобус. Мать успела выбежать на встречу и удержать его. Говорят, что самая большая сила в материнской любви. Когда у моего Андрея были проблемы в институте. Чуть не отчислили. Я что только не делала: вселенную просила, энергией очищала, руны рисовала, к ясновидящей ходила, Богу молила. Если бы сказали: «Съешь г..но»,  и не задумываясь съела бы. Ты главное верь в сына и все будет хорошо. Мы только своей верой в детей можем их поддержать.
На следующий день Марина уехала. Проводив её, я все думала: «Сколько может вынести материнское сердце?». Сама себе ответила : « Многое, лишь бы были живы».


Рецензии
Спасибо! Материнская любовь - сила.

Тамара Фёдоровна Рогожкина   07.09.2022 18:38     Заявить о нарушении