psiho. Пушкин. Смертельная миниатюра 1

Весь я не умру …

В студии Нерукотворного на Каменном острове в 1836-ом, готовясь к Уходу в Вечность, Пушкин написал штудию :

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —

Пушкин проникся идеализмом Платона – его идеей эйдоса и бессертия Души

Пушкин почти познал метафизику Аристотеля :

Тело – мастерская плоти
Тело – гробница Души
Тело – пыточная Духа

Тело появилось и осознано с развитием чувства конечности жития и смертности человеческого существа. Это произошло после осмысления Приговора и Изгнания адамитов из Рая и последовавшим вскоре убийством смертью Каином в  схватке передела брата Авеля (Эвеля, Абеля)

Между «Я», переживающим присутсвие в собственном теле, и телом размещается смерть

Телом нельзя владеть , как нельзя владеть тварным и постижимом только богами

Гимн  этому (такому)  телу есть в древнем ведическом тексте : Тело сдалано без нас и даровано на время нам богами и не в силах оспорить или отменить собственное воплощение. Мы приговорены жить внутри него и любить его чуть ли не как центр мировой предметности, Ибо оно – Дар!

(см. Подорога В. Феноменология тела)

Тело = это смерть и каждодневное напоминание о ней

Душа одна бессмертнаи неистребима

Понятие бессмертия души получило наиболее серьезное осмысление в философской системе Платона. Платон не является автором этой концепции. Он лишь оказался своеобразным «систематиком» и интерпретатором стихийного, древнего, неоформившегося верования. Афинский мудрец ссылался на слова прорицателей, поэтов и мистиков. «Они утверждают, — разъясняет Платон, — что душа человека бессмертна, и, хотя она то перестает существовать — это называется смертью, — то снова рождается, она никогда не гибнет»

(см.  Мень А. История религии. Т 4. Дионис, Логос, Судьба. М., Слово. 1992. С. 180. Здесь о бессмертии говорится в связи с идеей метемпсихоза (перевоплощение душ))

В поисках источников учения о бессмертии души у Платона В. Фомин, ссылаясь на диалог «Менон», говорит: «…Здесь уточняется категория источников, где находят следы «сокровенного учения» — Сократ ссылается на «жрецов», «жриц» и «божественных поэтов»»

(см. Фомин В. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., Аргус. 1994)

Платон привел такой диалог :

Сократ. Итак, поскольку бессмертное неуничтожимо, душа, если она бессмертна, должна быть в то же время и неуничтожимой.
Кебет. Бесспорно, должна.
Сократ. И когда к человеку подступает смерть, то смертная его часть, по-видимому, умирает, а бессмертная отходит целой и невредимой, сторонясь смерти.
Кебет. По-видимому, так.
Сократ. Значит, не остается ни малейших сомнений, Кебет, что душа бессмертна и неуничтожима
(См.  Собрание сочинений. Т. 2. С. 68:
Люди именуются смертными, а отличительный знак богов в том, что они бессмертны = эттот тезис  стал тличительной чертой древнейшей поэтической традиции Греции, включая Гомера

Увы, тело способно болеть и даже стать «пустым» (по Г.Н Панкову) при шизофрении ли хронических писхозах

Но это уже иная история  …

Но когда Пушкин понял концепцию эйдоса, он понял что можно идти "искать смерти"
А в его 37 лет ее еще надо было поискать

Но он уже нашел себе стрелка = поручика женки


Рецензии