15. Кто сможет вернуться

Между памятью и бескрайним Тихим океаном



– У нас сейчас имеют место воспоминания и раздумья о прожитой жизни с видом на океан. Красиво звучит, правда? – сказала она.

– Да, романтично до охренения, до кома в животе, так и хочется разрыдаться от умиления, сказать какую-то сентиментальную банальщину типа: «Мы с тобой сейчас сидим, Тася, между памятью и бескрайним Тихим океаном».

– Между памятью и явью, – отозвалась подруга. – Красиво звучит, ни капли не банально, только вспоминать не всё, что было, хочется.

Я с ней согласилась, но молодое тело хотело действий, а мозг, ныне лишенный атеросклеротических бляшек, ёрзал и захотел о чем-то активно размышлять.

– Тась, наши жизни не подарочные, когда мы их потрошим и вынимаем из памяти составляющие, много хочется выбросить, избежать, но от нас, наверно, и хотят, чтобы мы их изменили или изменились сами. Подумай, что бы ты хотела изменить в своей жизни? Только не начинай сразу с Ромки.

– А что, лучше с сына? Вот сейчас сижу беременная сыном Тарасиком и могу надеяться, что в новой жизни он не погибнет, что его не собьет машина, что даже если собьет, то врачи поймут, что у него гематома мозга и сделают операцию, и он останется жив. А если всё повторится? Не хочу пережить этот кошмар снова.

– А может, и не собьет, вдруг всё пойдет по-другому? Ты ведь не жалеешь, что была замужем за Ромкой? Он был особенным даже среди нас, не совсем правильных. Помнишь, как мы плавили бирюзу и даже пытались создать изумруды в нашей квартире? Всё вокруг воняло и процесс сжирал кучу электроэнергии. Эта муфельная печка так и валяется до сих пор у меня в подвале, наверное, сгнила.

– Наверное.

– Да, шлифовальный круг тоже там же гниёт. Вот только камни, что мы шлифовали, спёрли воры. Жалко было – жуть. Любила их погладить, особенно ту изумительно красивую пластиночку лазурита, величиной с ладонь, да яшмы кусок, так хорошо отполированный.

– Да, твоя мама терпела даже шлифовку камней в квартире: мерзкий визг шлифовального круга и пыль во все стороны.

– Мама была святая, а я дрянная дочь – только сейчас это поняла.

– Точно, святая. И моя мама тоже была святая, раз Ромку терпела. Помнишь, вы все смеялись, когда рассказывала, что, когда стирала бельё, мама часто крутилась недалеко, потом брала его трусы в руки и причитала: и в этих трусах он изменял моей дочери. А я отвечала: «Мама, в трусах не изменяют». А мне было глубоко наплевать на эти его измены.

Мы замолчали. Думалось о Ромке. Ромка, как же ты так? Чернявый, кучерявый, смуглый. Его внешность полностью соответствовала прозвищу «цыган». Нам всем тяжело совместить тот образ невероятного обаяшки с его поступком сейчас. Это не совмещается.

– Увы, Аська. Кто мог подумать, что этот парень, любимец женщин и девушек, просто свой в доску парень, мастер на все руки, каких мало, вдруг обворует меня после стольких лет жизни, после смерти сына, заберёт хитростью золото у моей матери, продаст нашу квартиру и оставит меня ни с чем.

– Он помогает дочери, и уже десять раз выплатил эти деньги.

– Дело не в деньгах, дело в поступке.

– Тась, не смотря ни на что, многие наши считают, что ты до сих пор его любишь.

– Нет, просто вспоминаю и хорошее, и плохое, и не могу простить.

– Вспоминай так: мухи – отдельно, котлеты – отдельно. Ведь если бы не он, ты бы не увидела и не сделала столько всего необычного: не толкалась в зоомузее с фондами и не общалась бы там с интересными людьми. Не восстанавливала узоры и краски уникальных дагестанских ковров. Не участвовала в постройке очистных сооружений в Турции. Не занималась проблемой тестирования беременных, не придумывала и пыталась бы осуществить тысячи невероятных идей, не… да много чего «не». Вы всё это делали вместе. Он тогда увлечённо тебе помогал. Ромка тебе так много дал.

– Но и так много взял. Всё не положишь на чаши весов. Вы все его пытаетесь обелить.

– Неужели мы все так меняемся, становимся способными на поступки, которые не вяжутся с нашими юношескими взглядами? У тебя, вернувшись в прошлое, есть шанс бросить его в самом начале жизни и начать в одиночку воспитывать сына, зная, что может случиться, и предотвратить это. Начни все по новой, сначала, с этого места в заповеднике.

Таська помолчала совсем немного.

– А ты знаешь, не хочу.

– Ты любила его и не хочешь сделать так, чтоб ваша любовь осталась не омрачённой страшным предательством? Что-то не верится.

– Знаешь, с ним было интересно и здорово. Я знала, он разделит со мной мои даже самые завиральные идеи, а я буду думать над его идеями и обсуждать их с ним. Нам с ним не было скучно вместе. Я это помню и ценю. Но…

– Так ты его любила или нет?

– Вот прицепилась. Наверно, любовь я бы разделила с другим, – произнесла она и как-то хитро сощурилась, – по прошествии лет вспоминаю Сашку Скворца. Красавец. Но уже тогда лысеющий. Представляю, как я глажу его лысинку, обрамленную рыжими волосёнками…

Таська мечтательно закатила глаза, и я тоже, от ужаса.

– Ой, просто руки чешутся это сделать, так и вижу, как я его поглаживаю по голове.

Таська начала ерзать и подпрыгивать, потирая руки.

Я тоже представила лысину Скворца, и как её гладит Таська, и засмеялась, совсем не безобидно.

– Тася, что ты несёшь?

– Кэн. А что, он мне всегда был приятен, и если бы я была с ним, то наверно, он бы не спился.

– Да он бегал за каждой юбкой и пил сильно не в меру даже тогда.

– А кто тогда пил в меру? Хотя Ромка не очень пил, верно. И не путай его со Скворцом, это Ромка бегал за каждой юбкой.

– Зачем он тогда тебе?

– Да сказала же! С ним было всегда безумно интересно. Но, наверное, я его все-таки не любила. Если бы мы были просто друзьями, было бы лучше.

– А так у вас двое детей от дружбы, и, по твоим словам, выходит, что ты его сама использовала.

– По-своему мы все используем друг друга… Ну, гулял…

– Так что, ты бы не променяла такую сложную жизнь на возможность начать сначала?

– Знаешь, у меня две внучки. Люблю их до умопомрачения. Вдруг в новой жизни их не будет? Не переживу этого. Да и дожидаться их появления, когда дочка вырастет, тоже не хочется. Дочка сложная, и очень, и зять не подарок совсем, но я не хочу их терять. НЕ ХОЧУ… Понимаешь?

– Куда уж понятнее, а мне не о чем жалеть. Я им не нужна, как не так уж сильно нужна себе. Всегда была авантюристкой, и в моей зрелости меня ничто не держит. Пусть я буду казаться бездушной и ещё какой, но без меня им, думаю, будет лучше. Я самодостаточная и одинокая. И это грустно.

– Ты резкая, как ситро, Аська. Наверно, сейчас бы сказали, как Соса Соlа. Давай подумаем. Мне кажется, что завтрашний день у нас точно есть. Сказали, что на размышления дают три дня. Так что поживём и вспомним молодость в прямом смысле этого слова.

Из кучи водорослей, что волнами лежали на берегу, выглядывало горлышко бутылки. Я достала из коричневой кучи ламинарии пузатенькую стекляшку необычной формы. С нее даже этикетку не смыло.

– У тебя в коридоре много подобных, ты их собираешь? Жаль, что она пустая, выпить бы, может, попустит.

– Нет, это Примачишкина затея. У нас ведь тогда не было таких красивых бутылок разных форм, вот он и насобирал целую коллекцию подарков океана.

– А насчет выпить? – она порывисто вскочила и махнула рукой. – Айда домой! Чего мы тут комаров кормим? У меня ром ещё с прошлого прихода Влада остался. Можем пропустить «для сугерву». Хотя… Мне ведь нельзя теперь пить... Ну, тебе больше достанется, – рассмеялась беззаботно.

На ром «Нигро» мы подсели в заповеднике. Вообще-то выбор напитков в сельских магазинах, как в Киевке, так и в Соколовке, был очень небольшой: водка «Столичная» и ром «Нигро». Пить ром было круто. Мы его по ложечке добавляли в чай. Когда заканчивалась обычная заварка, мы заваривали листья и ветки черной смородины, в большом количестве растущей у реки. Сдобрить этот напиток ромом самое то. Иногда ром понемногу употребляли просто так, особенно, когда сильно промокнем.

Продолжение следует


Рецензии
"Неужели мы все так меняемся, становимся способными на поступки, которые не вяжутся с нашими юношескими взглядами? У тебя, вернувшись в прошлое, есть шанс бросить его в самом начале жизни и начать в одиночку воспитывать сына, зная, что может случиться, и предотвратить это. Начни все по новой, сначала, с этого места в заповеднике" Неудивительно, что подруга Тася не захотела сделать это. Действительно, где найти уникальные весы, которыми можно замерить "позитив-негатив" и принять правильное решение... Глубокие мысли, неординарные размышления.

Василий Мищенко-Боровской   02.10.2022 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо за хорошую оценку приведенных размышлений разных людей о возможности начать все сначала. Над своей жизнью стоит зудумываться.

Светлана Гамаюнова   02.10.2022 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.