Аллилуйя!

Междуречье, № 58 (10201), 28 мая 1998 г., с. 2)

ПРИСМОТРИТЕСЬ, ЛЮДИ, К ВЕТЕРАНАМ, К ТЕМ, КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ВАМИ, КТО НА ПРАЗДНИЧНЫЕ ТОРЖЕСТВА НАДЕВАЕТ СВОИ ЗВЕНЯЩИЕ БОЕВЫМИ НАГРАДАМИ КОСТЮМЫ И ЗАСТЫВАЕТ НА МИГ ПЕРЕД ФОТООБЪЕКТИВОМ. ЭТО ОНИ, СОЛДАТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ, ТЕПЕРЬ ПРОСТО БАБУШКИ И ДЕДУШКИ, КОТОРЫЕ, КАК СЧИТАЮТ НЕКОТОРЫЕ МОЛОДЫЕ, СВОЁ ОТЖИЛИ. ЗА ПОБЕДУ СПАСИБО, НО ТЕПЕРЬ, МОЛ, ОТ НИХ ТОЛКУ МАЛО, ПУСТЬ ЖИВУТ И МОЛОДЫМ НЕ МЕШАЮТ.
А ЭТИ ВЕТЕРАНЫ - УЧАСТНИКИ ЛЕГЕНДАРНЫХ СОБЫТИЙ, ЛЮДИ УДИВИТЕЛЬНОГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕЩЁ МНОГОМУ НАС НАУЧИТЬ МОГУТ И ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР БЕСКОНЕЧНОГО ЖИЗНЕЛЮБИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ. ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИХ - В ГОРОДИЩЕНСКОМ МУЗЕЕ.
ВОТ ОДНА ИЗ НИХ - ДИНА МИХАЙЛОВНА БАКШЕЕВА, РОДОМ ИЗ СИБИРИ, В ГОРОДИЩЕ С 1963 ГОДА. ЖИВЁТ НА ТИХОЙ УЛОЧКЕ В ДОЛИНЕ СУХОЙ МЕЧЁТ КИ СО СВОЕЙ 95-ЛЕТНЕЙ МАТЕРЬЮ. И САМОЙ ЕЙ... НЕ СКАЖУ, СКОЛЬКО, СНАЧАЛА РАССКАЖУ О НЕЙ.

Ух ты! Вот это да!

Дине Михайловне не потребовалось и пяти минут, чтобы преодолеть овражек: спуск – чуть ли не вприпрыжку – и подъём по склону – бегом, “лёгкой ногой”. А я стояла наверху с открытым от удивления, нет, от восхищения, ртом: “Вот это да! Такое препятствие человек и вдвое моложе не преодолеет с такой резвостью”.
Конечно, возраст наложил отпечаток на ее лицо. Но... длинные, до пояса, и ещё достаточно густые светлые волосы, собранные в аккуратный узел на затылке, изящная фигурка, которой позавидует и сорокалетняя женщина, крепкие ноги, одета со вкусом. Упражнения, которые она делает но утрам, посильны разве что школьнице: коленом достать до подбородка, почти сложиться вдвое, “ножницы”, “велосипед”, да по 20, 40, 100 раз! Сможете? Я опять открываю рот от изумления и выдыхаю. “Ух, ты!” Ведь Дине Михайловне исполнилось восемьдесят!

Мне нравится мой возраст

– Я хочу, чтобы люди, встретив меня, видели не жалкую старушенцию, а женщину почтенного возраста, чтобы своим видом не портить настроение другим, а, наоборот, подбадривать и убеждать, что любой возраст хорош по-своему. И самое большое счастье – это сама жизнь с её радостями, потерями, разочарованиями, приобретениями, надеждами. И я живу! Радуюсь каждому дню, независимо от того, легкий он или тяжёлый, сыта я или “сижу на хлебе”. Вообще, человек должен иметь “хочу”, тогда он живой. Вот я, например, хочу двигаться, хочу работать, хочу быть прилично одетой, хочу читать. Мне нравится мой возраст, потому что он подарил мне много тех, кого я люблю и всегда жду: моих детей, внуков, правнуков.

«Лёгкая» жизнь

Нет, жизнь её не была легкой. Прошла войну: начала с Заполярья, закончила Дальним Востоком – была медсестрой. На её праздничном пиджаке боевые награды, а па теле – следы от ранений. А легко ли, овдовев, поставить на ноги четверых детей? Поставила: сын (теперь уже пенсионер, как и дочери) – инженер связи, одна дочка – журналист, другая – учительница, много лет живет в Болгарии, третья – ветеринар. Трагическая гибель любимой внучки оставила инфарктный шрам на сердце Дины Михайловны... Нет, жизнь её не была лёгкой, но она умела всегда жить интересно и достойно. Главное её богатство не ковры, не стильная мебель, не золото, этого у нее не было, и нет, а книги, целых четыре больших стеллажа, и все прочитаны, да вот эта удивительная бодрость духа наперекор всем годам.
В молодости она и вовсе была непоседой и заводилой: участвовала в народном театре, работала (после войны) хореографом в городе Могоча Читинской области, а здесь, в Городище, в 65 - 70-х годах заведовала клубом в совхозе имени 62-й Армии и ставила народные танцы. Затем, тоже хореографом, работала в Гоподищенском Доме культуры, тогда он располагался в храме. А пенсию зарабатывала на силикатном комбинате.

Мои заповеди

Основные правила, которым она всегда следовала и следует в жизни, такие:
– Наши старые родители – обязанность и святой долг наш до их последнего вздоха... Выталкивать стариков в дома престарелых безнравственно,
– Земля – наша кормилица, по ей надо почаще кланяться. Я встаю в 5 утра, разминаю руки-ноги и за работу! Не лениться, избави Бог! Сама сажаю, копаю, поливаю свой огород.
– Делать людям добро, уважать их, помогать по возможности, заботиться о своих близких, почитать домашний уют.
Дина Михайловна но утречку бегает на почту, берёт газеты, корреспонденцию и разносит своим соседям, таким же пожилым, но не таким подвижным: “Да что мне стоит им услужить в этом”. А драгоценную старинную книгу на старославянском, в кожаном переплете, с замками, подарила Храму.
– Не привередничать и быть скромной в еде. Пища в основном овощная. А вот печиво и печь очень люблю. И по утрам – кофе.
– Распределять свои многочисленные хлопоты но значимости, и сначала делать главное, что на сегодняшний день есть.
– Ценить каждый день неповторимой жизни и радоваться ему.

Хороша страна Болгария, но...

– Нет, я останусь на своей земле. У меня в России трое детей, а к дочке в Болгарию я ездила восемь раз. Сейчас Болгария переживает очень трудные времена, а, главное, мне же не будут платить там пенсию, болгары решили: “Где заработал её, там и получай”.
Я жизнью своей довольна и общество оцепило меня хорошей пенсией. Живи и радуйся!
В. СУДАКОВА.


Рецензии