Святая Варвара и книжники

(Из цикла «Азбука Рима»)

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
 (М. Ю. Лермонтов)

   В Риме более 900 церквей. Больше,  чем в каком-либо другом городе на земле. Есть храмы величественные, духоподъёмные. Уже завидев издали микеланджеловский купол, про который мастер гордо говорил, что он «заставил воспарить купол Пантеона», невольно отрешаешься от мирских  забот    и воспаряешь душой к непостижимому, вечному.
   Величавы и торжественны патриашьи базилики - Сан Джованни ин Латерано, Сан Пьетро фуори ле мура и Санта Мария Маджоре, где службу проводит папа римский. Перечисленные семь церквей по традиции, заведенной  в XVI веке Святым Филиппо Нери ( он заслуживает отдельного рассказа), паломники должны обойти за один день пешком. Поражают  и изумляют базилика Сан Лоренцо фуори ле мура, расположенная рядом с огромным кладбищем Верано, базилика Санта Кроче ин Джерусалемме, где хранятся священные  реликвии, привезенные Святой Еленой из Святой земли, базилика Сан Себастьяно фуори ле мура, что находится рядом с древними катакомбами на виа Аппия Антика.
   Вызывает восхищение Пантеон, построенный ещё императором  Адрианом во II веке до Рождества Христова и преобразованный в 609 году новой эры в христианский храм Святой Марии от Мучеников.
   Волнение вызывают  Мамертинская тюрьма, где пребывали в заключении Святые апостолы Петр и Павел, базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, где хранятся узы, в которые был закован   Святой Петр апостол, и где можно полюбоваться статуей пророка Моисея, созданной  Микеланджело.  А Санта Мария ин Космедин с античными колоннами, колокольней и мозаиками   XII века, которая, после выхода на экраны фильма «Римские каникулы», более всего привлекает туристов знаменитыми  «Устами истины».
    А стоящая на Форуме Санта Мария Антиква, где  сохранились древнейшие фрески, и  соседствующая с величественным храмом Санта-Мария-Маджоре, небольшая церковь Санта-Прасседе где до наших дней дошли  потрясающие  мозаики IX века.
    В Риме можно встретить церкви готические, как Санта Мария сопра Минерва, церкви эпохи возрождения; церковь Святая Мария от ангелов и мучеников,  воссозданную гением Микеланджело из разрушенных терм Диоклетиана. Есть в Риме национальные церкви, типа французской Сан Луиджи с полотнами Караваджо,  бесчисленные церкви эпохи барокко,  гениальные творения Бернини и Борромини.
   И помимо того - многочисленные  катакомбы, монастыри, аббатства. Небезинтересны  и церкви современные, типа собора Святых Петра и Павла, построенного в эпоху Муссолини в новом современном квартале ЭУР. Всего не перечесть. Недаром Рим - Вечный город!
   Но есть и бесконечное изобилие небольших тихих, уютных храмиков и часовен, заходя в которые словно оказываешься в домовой церкви и  погружаешься в родные объятия. 
      Гулять по Риму интересно, приятно и удобно в любую погоду, ибо на каждом шагу тебе неизменно встречается храм, где ты можешь помолиться, поразмыслить, отдохнуть, или просто укрыться от непогоды.
     Не помню, как я в первый раз попала в крохотную церковь Санта Барбара дей Либрари – Святая Варвара от «книжников». Может, много раз миновала её, не замечая, когда от пьяцца Арджентина, избегая запруженной Корсо Витторио Эммануэле,  шла по идущей слева узенькой улочке дей Джуббонари, то бишь Кафтанщиков. Некогда жившие здесь портные обшивали  жителей Рима кафтанами. От стоящей на углу громадной церкви Сан Карло ай Катинари эта улочка идет прямиком на Кампо дей Фьори. Несколько шагов вперед и вскоре слева появляется церковь. Она стоит  как на сцене, в глубине  узкой трапецеидальной  площади, пандусом поднимающейся ко   входу. Построена церковь архитектором Джузеппе Вази в 1306 году. Возможно  на месте более древней капеллы, сооруженной  на руинах стоявшего здесь некогда театра Помпея.
  В 1600 году церковь перешла под попечительство  «братства  книжников», то есть сообщества или  гильдии книгоиздателей, книготорговцев, печатников, переплетчиков, библиотекарей,   продавцов книг  и прочего книжного люда. Покровителем был избран Святой Фома Аквинский.  В 1634 году,  после случившегося здесь пожара, гильдия «книжников»  скупила соседние постройки в округе и принялась за реконструкцию церкви. Архитектор Джузеппе Пассери оформил фасад в стиле модного в ту пору барокко.  Над центральным  порталом в тимпане закрепили головку херувима, а в нише над ней установили статую Святой Варвары  работы скульптора Амброджо Паризи. Варвара держит в руках пальмовую ветвь – символ мученичества. А у ног её поднимаются языки пламени, говорящие о том, что она покровительствует всем, кто     так или иначе связан с огнем.
   В XIX веке  братство «книжников» распалось, и почти весь следующий век церковь оставалась закрытой. Торговцы соседнего рынка на  Кампо дей Фьори  использовали помещение как склад. (Знакомая картина!)  Только в 1982 году  церковь снова  отреставрировали и открыли.
     Погрузившись в тишину и присев на скамью, можно неспешно осмотреть центральный алтарь, затейливо украшенный  перламутром, слоновой костью, агатами и другими  многоцветными и   полудрагоценными камнями. Можно помолиться у  деревянного распятия начала XIV века, прикоснуться к  такому  же древнему,  мозаичному  реликварию, и взглянуть на памятные доски меценатов-книжников.
    В церкви теперь снова  звучит небольшой орган XVII века, помещенный над входными дверями.  Здесь нередко устраиваются  концерты и интересные выставки. Каждый год 17 декабря, в праздник Святой  Варвары  в церкви выставляют картину Рождества – красочное презепио, где непременно можно увидеть фигурки «книжников» и пламенеющие огоньки.
     Однако, пора поговорить о самой Варваре.  Прежде всего, откуда взялось имя  Варвара?
   Оказывается, когда римляне и греки стали сталкиваться с «дикими северными» народами, то по сравнению с благозвучными для их уха латынью и греческим,  язык «нецивилизованных» соседей воспринимался как некий набор примитивных и грубых звуков, напоминающих неблагозвучное бормотание, типа   «вар-вар-вар». Потому говоривших на непонятных языках выходцев  из далеких римских колоний стали называть «варварами».   Похоже, что имя Варвара пошло  от  этих «варваров» и означает  «чужеземка, дикарка». 
    В  III веке Римская империя страдала от постоянных вторжений  варваров, от бесконечной череды сменяющих друг друга «солдатских императоров», от общего раздрая и экономического упадка.
  Диоклетиан, которого в 284 году императором также провозгласила   армия, за 20 лет своего правления укрепил империю  и стабилизировал ситуацию почти на 100 лет.  Чтобы облегчить управление обширной римской империй, император Диоклетиан в конце III   века  разделил её сначала  на две, а потом и на четыре части, как бы мы сказали, на 4 административные единицы. Управление западными территориями он поручил  Максимиану. Скромный выходец из  Паннонии (нынешней Сербии) Максимиан сделал успешную военную карьеру, и в это время сдружился со своим земляком Диоклетианом.  Поскольку у Диоклетиана не было наследника мужского пола, он выдал замуж за Максимиана свою единственную дочь  Валерию. После чего усыновил Максимиана и назначил его своим соправителем. Кроме западной части империи в ведении Максимиана были также Испания и  Африка.  В ту пору в Гелиполисе,  одном из древнейших и важнейших городов  древнего Египта,  находился главный центр поклонения языческому верховному богу солнца.   
   Как рассказывает «Житие Святой Варвары», у тамошнего богатого и знатного царедворца,  язычника Диоскура (Диоскора)  родилась дочь. Поскольку мать её вскоре умерла, а других детей у Диоскура не было и не предвиделось, он решил для сохранности укрыть драгоценное дитя в высокой и вполне благоустроенной  башне. Как рассказывает «Житие», «жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле, размышляя о небесном,  ибо сердце её не прилеплялось ни к чему земному». Подрастая,  Варвара стала отличаться несравненной красотой. Да и умом её Бог не обделил. Взирая из своего заточения на поднебесную, Варвара много думала о том, как и кем сотворен этот мир и «старалась по творению узнать Творца».
    Когда подошло  время выдавать отроковицу замуж, отцу пришлось разрешить дочери выходить из башни. Вскоре Варвара познакомилась с христианами Гелиополя, и спустя малое время приняла  крещение.    Узнав об этом, отец хотел жестоко наказать её, но Варваре удалось убежать. В «Житие» подробно рассказывается, как она забралась  в окрестные горы, куда разъяренный отец «с мечом в руках погнался за ней, как волк за овцою». Как ей поначалу даже удалось скрыться от преследования в расщелине скалы. Но отец все-таки изловил беглянку,  «стал безжалостно бить ее, бросив на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил на суд к правителю».
    Пораженный удивительной красотой девицы, правитель поначалу увещевал Варвару  и склонял отречься от христианской веры. Но она твердо отказалась. Вот тогда к ней приступили палачи и подвергли самым немилосердным, чудовищно изощренным пыткам. Уж как только не издевались над бедной девицей! Варвару бичевали  толстыми воловьими  жилами, а полученные от побоев раны раздирали  щетками, керамическими скрепками, опаляли огнём. Но когда истерзанная девица оставалась одна в заключении, к  ней являлся Христос. Он  утешал её и заживлял раны. В конце концов, обескураженные и недоумевающие изуверы решили казнить Варвару. Причем правитель города Мартиан предложил  отцу самому  свершить суд над дочерью. Язычник Диоскур согласился стать убийцей своей дочери: он сам обезглавил святую Варвару. Как  рассказывает «Житие»,  в тот же миг молния небесная испепелила злосчастного родителя и правителя Мартиана.
    В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены из Африки в Константинополь. Оттуда   в 1108 году  их привезла на Русь  царевна  Варвара Комнина, дочь византийского императора, отданная в жены  великому  князю Святополку Изяславичу. С той поры целебные мощи хранятся  в построенной  им каменной церкви в Киеве.
   Святая Варвара почитается православной и католической, коптской, армянской и даже англиканской церквями.
    Варварин день отмечается  17 декабря, и  считается началом подготовки к празднованию Николы Зимнего, что приходится на 19 декабря. Вместе с Саввиным и Николиным днями эти три праздника образуют единый праздничный цикл. На Руси было поверье,  что с этого дня светлое время начинает прибавляться «на куриный шаг».
    Как отмечал  В.И. Даль, глаголы «варварить» и «саввить» являются синонимами слов «кутить, гулять, пить». Да и  слово «варенье» схоже с именем Варвары.  Бытовала даже поговорка: Варварица варит, Савица студит, Николица ест.
   Однако вернемся к Святой Варваре. Из-за рассказов об испепеляющей молнии, поразившей изверга отца и злосчастного правителя, Св. Варвара почитается покровительницей людей, имеющих дело с огнем. К ним причисляются пожарные и пиротехники, артиллеристы и миномётчики, а также все, кто подвергается опасности неожиданной смерти.
    В 1995 году святая Варвара была объявлена небесной покровительницей  Ракетных войск  стратегического назначения России, поскольку они были образованы 17 декабря 1959 года, аккурат в день празднества святой великомученицы Варвары.


Рецензии