Наша-Бригада. Прилуки. Краеведение 2...

Итак.
Как Наша-Бригада в Прилуки ездила? Часть третья, рисковая.
  Почему это рисковая? - спросите Вы. Отвечу.  Потому-что коснусь я в этой части очень тонкого персонажа.  Не от мира сего персонажа, неземных законов то есть. Прилукского храма Рождества Христова настоятеля иеромонаха Серафима коснусь. Дай Бог ему всего светлого и доброго. Говорю сразу. Я не смею насмехаться над кем бы то ни было. Ибо за иронией спасаюсь от резкоматерных вопросов и диких побуждений, свойственных моему недоразвитому нынешнему воплощению хомо-сапиенса. Короче, или говорить отстраняясь на дистанцию юмора, или же с этим, что-то таки надо делать. Как мог, пояснил. Приступаю помолясь и заранее прося прощения у настоятеля Серафима. Ни придумывать чего, ни вредничать не собираюсь. Просто описываю нежно любимые мной Прилуки.
  Так вот. Помнит ли кто картину Ильи Ефимовича Репина "Не ждали."? Там в итоге названия стоит констатирующая факт милая такая, нейтральная точка. А представьте эту фразу в виде восклицания с вопросительным знаком. Именно, с обоими знаками. Типа, вышел нежданный этак у центр композиции и на высокой ноте выдал понад всеми: "Не ждалиии?!"Представили? Вот так я зачастую  и воспринимал настоятеля Серафима. Потому как, очень он внешне похож на странный центральный персонаж картины, что потряс всех остальных обитателей полотна. Илья Ефимович вообще был спец по неастандартам. Специализировался так, что сам Лев Николаич граф Толстой посматривал на него с неким недоумением. А сюжеты картин мэтра? Весьма, однако, говорящие: "Садко у царя Морского" (утоп среди барышень. Прэлестно!), "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" (полный неадекват от сюжета, до исторической правды), или  "Казаки пишут письмо Турецкому султану" (абсолютный моргенштейн по содержанию письма). Так вот, настоятель Серафим будто натурой служил тому разночинцу посреди мещанского гнёздышка, которого не ждали. Весь такой не  от мира сего, тем более с каторги. Лик измождён, взгляд догорающь странным пламенем, голос наверное высок но истерически надтреснут и потому глух. Весь в чём-то длинном и тёмном, только без креста и не в галошах на носки. У нашего настоятеля ноги болели, вот он их и добивал резиной. Ладно бы тихо мучался в кельи. Раз монах, то ясно всё с жестокостью к телу. Но ведь ему же на колокольню надо за службу подниматься и не один раз. А колокольня, так-то самая высокая на верхней Волге. Пятьдесят восемь метров галошами. Жалко его до восклицательных знаков с кучей вопросительных. Хотя??? Ситуация была такая...
  Вижу я, как-то, что плачет прораб строителей, что пахали по заданиям настоятеля и по воле спонсора. Вот и соврал. Не плачут прорабы, но вид делают отменный. Очень повезло храму со спонсорами, просто сказочно. Иные батюшки в лепёшку расшибаются со всем своим клиром, пашут праведно, чтобы на церковку ненасытную копеечку изыскать малую. А тут, прямо с базы прёт везение строем и техникой гружёное и отнюдь не гипсокартоном сырым. Уж если гранит на ступенях в храм ставить надо, то ставят монолит каменный, а не облицовку убогую. Уж если живопись делать, то Нашу Бригаду нанимают. Уж если купола золотить надумали, то  непременно сусалочкой, а не тринитридтитановой пошлятиной.  И вот. Спрашиваю поораба, что за дела? А он говорит, что весь пол в храме, который только вот плиткой уложили, надо переделывать, потому-как амвон на солее не по осевой получился. Ибо по центральной осевой горний свет гармонично на паству из царских врат изливаться должен, а не так вот как у вас тут. Зависли?! Солея, это приподнятая площадка пола перед алтарной преградой иконостаса на котором иконы рядами снизу до верху. И есть у алтаря три двери (запомните - три двери иконостаса. Пригодится), точнее трое врат. Так вот, из центральных царских врат выходят служители на полукруглый вынос солеи амвон который и обращаются к молящимся. И всё получается здорово. Но не в этот раз. Настоятель померял солею ту и по стенам расхождение в полтора сантиметра насчитал. Иконостас туда, пока ещё, не изготавливали. И будущие врата его можно по амвону зацентровать в процессе изготовления, всё рассчитав. Так правильно будет и так делать надо. Делать по факту и от условий помещения отталкиваться. Но тут самое главное обстоятельство в том, что это русски храм. С тяжёлой, как у всей русской земли судьбой. Существующй храм три раза перестраивался и доделывался, растёсывался и докладывался. Какие осевые и сантиметры?!!! Там ни одного прямого угла не оказалось. Осевые условнее предвыборных клятв на президентских дебатах. Исторические традиции на сём очевидном факте настаивают. Прораб плачет. Весь мир, можно сказать, за. А Серафим, не сказать плохо, против! Не снизошёл настоятель к доводам и милость не проявил. Против Серафим. Хорошо, что спонсор, побрякивая кубышкой, своим волевым решением наставил на путь истины супротивника. Отменили прорабу каторгу. А уже позже, когда ставили по храму все три иконостаса, то один и вообще не влез на полметра в положенный ему проём. Схалтурило знаменитое Софрино. Всероссийские изготовители всецерековного убранства есть такие. Надо было не принимать их халтуру. Кто так меряет, люди? Русский храм-от с тяжёлой судьбою. Внимамательней будьте. Но впендюрили-таки этот иконостас! Подразобрали, одну часть его выкинули (это можно с модульными, разборными конструкциями делать) и впихнули невпихуемое так, как влезло.  Ажно царские, сакральные врата съехали на бок, как кепка тинейджера. Я уже к тому времени проект живописи на храм сделал. С осевыми и размерами наплакался досыти, лишь бы всё ровно воспринималось. Чтобы гармония, там, соразмерность, движение пространства, связь с интерьером, его функцией, утварью, то да сё и миллион китайцев в придачу. Дизайн, чтоб не подкачал. А тут???!!! Сплошные восклицательные знаки с вопросительными, мантры и полная дорога идиоматических выражений. Все изображения в центральную линию восприятия выстраиваются а врата по огороду ходят!  Спрашиваю, кто разрешил святотатство этакое не людское?! Догадались? Настоятель. Зачеееем?! Явная же халтура! Спонсор бы это Софрино на голову поставить мог, при его министерских масштабах.  Но! Не сего мира логика у адепта внчеловечности... И пошёл я на взгорок заповеди любви к человечеству над Волгой вспоминать. И хотел коньяка много для забвения. Автор же, как-никак как-никак. Проект, как ляльку вынашивал до звона в ушах.
  Ладно. Проехали. Хотя, вот вспомнишь тоже, как он Нашу Бригаду шпынять вначале принялся, так и не ладно опять. Это когда наши мужики старшие, что дети радостные к нему шли работу сдавать. Мол смотрите, батюшка, как зашпаклевали вставки да утраты?! От родной стены не отличишь! Только мол покрасить осталось, а новую поверхностья, смотрите, в такую же мелкую фактуру сработали, как и на родной стеночке, иначе блин вставки гладкой поверхностью на общей шершавой структуре стены бельмом будет выглядеть. А мы постарались и попали. Правда, хорошо?! Но не любил видимо старого автора настоятель. Это знаменитого-то Дьякова не любил?! Такого то мастера?! И глянул тут мёртвым, близоруким взглядом настоятель. И в самую душу ввернул претензию. - Плохо. Богу надо ровно. Очень переживали тогда дядьки. Даже поцапались малость друг с другом. На себя вину зря брали. Пили вечером хмуро чай перед коньяком. Пили утром хмуро чай после коньяка. Потом плюнули и сделали по своему.
  Вскорости  закрасили все вставки. В стену конечно попали. Хорошо вышло. Понравилось всем. Остального уже и не спрашивали. Но вот опять к авторитету настоятеля потянулись. За разъяснением сюжетов евангилеевских в его храме (мол, ай-ай, а чё тута, а тута?) Кому, как не ему всё знать, особенно в своём храме? И попросили надписи нам дать, что над композициями пишут. Чтоб и старушкам дальнозоркость было можно во время службы развивать, да и внукам грамоту преподавать, если получится в церкву ту затянуть отняв гаджеты и побещают стрелялку в конце службы отдать. Старая, как мир педогогическая уловка. Значит, спросили мы и в ответ от настоятеля получили встречный вопрос , - а что это за сюжеты? Я пойду про них в книжке прочитаю мол. Я аж охнул. Не любил видно, как дитё мать настоятель, церкву свою, как у прочих принято. Вот уж тут закрылись для него двери души моей. И опустилось на сердце безразличие.
  И ладно бы. Ну опустились? Ну чудит настоятель? Ну на всю округу чудит? Но как объяснить это местным селянам, которые пришли к нам с просьбой повлиять на бобра? А дело было так. За зиму в селе снега скапливается просто немеряно, не город же, а природа. И не солят его тут, не сгребают, чтоб вывезти. Да и холоднее здесь. Да и с Волги надувает по плечи в иных местах. А когда тает весь скопившийся снег, то надо его как можно быстрее вниз, в реку отправить. Для того и канавы вдоль дорог и отливы с ручьями всякие. Всё это люди усердно чистят и пробивают. Люди. Но не настоятель Серафим. Был у него рядом с нашим домиком свой. Старинного, деревянного модерна красивейшее строение. Хоть в учебник помещай. Был у настоятеля джип и гараж на дворе. А между двором и дорогой живёт там и по сию пору канава водоотводная. Через эту канаву перекинут давно уж помост, а под ним влажена бетонная труба. Всё законно, как у всех, работает издавна. Так это у всех. А настоятель в галошах. А снег тает, а вода прибывает, а труба под мостком забита. И принимает Серафим, на нашу голову, решение построить плотину, дабы галоши были суше, а законы природы его послушались. А чё???? Строит, старается весь, осклизается, галоши мочит и сам никого не слушает. Вода всё одно на мостки течёт, но трубу-то он первым делом перекрыл напрочь. Окрестные огороды стало подтапливать, ручей воду не уносит.  В снегу она кашей становится и вверх ползёт. И количество вопросительных знаков у всех на него растёт, и знаки те после возбуждаются в восклицательные. Такая матерная ситуация из-за плотины возникла. Я уж направил ходаков соседских с их знаками к спонсору, ибо только у него ключи от ситуации имелись. И правда. Спустя срок недолгий, (уж грачи прилетели) ключи от ситуации притащила монголоидная бригада. Отняла она по привычке у Серафима плотину. Им-же невпервой заплоты русские зорить, этот рефлекс у них, как у канадцев хоккей, в крови. И протаранили монголоиды проход воде. И сглотнула Волга прилукские снега. И возрадовались люди русские! Ну а настоятель-то опять не с миром вышел.
  А ещё большими знаками припинания оброс в моей душе сей персонаж, когда потом случилось дикое для меня. Снег в тую пору уже стаял. И на краях дренажных траншей(та же водоотводная тема), что вокруг храма выкопали в ноябре, перед снегами, забелели человеческие останки. Хорошо этак на солнышке забелели кости всех нашедших тут при храме условно-вечный покой. А настоятель только равномерно галошами шлёпает мимо.  Думаю, ну не от мира сего, так и не видит. Я тогда ему рассказал про ситуацию. Не хорошо мол. Да и собаки, не дай Бог, растащут, да и бабульки на радуницу  придут поковыряться на кладбище. Не хорошо. Рассказал и повстречался со взглядом, нетутошним светом коптящим. Ничего не ответил настоятель. Подождал я пару дней, не вытерпел, да и подбил доброго дьячка Серёжу. Убрали тогда косточки с глаз долой. Так в мешках они и оставались лежать. Надеюсь, всё же, их уже придали земле, как положено, с молитвами.
  Но если отвлечься от всего грустного,то мы весьма мало видели настоятеля и работали спокойно. Храм был большей частью заперт и нам никто не мешал. Потерпим службу и опять сразу покой дорогой. Настолько сразу, что диву давались. Им с такой скоростью колёса в пит-стопе на формуле один менять, как они из храма уходили. Ещё эхо в стенах качается, а двери уже клацают. На скорость покидали церкву. Без сантиментов. Они, это обычно трое из клира. Мы так не умели. Всё-то медлишь, да слушаешь, да смотришь, ведь часть тебя здесь уже осталась. Но зато, в подарок прекращалось пение. Так-то у нас в Бригаде непоющих меньше чем непьющих. Более того, многие даже нотною грамотою владеют и прочими музыкальными всякостями балуются. А уж поголосить вместе, нам как медку хлебнуть. За что и люблю я всегда во время служб работать, если позволяли нам. Вознесшёсся бывалочи, на верхние ярусы под своды и среди живописных гармоний уже и в хоровых паришь. Един со всеми. Но не с Серафимом.  Так-то храм прилукский является частью подворья Троице-Сергиевой лавры. А расстояние от лавры до Прилук, не одна сотня километров. Вот потому наверное нашего Серафима и упекли подальше. Если все остальные качества и не смутили бы тамошнее руководство, то одно пение было достаточо-решающим поводом расстояние это сделать максимальным. Так не фальшивят даже ламантины в полярных водах маясь, хотя им значительно сырее, холоднее, неуютнее, чем людям на службе. Но и в ледяной воде не могли животные так мимо нот плавать.
  Вобщем никогда не встречал я такого персонажа. Но зато какое поле для познания человеку! Мне кажется от мира бегать можно по разному. Не стоит порывать связь с его всеобщими законами. Прости меня злыдня, настоятель Серафим? Я больше так противно писать не буду. Буду писать приятнее.


Рецензии