О страстной любви

А.Шопенгауэр, Э.Фромм и Л. Толстой  о страсной любви

Я думаю что Лев Толстой под "половой страстью",  Артур Шопенгауэр под "половой любовью" и Эрих Фромм под "половым влечением" имели одно и тоже, что соответствует в современном русском языке понятию "страстной любви".
Итак, великий немецкий философ А. Шопенгауэр:
«Она (половая любовь - А.С.) после любви к жизни является самой могучей и деятельной изо всех пружин бытия, где она беспрерывно поглощает половину сил и мыслей молодого человечества, составляет конечную цель почти всякого человеческого стремления, оказывает вредное влияние на самые важные дела и события, ежечасно прерывает самые серьезные занятия, иногда ненадолго смущает самые великие умы… Половая любовь поистине является скрытым механизмом любого поступка и поведения, она проглядывает отовсюду, несмотря на тщательно наброшенные на нее покровы. Она является причиной войн и предметом мира… неистощимым источником остроумия, ключом ко всем намекам, значением таинственных фраз, невысказанных замечаний и брошенных украдкой взглядов; она предмет неустанных фантазий и молодых, и старых, неизменный призрак умов порочных и неотвязный спутник воображения целомудренных».  И ещё одна замечательная цитата из великого философа: «Пусть они для начала обдумают вот что: тот
предмет, что сегодня вдохновляет их мадригалы и сонеты, - родись он восемнадцатью годами раньше, не привлек бы ни единого их взгляда». (Обе цитаты из книги "О метафизике половой любви")
А это написал в «Искусстве любви» лидер Франкфуртской школы социологии  философ и психолог  Эрих Фромм: «Тревога, порождаемая одиночеством, желание побеждать или быть побежденным, тщеславие, желание принести вред и даже разрушить - все это может способствовать появлению полового влечения, как и любовь. Половое влечение, по-видимому, может сочетаться с любым сильным чувством и порождаться им. ...Половое влечение на мгновение создает иллюзию соединения, однако без любви. Люди, "соединяясь", остаются чужими, как и прежде. Иногда они из-за этого стыдятся друг друга, или даже ненавидят, потому что, когда иллюзии рассеиваются, они ощущают себя еще более чужими».   
Лев Толстой   в своей  скандально прославившемся на весь мир  произведении "Крейцерова соната" выражал похожие мысли. Он в этой повести  писал, о том, что "половая страсть" - главное препятствие на пути духовного прогресса человечества. А ведь он отчасти прав! Как не была бы красива любовь, воспетая поэтами, художниками и музыкантами, но всегда кроме изящных платонических, возвышающих порывов души было и плотское начало, подчас вызывающее к жизни самые низменные, подлые мысли и инстинкты. Ведь эта самая "половая страсть", верно служащая инстинкту продления рода, всегда была сосредоточием интриг, безумств, примитивного  эгоизма, разрушительных  страстей, дурной и нелепой  ревности, самых разнообразных преступлений, разбитых сердец и исковерканных судеб и т.д. "И все это ради того, чтобы всякий петушок накрыл свою курочку" - нельзя не вспомнить еще раз саркастичный афоризм  Шопенгауэра. Любой из нас может привести огромное количество примеров, когда любовная страсть была не благом, а злом.


Рецензии