Происхождение украинских фамилий

Невзирая на грозные события, которые сейчас происходят на/в Украине, мы по-прежнему любим самобытный украинский народ, связанный с нами родственными и дружескими узами, хотя и осложнения присутствуют. Нас постоянно интересуют его подлинная история, язык, культура и искусство. Среди прочих, вызывает интерес происхождение украинских фамилий. Люди с украинскими фамилиями вполне могут быть русскими. Это говорит лишь о том, что у них есть украинские корни.

Фамилии, оканчивающиеся суффиксом «-енко», считаются наиболее типичными для украинцев, и не потому, что составляют наибольшую группу, а потому, что практически не встречаются у других славянских народов. Тот факт, что подобные фамилии получили распространение в России, объясняется тем, что украинцы после присоединения к Московскому государству в 1654 году составляли вторую по численности после русских этническую группу.

Нужно отметить, что украинские фамилии вошли в обиход раньше, чем русские. Самые первые упоминания о фамилии с суффиксом «-енко» относятся к XVI веку.

Суффикс «-енко» – уменьшительный, подчеркивающий связь с отцом, что буквально означало «маленький», «молодой человек», «сын». Например, Петренко – сын Петра или Ющенко – сын Юська.

Позднее древний суффикс утратил своё прямое значение и стал употребляться в качестве фамильного компонента. В частности он стал дополнением и для прозвищ, и профессий – Зубченко, Мельниченко.

Украинские фамилии с окончанием «-енко» легко становятся русскими добавлением буквы «в». Был Иваненко, стал Иваненков.

Долгое время большая часть сегодняшней Украины была в составе Речи Посполитой, что оставило свой отпечаток и на процессе образования фамилий. Особой популярностью пользовались фамилии в форме прилагательных с окончанием на «-ский» и «-цкий». Их основой преимущественно выступали топонимы – названия территорий, населённых пунктов, водных объектов.

Изначально фамилии с подобными окончаниями носила исключительно польская аристократия, как обозначение прав владения той или иной территорией – Потоцкий, Замойский. Позднее такие суффиксы распространились и на украинские фамилии, добавляясь к именам и прозвищам – Артемовский, Хмельницкий.

Дед композитора Петра Чайковского происходил из рода малороссийских казаков и носил фамилию Чайка. Позднее он «облагородил» её и стал Чайковским.

Появление в Западной Украине фамилий с окончаниями на «-ук», «-чук», «-юк», «-ак» также происходило в период Речи Посполитой. Основой для таких фамилий стали крестильные имена, но позднее любые другие. Это помогало решать проблему идентификации – выделения конкретного человека из общества и обособления украинца от шляхтича. Так появились Гаврилюк, Иванюк, Захарчук, Кондратюк, хотя со временем эти суффиксы получили более широкое употребление – Кравчук, Попельнюк, Костельнюк.

Лингвисты установили, что в украинском языке не менее 4000 тюркских слов. Это связано с активным переселением некоторых тюркских и других восточных народов в области Причерноморья и Приднепровья в связи с усилившейся исламизацией южных регионов. Всё это напрямую отразилось на образовании украинских фамилий.

Некоторые учёные утверждают, что распространённое на Украине фамильное окончание «-ко» происходит от адыгского «къо», обозначающего «потомок» или «сын».

Более достоверным кажется, что украинские фамилии с окончанием на «-ко» родственны со славянскими на «-ка». В разное время у меня были знакомые с похожими фамилиями: Скрипка и Скрипко. Один считал себя русским, а другой – украинцем.

Среда Запорожского казачества способствовала образованию большого количества самых разнообразных прозвищ, за которыми сбежавшие от зависимости крепостные крестьяне и представители других сословий в целях безопасности скрывали своё происхождение.

«По правилам Сечи вновь прибывшие должны были оставить свои фамилии за внешними стенами и войти в казацкий мир с тем именем, которое бы удачнее всего их характеризовало», – пишет исследователь В. Сорокопуд.
Многие из ярких и колоритных прозвищ, состоящих из двух частей – глагола в повелительном наклонении и существительного впоследствии без всяких суффиксов превратились в фамилии: Задерыхвист, Жуйборода, Лупыбатько, Нездийминога.

Некоторые из фамилий можно встретить и сейчас – Тягнибеда, Сорокопуд, Вернигора, Кривонос. Целый ряд современных фамилий пошёл от односоставных казацких прозвищ – Булава, Горобец, Береза.

Многообразие украинских фамилий это результат воздействия тех государств и народов, под чьим влиянием пребывала Украина в течение столетий. Интересно, что долгое время украинские фамилии были продуктом вольного словотворчества и могли неоднократно меняться. Только в конце XVIII столетия в связи с указом австрийской императрицы Марии Терезии все фамилии приобрели юридический статус, в том числе и на территориях Украины, входивших в состав Австро-Венгрии.

В заключение приведу происхождение фамилии Маляренко. От немецкого Maler – художник; человек, красящий стены, заборы. Через польский Malarz cо вторым значением превратилось в украинское Маляр с суффиксом «-енко».


Рецензии
БлагоДарю за интересный экскурс в историю. У меня сын друга Олег, по фамилии Кустов, дважды поступал в ХИЛ (Харьковский Институт Лётчиков). Несмотря на то, что сдал экзамены без троек, и папа занёс "положенные взятки" - по конкурсу так и не прошёл - (ФИО не те) - пришлось так и работать директором отделения ПриваБанка в Киеве, а летать по выходным дням на АН-2 у нас в аэроклубе.

А это для "расширения кругозора", если широкий - можно не читать:

"Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось казачество — широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись казаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их:

«Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то казак» (где маленький пригорок, там уж и казак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть.

тКороли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями этих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значение казаков и выгоды такой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили этому расположению. Под их отдаленною властью гетманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы.

Кончился поход — воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак. Современные иноземцы справедливо дивились тогда необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, — гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, — все это было ему по плечу. Кроме рейстровых казаков, считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных: стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу:

«Эй вы, пивники, броварники, полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцеводы, баболюбы, полно вам за плугом ходить да пачкать в земле свои желтые чоботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! пора доставать казацкой славы!» И слова эти были как искры, падающие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровары и пивовары кидали свои кадки и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме — и все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, крепкую наружность.

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   23.11.2022 12:56     Заявить о нарушении
Добрый день, Василий Васильевич!

Мой кругозор широкий, но приведенные отрывки мне не встречались. Откуда они?
Вам знакомо происхождение фамилии Чечельницкий?

С уважением,

Олег Маляренко   23.11.2022 13:50   Заявить о нарушении
Да, отец был из казаков. На Украине есть город Чечельник...

Полковник Чечель   23.11.2022 17:32   Заявить о нарушении
Из книги Гоголя "Тарас Бульба", где-то в начале...

Полковник Чечель   24.11.2022 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.