С матом боролись, а на сквернословие напоролись

Из моих студенческих дневниковых записей.


 Александрович Бодуэн де Куртенэ, один из величайших лингвистов в истории науки, утверждал:

«Лексикограф не имеет права урезывать и кастрировать „живой язык“. Раз известные слова существуют в умах громадного большинства народа и беспрестанно выливаются наружу, лексикограф обязан занести их в словарь, хотя бы против этого восставали и притворно негодовали все лицемеры и тартюфы, являющиеся обыкновенно большими любителями сальностей по секрету…»


А историк и географ, общественный деятель В.В.Крестинин (1729-1795) написал педагогический труд, который озаглавил: «План всеобщего обучения всякого чина детей обоего пола». «План» направил в Сенат Российской империи, где он пишет: -
  «Злословие - наружный знак внутренней ненависти и презрения к ближнему, выражается разными в разных народах словами… Употребительная брань известных народов может быть изображена историческим пером, но наша старинная матерная брань, по причине выражаемого ею срамословия, ни в каких письменных сочинениях нетерпима в нашем народе. Добрые люди из наших предков, живших прежде нынешнего века, обличали сие злоупотребления языка письменно. Но в наш просвещенный век сей остаток древнего варварства из употребления еще не выходит. Худое воспитание наших детей достоверное есть бесчиние: детские разговоры растлеваются примерами старших людей, употребляющих матерную брань без стыда по обыкновению предков. Сверх того, злонравные служители в богатых домах дерзают обучать срамословию малолетних сынов своих хозяев вместо игрушки. То же сквернословие с большею необузданностью попускается ребятами в деревнях, обитаемых вообще безграмотными поселянами».
  Однако Сенат Российской империи не принял «План всеобщего обучения» Крестинина, который жил и творил доброе дело в эпоху императрицы Екатерины Великой, по распоряжению которой в стране было проведено генеральное межевание и составлена полная карта Российской империи. По высочайшему указу Екатерины все местные названия населенных пунктов, содержащие в себе непристойную лексику и матерные корни (представьте себе, и такое было), заменили благозвучными. Но и по сей день в России матерные наименования населённых пунктов, рек, озёр и т.д. существуют.

  В предисловии к сборнику «Девичья игрушка» один из самых выдающихся поэтов России Иван Семёнович Барков, перед талантом которого преклонялся А.С. Пушкин, писал:
 
 «Благоприятная природа, снискивающая нам пользу и утешение, наградила женщин ****ою, а мущин ***м наградила; так для чего ж, ежели подьячие говорят открыто о взятках, лихоимцы о ростах, пьяницы о попойках, забияки о драках (без чего обойтиться можно), не говорить нам о вещах необходимо нужных – *** и ****е? Лишность целомудрия ввело в свет сию ненужную вежливость, а лицемерие подтвердило оное, что мешает говорить околично о том, которое все знают и которое у всех есть» (Девичья игрушка…, 1992. С. 39—40).

      В отличие от нынешнего вульгарного сквернословия существует Большой и Малый Петровский, Морской и Казачий загибы - это классические русские матерные бранные формулы, строящиеся как "стремящаяся к бесконечности" цепь обсценных проклятий. "Загиб" ( мат) ведет свое происхождение из народной магии, точнее от ритуальных заговоров, проклятий, оберегов и заклятий. Причем этому тексту до сих пор приписываются всепобеждающие магические свойства воздействия на иноземных врагов России.

Не в этом ли проявляется одна из причин живучести мата среди народа?


P.S.   «По статистике только 6 с небольшим процентов жителей России не используют мат. И тем не менее его употребление считается показателем плохого воспитания, низкого интеллекта и неуважения к собеседнику. Спрашивается, откуда такая ненависть к мату, если его используют 94 процента населения? « Источник: http://plutser.ru/mat_definition/derenition_mat


Рецензии