Небрат равнодушный. Глава 1

Жёнушка пожелала меня сопровождать до Москвы. Каникулы ведь у студентки, да  и подаренная на свадьбу изрядная сумма ей руки жгла. Я  же против самозахвата бюджета семьи и свадебного путешествия  также ничего не имел. К тому же ночью вознаграждение за неперечливость последовало. В форме досель небывалой, невероятной и замечательной зрелой любови. Хотя фактически мы в браке уже четыре года. Но я только теперь узнал, что драгоценная такое вытворять способна, аж самому себе завидно стало. Ведь уже давно смирился с ролью мужа по привычке и для статуса, где-то ещё за пару лет до законного оформления отношений.  Только нынче познал я все прелести рая, вплоть до... Впрочем, для супругов нет греховного, но почему такой талант раньше скрывался?
 
И раньше был я росту дюжего, плечист, лицом и телом бел, сердцем чист, умён да речист. Но бескозырку носил, а вот ныне её на фуражку с крабом сменил. "Это же просто другой человек, а я тот же самый". Посему неразумно за год предстоящей вынужденной разлуки рисковать потерей того, что для девушки дороже всего - молодых своих лет. Ведь даже после регистрации "жена не стена" остаётся. Значит, расставание обязано быть незабываемым, и тогда добиться своего не сумеет никакая чужая женщина. Вера сумела превзойти себя, очень постаравшись. Не забывается такое никогда! Наверстать упущенное удалось! Буду верен! И жене по приезду жаловаться на меня в Политотдел не потребуется. Тем более что сам в нём служить буду. Будет, как и у всякого служителя культа: "Последняя у попа жена".
 
"Руку жала, провожала". На прощание успела даже в Москве у ушлых кавказцев пошить для меня аж за 30 рублей "модную" фуражку невероятных размеров, будто форменные дурны. Но в аэропорт пришли и оба моих друга, коим служить выпало в Столице нашей Родины (вроде как в той же "конторе", что и мне, только без моря). Так Сергей посоветовал сей чудо-головной убор при нужде продавать не меньше, чем за полтинник или подарить "нужнику" (нужному человеку в кадрах).

За долгий перелёт убедиться смог, сколь красива и широка страна моя родная. Необъятна! Причем курс самолёта проложен ведь самый кратчайший, как к коммунизму по прямой, хотя "нормальные герои всегда идут в обход". Но не обойти это "зелёное море тайги", куда "только самолётом можно долететь". Ибо после Транссибирской магистрали, ещё царём-батюшкой построенной, все железнодорожные прожекты советской власти оказывались мертворождёнными. Потому даже у нас в морском училище после начала строительства БАМа волна патриотизма и гордости за Родину прокатилась. Даже несколько рапортов было подано с просьбой перевода в железнодорожные войска, ведь и там политработники востребованы. Все помнили пророчество Ломоносова про то, что могущество державы прирастать будет Сибирью (и Дальним Востоком, само собой). Вот и надеялся советский народ, что очухалась после страшной войны страна, сил подкопила и ринулась к светлому будущему и несметным кладовым природы туннели пробивать. И ТОГДА ЗАЖИВЁМ!
 
Впервые при советской власти после Целины, не военные по долгу службы и не зэки по решению суда, а по велению Партии комсомольцы-романтики по доброй воле и велению души в край далёкий с песнями катили. Ибо живы были ещё те, кто Комсомольск на Амуре за колючкой строили. И в красивый миф враньё перерасти не успевало. Внуки верили в то, что им рассказывали деды в наколках, а не газета "Правда", в которой печаталась ложь. И эта ложь, большая и маленькая, копилась годами и десятилетиями. И лилась она от партии, некогда получившей доверие народа, поклявшись жить не по лжи. Это, как его, волюнтаризм!
 
Лишь поверхностно пробежавшись по Марксизму и прикрываясь им, самые изворотливые из партократов высасывали из пальца очередную кричалку и "возглавляли массы", ведя их в никуда. Идеалисты шли за идиотами, рядящимися под идеологов. За бездарную политику и руководство страной царь расстрелян был со всей семьёй. Но гораздо большие бездари, следовавшие за ним, умирали своей смертью. Хотя винить только Хрущёвых, Брежневых, Горбачёвых, Ельциных глупо. Не в силах одиночки двухсотмиллионный народ сбить с верного пути. По-морскому выражаясь, ошибка состояла в прокладке курса, а очередной "наш рулевой" просто наложил ошибку на ошибку, не страшась и под мухой рулить. Уверенный в безнаказанность, как вивисектор, препарирующий мышь.

Впрочем, все эти антисоветские мысли позже появились. Хотя очень даже советские. Только не советовались со мной, как и со всем народом, родная партия и правительство, а это диктатура, причём совсем не пролетариата, и придумала она, что пора диктатуру Амина в Афганистане свергать. Может быть, он и гад, но гад не наш. И если сами афганцы довольны правителем, то нечего соваться. Троцкого с его экспортом революции и раздуванием мирового пожара, на горе всем буржуям, не зря альпийской киркой тюкнули. Да и опыт "дружбы" с Китаем многому научить обязан. Додружили до Даманского и обзывательства друг друга ревизионистами. Про китайско-вьетнамскую войну,  навалившуюся на многострадальный Вьетконг вскоре после разгрома американских агрессоров, даже не вспоминая. Пережив "культурную революцию" и дотерпев до смерти Мао, китайцы взвесили его на весах истории и решили, что "великий кормчий" был прав на 70%. Возможно, ибо додумался до формулы: "Винтовка рождает власть" и "Прав тот, у кого больше прав".
 
Забыв очень скоро, из чьих рук получил он права и винтовки, более того, заплатил за добро злом и даже кровью. К счастью, невеликой. Вовремя поняв, что "Граду" всё равно, большие ли батальоны у противника. Но, разбудив советское Политбюро от спячки и побудив начать строительство БАМа, который попутно и импульс в развитии экономики давал. Но вскоре Мао умер сам, без всякого вмешательства, и к власти в соседней стране пришло второе поколение китайских руководителей.
 
На сей раз возглавил "восьмёрку бессмертных" не агрессивный, а вернее сказать, реально мыслящий и хорошо образованный Дэн Сяопин, учившийся во Франции и СССР, а также во время "перевоспитания" в КНР. Не настроенный утилизировать свой голодный народ, предпочитая его накормить. Мудрая обезьяна, желающая с горы смотреть, как советский и американский тигр сойдутся в смертельной схватке. Заверив Джимми Картера в том, что антироссия почти готова, и "он свой, только грошей трэба" для начала экономических реформ. Инвестиции он получил, ведь жёлтые ручки оказались недороги, и включил страну в мировую экономическую систему, сделав её "мировой мастерской". Некогда такой титул в восторге дал Англии Карл Маркс, не понимавший, что за призрак шастает, а главное - ГДЕ?

Дэн  сказал: "не важно, чёрная кошка или белая, если она может ловить мышей, это хорошая кошка". Смог обхитрить Картера, а Картер да его приемник Буш и вовсе развели Брежнева. Вернее, страну под руководством "Дорогого Ильича" и взращенной им партэлиты. Самыми подлыми способами, убирая себе не угодных, принципиальных и честных коммунистов, бывшего  белорусского партизана, московского ополченца и многих других. Все последующие его выкормыши - Горбачёвы, Яковлевы и Ельцины при Ильиче Втором, пользуясь "пристрастиями" погружающегося в деменцию партократа, сделали партийную карьеру и в одиночку развалить Державу не могли. Наш жизнелюбивый лидер не в состоянии уже был, как в молодости, баб любить да со змеем бороться. Только дымить ему оставалось и по зверюшкам палить в Завидово, и ещё награды коллекционировать. Комплексуя о том, что "Героем" за всю войну полковник так и не стал. Звезд-то он аж 14 в разных странах соцлагеря потом насобирал, но знал про анекдоты, что народ о его героизмах рассказывает. Обидно старичку было, и случайно иль нарочно вздумалось стать, как Жуков, Маршалом Победы!
 
К счастью, угроза воины с Китаем отпала. Началась там "ситцевая индустриализация", что в СССР правые коммунисты во главе с Рыковым некогда предлагали строить. Ленивые азиаты допетрили: а зачем самим "Великие скачки" выдумывать, когда "братская" компартия на своём народе экспериментировала и показала, КАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ. Через полвека бывшие советские лузеры, даже с помощью кредита на строительство (Сталин ещё давать начал) семейное гнездо свить не способные, вспоминали халявные бетонные брежневки. Умалчивая, что на человека в момент развала Союза по 10 м2 выходило с учётом бараков и сельских избушек. И при равноправии кто-то ровнее оказывался (горластые хитрованы в основном).
 
Но, повторюсь, вся эта антисоветчина (а вернее сказать, как раз СОВЕТЧИНА!) зародилась во мне позже и только накапливалась за годы БЕЗУПРЕЧНОЙ службы. Начавшейся на Сахалине, в городке Невельск, вступив в должность замполита ПСКР (и не только), уже через год, заслужив у врагов Советского Союза прозвище "Красный Террорист". Врагов, как внутренних, так и внешних. Чуть не сходу, не замыленным глазом и знанием должностных инструкций японского шпиона выявив. А после, в заливе Де-Кастри задержал все стоящие там на рейде 63 (!) японских судна, просто отказавшись брать от капитанов взятки и не дав Родину разворовывать. Действуя строго по Уставу и инструкциям, грубые нарушения нашлись на всех бортах, но они ранее "не замечались".
 
Но на столь ответственном участке границы из  гнили огромный нарыв    образовался, и непонятно уже было, кто продался, а кто нет. Я же, как человек новый, под подозрением не состоял. Да и дядя Филя со мной письмо передал бывшему однополчанину, который с войны жить на острове остался. Пенсионер с безупречной репутацией поручился, и меня включили в группу "почти Гестапо". В результате выяснилось, что местная разведка сгнила насквозь и 8 старших офицеров по статье "Измена Родины" получила сроки от 8 до 15 лет, а с 5 генералов сорвали погоны. Не только Калугин или Скрипаль Родиной приторговывали, и не только завмаги приворовывали. Транспарант «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи с работы каждый гвоздь» можно было вывесить на проходной любой стройки или фабрики.

Жизнь пытаться планировать - Бога смешить. Разумеется, при такой интенсивности службы времени на написание диссертации не оставалось, и остепенение откладывалось. Хотя вчерне было всё готово, оставалось только раскудрявить и разукрасить. Но ведь и Международные конвенции мореплавания попутно зубрить требовалось, чтобы не оставалось лазеек для японских браконьеров. Ну и язык их худо-бедно осваивать да иероглифы заучивать. К счастью, на зрительную память не жаловался. Надо было бы и китайский выучить, но не имел я полиглотической сверхспособности, и так багаж солидный приобрести умудрился. А в Китае в это время столь интересные вещи происходили, что и непонятно было, кто из нас дурак. Только по долгу службы говорить всё равно приходилось, что не мы. Да и самому верить хотелось, что те убогие всё ещё с воробьями воюют.
 
Наша же страна принялась воевать в Афганистане, мотивируя это чушью о том, что иначе на эти горы, кроме дури, ничего не родящие, амеры позарятся. Всё было гораздо проще. Верховного Главнокомандующего убедили, что без войнушки ему нацепить "Орден Победы" никак нельзя. А из сопредельных стран "маленькая победоносная" только с Афганом возможна. Там нет никакой промышленности, в том числе и военной, а мужики в чалмах и широких штанах строем ходить совсем не умеют. Так что скажет Лёня: "пришел, увидел, победил". А ему: "пожалуйте в кассу за орденом".
 
"Цивилизованный" мир агрессора осудил и на Олимпиаду 80 не приехал. А зря. Денег в неё вбухали немеряно. Но проще было просто перекрыть поставки зерна, на эту канадскую иглу ещё Хрущ подсадил страну. Костлявой рукой голода принято душить непослушных. Санкции для Запада - главное оружие, а раз такого не случилось, значит, "рулевой" Страны Советов всё делал для Вашингтонского обкома в угоду. БАМ почти заморозили, тоннели потребовалось в чужой стране прорубать. И хоть через пару лет дедушка умер, но на смену взгромоздился такой же развалина, а за ней опять не лучший. Когда Меченный возглавил страну, то народ радовался уже только его показному добродушию и относительной молодости (в его годы Ленин уже в мавзолее лежал).

Но вернёмся к личной жизни. После года разлуки молодая советская семья воссоединилась, ибо Вера получила диплом и переехала к бороздившему далёко море мужу-офицеру на Сахалин. Который своей жизнью доказывал то, что в жизни всегда есть место подвигу, ловя шпионов, браконьеров, предателей и расхитителей социалистической собственности. Зачастую со стрельбой, вплоть до артиллерийской, и такая работа мне нравилась. Повезло, жизнь удалась!
 
Трудоустраивать жену в Невельском смысла не имелось, хоть и была возможность. При населении  посёлка чуть больше 20 тысяч имелись для дипломированной учительницы истории вакансия в школе. Но вот веры не было. Директор уверен был, что уйдёт вскоре молодая жена в декрет, и выдал стандартное: "приходите завтра", то есть в следующем году. Был ещё вариант - по банкам иваси раскладывать, причём за бОльшую, чем у училки, зарплату. Но зачем? В семье моряка, тем более офицера, в деньгах особой нужды нет, да и занятие нашлось по профессии - на машинке тюкать.
 
Только что диплом защитила, и знания из головы не выветрились ещё. Вот и повод мужнину кандидатскую до ума довести, одна ведь семья. А после, если пойдёт, и свою написать попытаться - занятие благородное. И не свихнёшься, не остервозишься, мужа из похода дожидаясь, да борщи ему варя. Впрочем, тут специфика. По кулинарной книге научилась варить норвежский крабовый суп и из того же материала салат строгать, морской капустой приправляя. И вообще хорошо освоила средиземноморскую кухню. А также обзавелась подругами и с ними ходить принялась по грибы, ягоды, черемшу и папоротник. Прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья, да и в семью прибыток заметный и ОЦЕНЕННЫЙ!
 
К тому же для понтов, захотела японский учить. Во Владике в Универ на заочный поступила, а также со мной магнитофонными записями стала делиться, я их и в походы стал брать. Так и появились у нас в экипаже свои Наруто и Кагами. Петровские загибы капитана действовали не столь эффективно, как вежливый "японский" политрука. Было весело! Хотя погранслужба - структура КГБ, а туда и так толковых отбирали, и ко мне порой Янис-сан коллеги обращаться принялись, постигая язык потенциального противника.

Офицерская специфика - вечное бродяжничество, и "красивой" жизни в ней немного. Это и семьи касается, а клялся стойко переносить все тяготы и лишения только я один. Потому изначально с Верой обговорили - станет невтерпёж, удерживать не стану, права такого не имею. Но только рога не наставляй, ни Родине, ни мне не изменяй. Лучше не найдёшь, ибо одну тебя люблю и всю зарплату до копейки прямо в руки отдаю. К бумажкам почтения не испытывал, а одевало-обувало меня государство справно. Да ещё, кроме заботы, возможность давало любимую работу работать, мужиком  себя ощущая, и жить в самом чудесном на земле месте, хоть для других и страшноватом из-за вулканов и землетрясений.
 
Жена называла это "делать карьеру", сама, будучи офицерской дочерью, понимая, сколько трудностей и везения требуется для того, чтобы встретить старость в относительном достатке и покое. Потому и моталась за мной по островам и гарнизонам, уверенная, что "слава меня найдёт". Чуть не силком в отпуск свозила в её родной Киев и остепенила, тем самым открывая возможность уйти на тихую преподавательскую. Хотя кап-лею рановато было, плав.стажа недоставало, а он на размер "нашей будущей" пенсии весьма влиял.
 
Да и везло мне. За то, что поучаствовал в задержании "золота партии" крупной контрабанды шлиха из Магадана, организованной тамошним Обкомом, мне лично на Лубянке наш Председатель комитета Юрий "Долгорукий" вручал высшую ведомственную награду - Знак "Почётный сотрудник госбезопасности", пошутив по-японски "камикидзе". Из госнаград даже "Шерифа" (Красную Звезду) я уже имел и ЗБЗ, с юбилейными и за выслугу. Но "Щит и меч" считал самым дорогим. Его к юбилею даже Лёня присовокупить себе к "Почётной ткачихе" не посмел. Но главное же везение заключалось в том, что, несмотря на то, что пистолетом не раз пришлось за службу помахать, и даже из орудия очередь давал предупредительную, но человечьей кровью рук не обагрил. Не водица она. Может, потому и самого погибель обходила, хотя пулям не кланялся  и такие шторма пережил, что удивлялся, как такое случилось.
Продолжение http://proza.ru/2022/10/08/1382


Рецензии