Ближайшая угроза

                Ближайшая угроза.

                На фоне идущей 184 дня специальной военной операции на Украине всё большее внимание приходится уделять самой ближайшей к Москве угрозе – лесным пожарам.
                Вчера прошло совещание с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина. Создан оперативный штаб под руководством восходящей звезды на административном небосклоне – заместителя председателя Правительства Российской Федерации – руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Юрьевича Григоренко, в который вошли и Министр Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант Александр Вячеславович Куренков, и мэр горда Москвы Сергей Семёнович Собянин.
                Создана противопожарная группировка в количестве почти 10 тысяч человек, с огромным количеством специальной техники и достаточно мощной, на первый взгляд, авиационной группировкой, и, казалось бы, с такими силами ликвидировать не самый крупный лесной пожар особой проблемой быть не должно.
                Вроде бы всё так. Но вот вчерашние сообщения Телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ», информация которого чаще всего отличается точностью:
 
                «Вчера в рязанской области сгорели 8 единиц техники, направленной для тушения лесных пожаров. Подробности в репортаже источника ВЧК-ОГПУ. На этих кадрах видно, что эта техника, приспособленная для тушения пожаров – поливомоечные автомобили, а также Газели с бочками из пластика, которые сгорели до тла.
                Чудом никто не погиб.
                Данная техника не предназначена для прохода в огонь, тушение ведут люди без знаний, опыта и допусков, это обычные ребята – работяги и мигранты. Организация и управление никакие, нет раций, сотовая связь в лесу никакая, для этого пригнали мобильные сотовые станции МТС, Мегафон и т.д.
                С начала пожаров площадь увеличилась в 24 раза. Прямой показатель знания дела Яцуценко (заместитель Министра – прим.). Технику для тушения пригнали из Москвы в виде автоцистерн Розенбауер, которые могут нести минимум воды, заполнены оборудованием и предназначены для тушения в городе. Автомобили КАмаз низкопольные, буксуют в песке. Всего от МЧС в этом огненном аду работает в районе 300 человек и менее 100 единиц техники».
                В следующем сообщении этого Телеграм-канала говорится:
                «Потешные» войска для борьбы с огнём. Такая техника пришла из Москвы в колоннах для борьбы с огнём в Рязанской области. Тушить ей нет смысла. Объём воды минимален, проходимость никакая, она в столице подметает тротуар, в лесу вязнет в песке. Мигранты за рулём. Ничего не понимают и не умеют действовать.
                Группировка МЧС мизерная, увеличение не планируется. Руководит Виктор Яцуценко. Нормальную авиацию не дают. Она изношена, бортов мало, плюс работа на коммерческие структуры. Пример – Мосавиасерсвис. Фирма получает договора, привлекает МЧС. В результате авиация МЧС вместо спасения и тушения работает на коммерческие проекты». (Конец цитаты).

                Тут, как говорится, не прибавить и не убавить. Желающие могут зайти на этот ресурс и посмотреть размещённые там фотографии. Они более красноречивы, чем слова.
                Смотрим на опыт старшего руководителя на месте тушения, заместителя Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковника Виктора Николаевича Яцуценко. Чистый «войсковик», выпускник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища Министерства обороны СССР и командного факультета Военной академии имени М.В. Фрунзе. Волей кадровиков попал в после окончания академии на должность начальника штаба 896-го отдельного механизированного полка Дальневосточного регионального центра МЧС России в г. Партизанск Приморского края и с тех пор рос в системе этого спасительного министерства.
                Видимо, он прекрасный специалист в области ликвидации последствий стихийных бедствий, но пожарами по идее должны заниматься специалисты-пожарные, а не военнослужащие хоть войск Гражданской обороны, хоть Федеральной службы охраны. Это не в упрёк Виктору Николаевичу и Александру Вячеславовичу, просто при нашей кадровой политике, когда врач-кардиолог или выпускник Академии ФСБ России могут возглавлять Министерство сельского хозяйства России, экономисты возглавляют Министерство здравоохранения, а юристы или театральные режиссёры могут руководить всем, от внешней политики до экологического оператора, удивляться подобным проблемам не приходится.
                Почему же пожар в Рязанской области (а там и Владимирская рядом, и Нижегородская область, да и Марий Эл не за горами) стал реальной угрозой национальной безопасности, намного более значимой, чем деятельность потенциальных украинских диверсантов, угроза взрыва на Запорожской АЭС или затянувшаяся специальная военная операция?
                Да потому, что дым от пожара сносит в сторону столицы нашей Родины – города-героя Москвы. Со вчерашнего дня появились сообщения о пожарах и в Московской области, в частности в Балашихе. Они пока что не связаны с пожарами в Рязанской области, но исключить формирование общего огневого фронта в условиях жаркой погоды я не стал бы. И в этом случае пожар может стать куда более наглядной угрозой, чем ведущиеся более чем в полутора тысячах километров от Москвы боевые действия. Очень многое определится в ближайшие выходные дни, и от «розы ветров» и способности пресечь распространение верховых и низовых пожаров зависит обстановка в столице на ближайшие дни.
                В этом дыму значительно превышены концентрации достаточно вредных для человеческого организма веществ. Да, пока сообщения Роспотребнадзора успокаивают, что содержание их не превышает 0,6-0,8 ПДК от нормальных показателей (ПДК – предельно допустимая концентрация), но никто не даст гарантию, что при изменении интенсивности пожара и направления ветра эти показатели не станут критическими. Были пожары лета 1972 года в Центральном регионе России, включая Подмосковье, были на нашей памяти и пожары 2012 года.
                «Успешная борьба» с вирусом Ковида и массовая иммунизация населения непонятными препаратами от академика А.Л. Гинцбурга привели к значительному ухудшению состояния здоровья жителей столицы и окрестностей, как, впрочем, и россиян в целом. Могу судить об этом на собственном печальном опыте, когда после полного курса иммунизации Ковиваком очень тяжело перенёс считавшийся безобидным штамм Омикрон. В данном же случае даже небольшое превышение ПДК опасных веществ может привести к всплеску смертности в Москве и Московской области в результате поражения сердечно-сосудистой системы ослабленных жителей. А поскольку рост смертности будет носить достаточно быстрый характер, объяснить близким умерших, что в этом виновата стихия, а не провалы властей предержащих, будет невозможно.
                И всё это, не учитывая риска пожаров в населённых пунктах, где благодаря отмене «СНИПов-хрипов» многоэтажное здание громоздится  рядом с такой же многоэтажкой, высотность домов часто превышает 24 этажа, на которые может дотянуться самая высокая пожарная лестница (а их в ФПС МЧС России единицы), а обилие легкогорючих материалов и пластика могут привести к гибели жильцов не столько от огня, сколько от отравлений продуктами горения. И эти события могут куда быстрее поднять население на протест, чем нарастающие потери в непонятной для большинства россиян специальной военной операции, которая оказывается чаще всего за пределом внимания жителей мегаполисов.
                Разумеется, я описал наиболее тяжёлый из возможных вариантов. Если всё сложится нормально, если 5 миллиардов на обводнение шатурских торфяников не были украдены, и если в сентябре снизится температура воздуха, и пойдут дожди, можно будет перекреститься и с облегчением поблагодарить Бога за спасение от угрозы.
                Но сегодня нужно думать о том, что возможно и необходимо сделать для минимизации возможных угроз.
                Для начала я бы перенёс на время деятельность наших органов власти временно хотя бы в нашу «Северную» (Санкт-Петербург) или «Южную» (Сочи, федеральная территория «Сириус») столицу, создав временные оперативные группы во главе с их руководителями. Процесс управления не должен зависеть от погоды и природных опасностей, а современные средства связи позволяют осуществлять управление непрерывно в режиме реального времени из любого конца света.
                Теперь несколько слов о тех мероприятиях, которые я считаю необходимыми:
                Во-первых, вокруг всех населённых пунктов и отдельных объектов, в том числе объектов Главного управления специальных программ при Президенте Российской Федерации, 9-го Центрального и 12-го Главного управлений Министерства обороны, арсеналов Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ, резервных пунктов управления ФОИВ необходимо создать противопожарные минерализованные полосы. Это азы, но без них риск перехода пожаров на территорию поселений и критически важных объектов слишком высок. Где эти полосы были созданы раньше, необходимо их обновить. При необходимости к их созданию необходимо привлечь возможности силовых структур за счёт использования армейской инженерной и автомобильной специальной техники. Средства на создание этих полос необходимо выделить из федерального и регионального бюджетов, поскольку у органов местного самоуправления финансовых возможностей для этого просто нет.
                Во-вторых, я бы организовал на время вывоз детсадовцев, школьников и студентов в те регионы, где опасность лесных пожаров минимальна. Возможно, пришлось бы начать учебный год на пару недель позже, но это лучше, чем получить серьёзные проблемы со здоровьем у этого контингента.
 Да, это сопряжено с расходами для федерального и регионального бюджетов, но сохранение здоровья детей и молодёжи в дальней перспективе намного выгоднее с точки зрения экономики, чем инвалидизация значительного количества будущих работников.
                В-третьих, там, где есть возможность, я бы предложил организациям перевести персонал на дистанционную работу. Эта мера так же способствовала бы сохранению здоровья работников.
                В-четвёртых, я бы рассмотрел возможность остановки распространения лесных пожаров методом «встречного пала», создания полос безопасности вокруг очагов путём использования бульдозеров и военной инженерной техники, а в необходимых случаях и подрыв угрожаемых участков леса, осуществляемый специалистами инженерных войск, спасательных формирований МЧС, Росгвардии и ФСБ России. Взрывной способ позволяет сэкономить время для создания полос безопасности, препятствующих распространению пламени на наиболее угрожаемых участках.
                В-пятых, совместно со специалистами Росгидромета необходимо рассмотреть возможность формирования искусственных дождевых облаков с использованием авиации и необходимых химических реагентов.
                Это те меры, применение которых необходимо организовать как можно быстрее.
                Применение авиации и десантирование сотрудников ФГУП «Авиалесоохраны» необходимо сократить до минимально необходимых, чтобы избежать ненужного риска для людей и техники.
                Полностью убрать из мест активной борьбы с пожарами неподготовленных специалистов городских коммунальных служб и технику, не предназначенную для тушения пожаров. Они нужнее в населённых пунктах, где необходимо экстренно проверить систему пожарных водоёмов и гидрантов на случай возникновения пожаров внутри городов и сёл.
                Но это только часть проблемы. Я надеюсь, что обойдётся без катастрофического сценария, и все указанные меры будут носить профилактический, превентивный характер.
                На дальнейшую перспективу стоит подумать о необходимых мерах по предупреждению подобных ситуаций. Возможно, стоило бы вместо разрозненных противопожарных служб создать единую службу, включающую в себя как нынешние Федеральную противопожарную службу МЧС России, так и ФГУП «Авиалесоохрана», нынешние ведомственные противопожарные службы. Стоит подумать и о том, необходимо ли сохранение МЧС России в нынешнем виде. Оно создавалось как Корпус спасателей в далёком 1990 году как возможность легализации первой силовой структуры, подконтрольной Съезду народных депутатов РСФСР. Возможно, целесообразнее было бы создание противопожарной службы как отдельного ведомства и даже возвращения его в состав МВД России, а системы Гражданской обороны в состав Министерства обороны России.
                Вопросы очень сложные, но их необходимо начинать продумывать уже сейчас, не ожидая проблем следующего жаркого лета.
                Откровенно говоря, я не стал бы уделять так много места этим событиям, если бы не риск быстрого ухудшения ситуации при изменении скорости ветра и его направления, если бы не риск ухудшения здоровья населения из-за массивного выброса в воздух продуктов горения, если бы не риск уничтожения огнём жилищ и производственных объектов.
                А пока желаю всем своим читателям без потерь пережить это трудное время. Будем надеяться на лучшее.


Рецензии
Толковая публикация...
Европейской части России повезло, что пожары начались в конце августа, а не в конце июня, июле... К 1 сентября всё успокоится : дожди, прохлада уже скоро...

Владимир Казаков Нн   26.08.2022 21:07     Заявить о нарушении