Где песня льётся, там легче живётся

(Газета "Междуречье", 15 июня 1995 г., с. 2)

В письмах наших читателей и в разговорах с ними нет-нет, да и звучит грустная нотка: изгнали мы песню из своей души. На сценах, застольях ещё поют, есть эстрада, есть песни с кассет, которые многие обожают слушать, а вот петь самому, просто так, везде, где можно помурлыкать: стоя у плиты, поливая грядки на даче, прибираясь в комнате! Таких мало, потому что наша жизнь катится по своей колее впопыхах. А впопыхах не поётся. Для песни
нужно свободное дыхание и открытая душа. Трудное время? Да, но ведь наши бабушки-дедушки, да и родители пели, не только в радости. Жаль, так меняет нас жизнь.
Поэтому, наверное, так приятно встречать людей, как Елена Агеевна Ерохина из Самофаловки. Поёт себе, хоть весь свет перевернись. Завидно.
На эту же тему письмо жительницы Ерзовки А. Васильевой. Вот что она пишет:
«Случайный мой попутчик, мужчина лет 70, разговаривая со мной, поведал о своей нелёгкой жизни. Время было потруднее, чем сейчас, – сказал он, – а знаете, что спасало нас? Задушевная русская песня. Бывало, мать придёт домой, уставшая, замёрзшая. Во время войны женщины, да и все, работали до упаду. А нас семеро сидят, в рот ей смотрим.
Один другого меньше. Грустные. Голодные.
Прижмёмся друг к другу и к печке, смотрим на мать, что она нам скажет, может, поесть принесла?
А она, порой, и куска хлеба не могла нам дать. Обнимет нас и, глотая слезы, запоёт! И заполнялась наша изба поющей душой. В этом мотиве было все: и счастье, что мы все вместе, и грусть, что так тяжела наша жизнь, и терпение, и надежда: не вечно же будет
так. Может, случится чудо, и мы будем сытые!
И вроде легче становилось нам, забывались на время нужда и горести».
Да, народ пел! В школах, в поле, у туристских костров, на стройках, выполняя домашние
дела. Наверное, руководящая тогда нами партия хорошо знала, каким допингом является бодрая песня с хорошим мотивом, помните:
«Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда...»
«Нам песня строить и жить помогает...»?
Сейчас песен, которые поёт народ, мало. Песни сочиняются в основном для индивидуальных эстрадных исполнителей, а содержание их нередко примитивное, типа:
«... Видимо, видимо,
девочек невидимо
У тебя, любимого,
Что ты натворил?..»
Примеры бесчисленны. На мой взгляд, не все ещё потеряно. Только приучить бы наших детей петь вместе. Просто подпевать хорошей песне. И делать это прежде всего в детских учреждениях, детских садах, в школах. Перечень песен, хороших, добрых, ребячьих, которые школьники выучили за год, минимальный – сужу по своему внуку. Поют как-то вынужденно, потому что надо, потому что заставляют, а то двойку влепят...
Мне кажется, за летние каникулы нашим учителям и иным детским работникам надо бы серьёзно обговорить этот вопрос, как не только научить детей песням, но и приохотить их к ним.
Вопрос никогда, пожалуй, не ставился на обсуждение педагогов и воспитателей. По крайней мере, по моим собственным наблюдениям, за четверть века – ни разу. Все более важные вопросы находились. А если будут петь дети, если будут петь мамы и папы, если не откажется от песни народ, жизнь будет продолжаться и все будет преодолимо.
Потому что «... тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт.

В.Вольская (В.Судакова)


Рецензии