Субмарина-музей в Балаклаве

В 1971 году почти полсотни выпускников Хабаровского медицинского института вместо отдаленных населенных пунктов Дальнего Востока, где требовались врачи, отправились на военную службу в военно-морской флот.  Большая часть на Тихоокеанский флот, 3 или 4 – на Северный, а 7 или 8 - на Черноморский флот.  Среди этих выпускников, отправившихся служить, был я, мои друзья Сергей Куракин и Борис Шевцов. Был среди нас и лучший спринтер Хабаровского края, трехкратный чемпион среди студентов медицинских вузов РСФСР Борис Тимоненко.  Попал он служить на Черное море.

Но можно задать вопрос: «Причем гражданский вуз и военная служба?». Все верно, можно. А вот ответ будет таким. С конца 60-х годов после отречения от власти Никиты Хрущева, который решил, что ССССР военно-морской флот не нужен, и все проблемы можно решить с помощью ракет с атомным зарядом, и пустил корабли на иголки, новая власть занялась строительством флота. Но врачей на корабли и подводные лодки готовила лишь военно-медицинская академия имени Кирова, и их не стало хватать на все увеличивающееся количество боевых кораблей.  Были открыты военно-морские военные кафедры в Хабаровском и Владивостокском медицинских институтах и военно-медицинский факультет в Горьковском медицинской институте, который стали готовить врачей для военно-морского флота.  Вот и стали выпускники гражданских вузов по распределению служить на флоте. Самое большое количество попала на флот именно в 1971 году.

Мы с Борей Тимоненко были хорошо знакомы, хотя учились на разных факультетах – я на лечебном, а он на педиатрическом. Но в общежитии жили в соседних комнатах, вместе ездили на соревнования в Ленинград и Волгоград. Много лет спустя я узнал о нем больше из переписки со вдовой его сослуживца на подводной лодке. Боря был начальником медицинской служба на «эске», лодке 613 проекта,  базировавшейся в Балаклаве. Потом стал флагманским врачом бригады, в которой до этого служил. Много лет назад преждевременно покинул этот мир, заразившись во время поездки к родителям в Комсомольск-на-Амуре опасной дальневосточной инфекцией.

Так как я тоже служил на подводной лодке,  то все, что я узнал о Борисе, было мне близко. Поэтому, когда несколько лет назад узнал, что важнейший стратегический объект  на базе подводных лодок в Балаклаве  в 90-е годы пришел в упадок, никому не нужный, мне стало горько.  Но совершенно недавно узнал, что он заново рождается, и центральным экспонатом военно-морского музея на этом объекте является субмарина, одна их тех, что была в бригаде, когда там был флагманским врачом мой сокурсник Борис Тимоненко. Об этом  и пойдет речь в моей заметке.

Балаклавский музейный комплекс считается одним из самых популярных туристических локаций в Севастополе. Созданный на месте расположения подземной базы подводных лодок, он посвящен истории Военно-морского флота СССР и России, оснащен по последнему слову современной техники, однако, до недавнего времени в нем не хватало главного – собственно самой подводной лодки.

Теперь работы по подготовке субмарины к включению в музейную экспозицию завершены, и подводная лодка С-49 проекта 633РВ заняла свое почетное место в сухом доке бывшего завода по ремонту боевых кораблей ЧФ.

История подлодки С-49 по-своему уникальна. Дело в том, что по данному проекту были построены только две субмарины – они предназначались для испытания новых видов вооружений.

С-49 вошла в состав ВМФ в декабре 1961 года и первоначально несла службу на Северном флоте, а в 1970 году ее перевели на ЧФ. Своеобразные надстройки в носовой части служили для испытаний противолодочных комплексов и торпедо-ракет. В 1975 году впервые в истории флота пуск такой ракеты был проведен экипажем С-49 с глубины более 240 метров.

Активная деятельность субмарины была прекращена после развала СССР – денег у России не хватало даже на зерно, что уже говорить о новых видах вооружения. В 1996 году С-49 вывели из состава ЧФ, преобразовав в зарядовую станцию.

Свою новую судьбу подлодка-испытатель обрела в 2020 году, когда было принято решение отправить ее на вечную стоянку в Балаклавский музейный комплекс. Для последнего перехода С-49 готовили в доке на Северной стороне, где субмарине заменили практически полностью пришедший в негодность корпус.

За транспортировкой "ветерана подплава" в Балаклаву в ноябре 2021 года следил чуть ли не весь город. Два буксира вывели субмарину из Южной бухты и перегнали ее в Музейный комплекс. Для того, чтобы разместить С-49 в сухом доке базы, ее провели по проложенному внутри горного массива каналу. Более трех десятков лет ни одна субмарина не проходила здесь, не становилась в док. Поэтому специалисты ЧФ, корабелы и сотрудники музея провели большую работу для подготовки места последней стоянки "подводного истребителя".

В настоящий момент все приготовления к включению С-49 в экспозицию завершены – оборудованы ограждения, смотровые площадки, информационные стенды. После 30-летнего перерыва в сухом доке "Объекта 825 ГТС" вновь стоит подводная лодка.

Уникальную подземную базу для стоянки и ремонта субмарин ЧФ строили восемь лет – с 1953 по 1961 год. За это время было вывезено более 120 000 тонн горной породы, построено 9600 кв.м. помещений, для стоянки и ремонта подводных лодок проектов 613 и 633 был прорыт подземный канал длиной более 600 метров, глубиной до 8 метров и шириной до 22 метров. На территории объекта одновременно могли находиться и ремонтироваться 7 субмарин, имеющих на борту ядерное вооружение.

Грозный и сверхсекретный "Объект 825 ГТС" прекратил существование практически одновременно с великой страной – после развала СССР, в 1993 году база была закрыта, охрана снята, имущество стало активно разворовываться.

Однако в начале 2000-х было принято решение создать на территории бывшего сверхсекретного объекта военно-морского музейного комплекса "Балаклава". Началась работа по восстановлению былого облика базы, проводилось освещение, заново устанавливались двери, цехам, казематам и штольням возвращался былой вид.  1 июня 2003 года состоялась церемония торжественного открытия подземного музея.

После марта 2014 года объект получил новый импульс и дополнительное финансирование, открываются новые экспозиции, пополняются музейные фонды.

В мае прошлого года силами специалистов Военно-строительного комплекса Минобороны России была проведена реконструкция Подземного музейного комплекса. Был проделан большой объем работ - экспозицию музея дополнили современными мультимедиа, аудиогидами, установили специальный свет, звук и инсталляции с использованием реальных элементов военного оборудования и техники. И все-таки главным экспонатом Музея теперь является подводная лодка С-49.

На заставке: Подводная лодка С-49 в сухом доке Музейного комплекса в Балаклаве. Боевая субмарина Черноморского флота установлена в сухом доке бывшего секретного "Объекта 825 ГТС" в недрах горы Таврос.

Мне очень приятно, что у нашего ВМФ появились деньги на оборудование кораблей-музеев. Начаты работы по превращению в музей первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», которая будет установлена на территории выставочного комплекса в окрестностях Санкт-Петербурга и Кронштадта.  Есть лодка музей в Калининграде, на Северном флоте и на Тихоокеанском, во Владивостоке.  И вот теперь появилась на Черноморском флоте.


Рецензии