Погодки

Содержание

Как я воспитывала погодков
Кто такие погодки
Книги о погодках
Погодки или бег на длинную дистанцию
Теория и практика
Быть или не быть
Почему сейчас сложно воспитывать погодков
Почему мне было непросто воспитывать погодков
Сильная мама, слабая мама
Что нужно сделать перед появлением ребенка-погодки
Здоровье мамы погодков
Что нужно маме погодков
Мини-удовольствия для мамы погодков
Первые два года вместе
Игры для погодков
Режим
Помощь Бога
Погодки: зарисовки
Заключение

Как я воспитывала погодков

Первого ребенка я родила только в 37 лет. Я забеременела после трех лет брака. Но, когда сыну было всего полгода, я снова забеременела. В 38 лет я родила дочку. Разница между детьми получилась 1 год и 3 месяца. Когда я узнала о беременности, от радости я не прыгала. Но теперь у меня чудесная дочка!

Мы жили с детьми в однокомнатной квартире, что добавляло экстрима в нашу жизнь.
Дочка со старшим сыном очень дружны. Всего у меня трое детей. Я считаю, именно погодки подготовили меня к многодетности.
Первые годы с погодками были очень тяжелы. Я могу сказать, что по своей физической и моральной нагрузке это были самые тяжелые годы за всю мою большую жизнь.

Потом дети подросли и стали замечательно играть вместе.
Мне хочется, чтобы другим семьям с погодками было легче. Поэтому я делюсь своим опытом и размышлениями. Может быть, когда-нибудь кто-нибудь напишет полноценную книгу о погодках. Может быть, государство признает, что семьям с погодками и двойнями нужна помощь.

Кто такие погодки

Мне нравится определение, которое я нашла на mail.ru.
«Дети-погодки – это когда вторая беременность наступила, а первому ребенку еще не исполнилось 12 месяцев, т.е. максимальная разница между детьми 1 год 9 месяцев, минимальная обычно 11 месяцев».

Часто детей с разницей два и даже два с половиной года сами мамы тоже называют погодками. Почему? Во-первых, потому что много общих проблем в воспитании погодков и детей с маленькой разницей в возрасте. Во-вторых, нет специального термина для детей с разницей в два года. Например, можно было бы их назвать «двугодки».

Но все же почему мне нравится определение, которое я привела выше? Корень слова погодки — год, значит, разница между детьми должна быть около года, а, скажем, год и десять месяцев — это уже ближе к двум годам.

Определение погодков в словаре Ожегова:
«Пог’одок, -дка, м. Человек, родившийся годом позже или годом раньше своего брата, сестры. Мы с сестрой - погодки».
Из этого определения следует, что разница в два года — это не погодки.

Книги о погодках

Я не нашла книг о погодках. Есть только «Детки-погодки: первый год вместе» Яны Катаевой. Но этой книги нет в бумажном варианте, ее надо заказывать у автора, что не очень удобно. Правда, в интернете выложены бесплатные спецотчеты Яны Катаевой. И в них есть кое-что полезное.

В интернете - либо скучные статьи, либо личный опыт (читать долго и неудобно). Хорошо бы кто-нибудь написал такую книгу, провёл исследование семей с погодками, дал практические рекомендации.

Погодки или бег на длинную дистанцию

Мне пришло в голову такое сравнение: когда дети появляются через достаточный промежуток времени — это подобно двум забегам по 10 километров. Двое детей подряд — это забег на 20 километров. К концу дистанции начинаешь выдыхаться.
Если бы я больше читала записей в интернете о погодках… Нередки жалобы мам именно во второй год с погодками на усталость и упадок сил. Первый год с погодками проходит как-то на подъёме. Как-то надо маме погодок исхитриться запастись энергией для сложного второго года.

Теория и практика

Когда я хочу написать что-нибудь о погодках, в голове моей выстраивается стройная схема. И схема эта тут же разбивается о жизнь. Например, маме погодков очень важно отдыхать. Верно, но как это организовать, когда и так все время заполнено непрерывной рутиной? Дальше: нужно организовывать совместные игры детей. Это так, но все равно конфликтов (а на самом деле, слез, драк, истерик) не удастся избежать.

Быть или не быть

Предполагаю, что, к сожалению, больше абортов делается с детьми-погодками, чем, когда разница между детьми больше. Действительно, с погодками нелегко. Маме может показаться, что она не сможет уделить детям должное внимание и обеспечить должный уход. Действительно, надо проходить через определенные трудности. Но лучше ли это для семьи?

Ваши дети будут товарищами по играм. А вы получите такую тренировку в жизни, которой не получите больше никогда.

Почему сейчас сложно воспитывать погодков

Для себя я так ответила на этот вопрос: потому что мы живем не в традиционном обществе. Отмечу, что я не специалист по традиционному обществу, просто пишу свои соображения. В традиционном обществе:
- девочку готовят к материнству (в России в крестьянской среде девочка к семи годам была уже полноценной нянькой). Может быть, и готовить к этому специально не надо было, а просто был материнский пример и братья-сестры — мал-мала меньше, в уход за которыми включалась девочка;
- семьи были большие, следовательно, родительская компетентность была намного выше и родительских навыков было намного больше, чем в современной культуре;
- взаимопомощи, видимо, в таких семьях тоже было больше, много родственников жило по соседству;
- экология была лучше и женщины были здоровее, рожать начинали в более раннем возрасте, чем в наше время;
- требования к воспитанию детей были ниже (по современным понятиям). Дети играли и помогали взрослым.
В современном обществе:
- девочки растут в маленьких семьях и имеют плохое представление о материнстве;
- многие секреты воспитания потеряны, молодые родители учатся на своих ошибках;
- семьи небольшие и некрепкие. Многие женщины уезжают учиться и работать в другие города и оказываются в отрыве от своих родных, которые могли бы им помочь;
- плохая экология, женщины поздно начинают рожать;
- более высокие, чем в традиционном обществе, требования к воспитанию и развитию детей. Современный ребенок должен заниматься всевозможными видами творчества и спорта, быть грамотным, а в перспективе получить высшее образование и престижную работу.

У Александра Пушкина и Натальи Гончаровой за шесть лет брака родилось четверо детей, т.е. четверо погодков. Тогда это было нормой, и никто не считал жену Пушкина героем. Сейчас же погодки — редкость. Люди изменились до неузнаваемости, особенно в плане продолжения рода.

Представьте себе, что вы многое знаете о детях, причем знания ваши не теоретические, а практические. Вы молоды и физически сильны. Вы живете в большой семье, у вас много родственников, готовых прийти на помощь. Будет ли вам тяжело с погодками? Наверное, нет. Конечно, это идеальная картина и жизнь тогда была тяжелой. Но люди тогда привыкли физически трудиться и себя не жалеть. Или им просто было некуда деваться.

Но все же… Для воспитания погодков (по крайней мере, на первых порах) нужны и помощь близких, и здоровье, и знания. И если чего-то нет, женщина оказывается в трудной ситуации. Близкие могут оказаться далеко, а государство (т.е. общество) женщине с погодками не помогает.

Почему мне было непросто воспитывать погодков

Если у вас дети-погодки, вам приходится заниматься воспитанием двух маленьких детей одновременно. Скажем, возьмем приучение к горшку. Если у вас только один ребенок, вы можете полностью сосредоточится на этой проблеме. Это относится также и к другим бытовым навыкам и гигиене. Если второй малыш появляется через три года после рождения первого, у вас целых три года, которые вы можете плотно заниматься воспитанием своего первенца. В случае с погодками вы такой роскоши не имеете. Поэтому некоторые вещи выполняются хуже, чем следовало бы.

Вот залезаешь в интернет и понимаешь, что с погодками у всех одни и те же проблемы. И что после первого года не становится легче. И что мамы не любят с погодками гулять (разбегаются в разные стороны), и что они дерутся из-за игрушек и кричат, и что им сложно читать книжки (старший уже воспринимает текст, а младший ребенок не может сосредоточиться, переворачивает страницы) и т.д.

Держишься, держишься, выдумываешь что-то: что интересно с детьми мир открывать, читать вместе с ними чудесные книги, смотреть мультфильмы, играть… Да, все это так… Но бесконечная рутина, крики и драки, слишком мало времени на себя, усталость и проблемы со здоровьем. Разрываешься между детьми и бытовыми делами… Иногда это такой ужас: растаскиваешь дерущихся детей (своих лапочек), гоняешь им телевизор часами (потому что иначе ничего не сделаешь по дому, да и они устают друг от друга) и переживаешь за их зрение, отгоняешь от «буфета с конфетами». И срываешься…

Сильная мама, слабая мама

Многие пишут: «А что такого особенного в погодках?». Однако на детских площадках мне часто задавали вопрос: «Тяжело вам с двумя маленькими детьми?». Правда, часто я не знала, что на него ответить. Все относительно. Мне много помогали, и первый год мне не было тяжело. Я думаю, мне было легче, чем мамам с одним ребенком, но без помощи. А вот второй и третий годы принесли нам дополнительные сложности, и теперь я бы ответила: «Да, тяжело».

Все люди обладают разными ресурсами, в том числе разными ресурсами здоровья, не говоря уже о финансах, интеллектуальных и организационных способностях. И вот то, что одному человеку дается легко, для другого – неподъемный груз. Вот только почему-то у нас первые совсем не понимают вторых. Как говорится, сытый голодного не разумеет.

Встречаются люди сильные – с крепким здоровьем, очень волевые, организованные. Вряд ли им будет тяжело с погодками. Но большинство людей все же не такие. А мамой погодков может стать любая женщина.

Сильной, здоровой женщине, конечно, будет легче с детьми-погодками, чем женщине, имеющей проблемы со здоровьем. Также большими плюсами будут организованность, умение обращаться с детьми, хозяйственные навыки, уравновешенный характер. И не забудем о самом главном – о способности любить…

Любовь – это самый главный ресурс. Любовь к детям, мужу, к близким людям, к себе, конечно, тоже, к жизни как таковой, к Богу…

Еще имеет значение здоровье детей. Если с детьми все в порядке, они здоровые, веселые, то и маме будет намного легче.

Но все же… Почитаем заголовки статей в интернете: «Погодки: как не сойти с ума?», «Как выжить с погодками», «Погодки: высший пилотаж родительского искусства». Значит, все же есть объективные предпосылки для трудностей с погодками. 

Мне видятся как минимум три:
• Во-первых, две беременности подряд  (а также двое родов и два грудных вскармливания) - это большая нагрузка на женский организм.
• Во-вторых, это два маленьких несамостоятельных ребенка на одной маме (как правило, большая часть нагрузки по уходу за детьми ложится на женщину).
• В-третьих, это взаимоотношения детей, а именно ссоры и драки. Оба ребенка еще слишком малы, чтобы управлять своим поведением, а поводов для столкновения интересов у них предостаточно. И еще маме погодков нечем вооружиться против этих трудностей из-за недостатка толковой информации. Это «неизвестный науке зверь». Значит, придется учиться на собственных ошибках.
Маме погодков многое надо успеть: справиться с бытом, пристально следить за здоровьем и развитием детей, при этом как-то поддерживать себя, не доходя до измученного состояния и эмоционального выгорания.

С сильными мамами все понятно. Они сами со всем справятся. А что же делать слабым или самым обычным мамам?

Итак, обычной маме надо:
1. Найти свои сильные стороны и опереться на них. Если вы хорошо готовите, наготовьте побольше впрок. Если вы обладаете хорошими организаторскими способностями, организуйте все по высшему разряду. Если вы умеете хорошо пользоваться интернетом, по максимуму используйте информацию о погодках, воспитании детей и детском здоровье, ищите единомышленников. Если у вас все хорошо в финансовом смысле, не жалейте денег на бытовую технику, няню, заказ товаров в интернет-магазинах и отдых.
2. По возможности убирать проблемные места (в здоровье, отношениях, организованности), которые как раз погодки и выявляют.
3. Вспомнить сказку про репку. Именно маленькая мышка помогла вытащить большую-пребольшую репку. Семьи сильны взаимопомощью. А вы тянете не репку, а детей воспитываете. Научиться просить о помощи и принимать ее.
4. И не забывать себя хвалить (хотя бы изредка), потому что все же растить погодков – непростая задача.
Для меня погодки очень остро поставили вопрос о восстановлении жизненной энергии. Может быть, это и есть один из самых важных навыков, который должна приобрести мама погодков?
5. Следовательно, маме погодков нужно научиться отдыхать, совмещая это с заботой о двух маленьких детях. Это очень важно. Я этот пункт написала последним, а нужно было бы начать с него. Для начала выписать все, что заряжает энергией и поднимает настроение.
6. И еще очень важный момент – это позитивный настрой (как это ни банально звучит). Когда проблем слишком много, когда руки опускаются, когда очень устала, начинать надо не с отдыха, не с анализа сложившейся ситуации (хотя и это не помешает), а с того, чтобы сказать себе: «Мы справимся. Все преодолимо и решаемо. Все будет хорошо. Пройдет и это».

Что нужно сделать перед появлением ребенка-погодки

Советы носят рекомендательный характер.
В плане домашнего хозяйства:
- приобрести бытовую и прочую технику (по максимуму);
- взять на вооружение систему флай-леди;
- продумать, что можно улучшить в ведении домашнего хозяйства;
- составить меню из самых простых блюд;
- избавиться от лишних вещей.
В плане увеличения семьи и изменения семейной ситуации:
- приобрести двойную коляску или другим способом решить проблему с прогулками (слинг, няня);
- прочитать книги об отношениях братьев и сестер;
- присоединиться к сообществам, посвященным погодкам (есть в жж и на бэбиблоге) и начать их читать (можно и писать);
- найти и почитать блоги супер-мам (многодетные мамы, которые хорошо справляются с материнскими обязанностями);
Для мамы:
- отдохнуть.
Для семьи:
- уделить внимание отношениям с мужем.

Здоровье мамы погодков

Вот что я писала в те времена, когда мои дети-погодки были маленькие: «Хотя сейчас лето, сил по-прежнему нет. Что это — хроническая усталость? Удалось завязать с грудным вскармливанием в 1 год и 4 месяца. Больше трех лет беременностей и грудного вскармливания. Показатели нездоровья — волосы, коротко постриженные, по-прежнему лезут; кожа на пальцах все время трескается, хотя я мою посуду в перчатках, мажу руки кремом (помогает только витамин Е); по утрам не хочется вставать. Сил принимать химические витамины уже нет - я их много принимала во время беременностей. Не могу уже есть таблетки, но, видимо, придётся. И, хотя я очень люблю ягоды и фрукты, я их не хочу!».

Что нужно маме погодков

Поделюсь тем, что я выделила для себя:
1. Помощники;
2. Отдых;
3. Наставница (опытная мама, у которой не меньше двух детей с небольшой разницей в возрасте);
4. Бытовая техника;
5. Вдохновение;
6. Информация о погодках;
7. Лучшая организация домашних дел.

Мини-удовольствия для мамы погодков

Первый год жизни с погодками — сплошная круговерть. Как найти время для отдыха? Как восстанавливать силы?

Я расскажу про два способа быстро отдохнуть, которые нашла для себя.
1. Визуальная подпитка. Сайт Pinterest
2. Тонизирующая ванночка для ног

Первый способ — просматривание картинок на сайте Pinterest. Это полностью визуальный сайт, в котором очень легко создавать коллекции картинок. Я наткнулась на него, когда у меня появились дети, и я стала искать фото и изображения животных. В первый год с двумя детьми я иногда заглядывала на этот сайт. Просматривание картинок не отнимает столько времени, сколько чтение статей в интернете, поиск информации, просиживание на форумах. Речевая информация требует больше времени для усвоения, чем визуальная. А вот положительный эмоциональный заряд от хорошего фото или картинки может быть очень большим. Мне подошел этот способ быстрого отдыха, потому что я визуал.

Второй способ — ванночка для ног. В самом деле, чтобы принять ванну, нужно хотя бы полчаса. А тут — налил таз воды, добавил что-нибудь ароматическое, засунул ноги и через десять минут свободен и взбодрен. Кроме того, в любой момент можно прекратить спа-процедуру, если нужно срочно посмотреть, чем занимаются дети.
Я не могу сказать, что эти способы здорово меня выручили и обеспечили прилив энергии. Но с погодками почитать книгу, посмотреть фильм мне было практически невозможно, а как-то переключаться и отвлекаться надо было.

И еще. Подобный быстрый отдых потребуется не так долго, первые год-полтора. Дальше круговерть будет уменьшаться, а время для отдыха и хобби — увеличиваться.

Каждая мама может найти для себя что-нибудь подходящее, например:
• прочитать японское трехстишие;
• потанцевать под любимую музыку;
• вдохнуть любимый аромат;
• прочитать небольшой рассказ;
• сделать маленькую зарядку;
И не забывайте, что отдых — это часть вашей работы!

Первые два года вместе

Беременность. Двойная нагрузка на организм (беременность плюс лактация), беременная с ребёнком, который ещё не ходит. Ходишь то в женскую консультацию, то в детскую поликлинику на прививки и плановые осмотры. Проблема: как ходить в женскую консультацию (если нет помощников).

Роды. Проблема: с кем оставить старшего ребенка на роды и послеродовой период.

0-6 месяцев. Проблемы: как выйти на прогулку (нужна двойная коляска); как ходить в поликлинику (с двумя детьми, если нет помощников). Непрерывная круговерть до года-полутора лет младшего. Мы очень часто посещали поликлинику с массажами, физиотерапией и т.д., то со старшим, то с младшим ребёнком.

6-12 месяцев. Младший ребёнок начинает завоёвывать пространство и посягать на игрушки старшего, старший в ответ обижает младшего. Желательно старшего не наказывать, а обезопасить от посягательств младшего (мой ребёнок играл на подоконнике, пока младшая не начала ходить). Наказывать можно и даже нужно за проявление агрессии к младшему ребенку. Через несколько месяцев все стало значительно хуже и агрессию пришлось пресекать жестче.

12-18 месяцев. Младший ребенок — полноправный соперник старшего. Прекращение грудного вскармливания (становится немного легче). В полтора года младшего начинают совпадать режимы детей (один дневной сон). Оформление старшего ребёнка в детский сад.

18-24 месяца. Старший ребёнок начинает ходить в сад (становится ещё легче). Дети начинают играть вместе (и болеть тоже), младший ребёнок начинает задирать старшего. В поликлинику ходили, в основном, за справками для детского сада; прививки все сделаны и плановые осмотры специалистов пройдены. Мамин организм начинает восстанавливаться. Начало периода «эти ужасные двухлетки» с младшим ребёнком.

Игрушки для погодков

Сейчас, уже имея опыт воспитания трех детей, я могу посоветовать игрушки для погодков. Теперь я понимаю большую важность правильно подобранных игр. Итак:
1. Соленое тесто – самодельное и цветное покупное, к нему различные формочки.
2. Конструктор лего дупло или его аналог.
3. Деревянный конструктор.
4. Всевозможные мозаики.
5. Магнитные игры.
6. Сортеры, вкладыши и т.д.
Сейчас очень удобно подбирать игрушки в интернет-магазинах.

Режим погодков

Я сделала огромную ошибку в том, что не следила за детским режимом. Я советую это поставить задачей номер один – наладить режим сна и бодрствования детей. Дети должны достаточно спать, тогда они будут спокойнее и веселее. Когда мы переехали с тремя детьми в трехкомнатную квартиру, мне было легче, чем с погодками, т.к. я могла укладывать спать младшего ребенка в отдельной комнате.

Помощь Бога

Я надеялась на себя, на бытовую технику, на интернет-магазины, на систему флай-леди. Но я не вспоминала о Боге. Не молилась Ему, чтобы Он поддержал нас и помог решить все проблемы. Я советую родителям погодков почаще обращаться к Богу за помощью, ведь это Он дал нам детей, значит, даст и все необходимое для их воспитания.

Погодки: зарисовки

«Считается, что с погодками очень тяжело. Но и радостей тоже больше. Мы вместе полгода. Так приятно наблюдать, как малышка улыбается старшему (конечно, он ей очень нравится), и как Ваня обнимает и целует ножки дочке. Получаешь радость не только от каждого ребенка по отдельности, но и от обоих вместе, как они общаются, еще не умея говорить».

«Второй год мне кажется тяжелее первого. Ревность, дети лупят друг друга. Старший швыряет игрушки и книжки, выражая таким образом протест против того, что его вещи кто-то трогает. Иногда его наказываю, иногда нет — ведь он выражает так свои чувства (ребенок пока не говорящий), справиться с собой он еще не может. Правда, воюют дети не все время, иногда играют друг с другом».

«Вытащила металлофон - дочка хочет постучать, сын хочет его использовать как строительный материал. В итоге — скандал. И так — все время. Включаю мультфильм — только так успокаиваются. Посмотрели, переключились, развеселились. Пока дочка была поменьше, сын играл на диване. А сейчас они равноправны.
Спасаемся:
• прогулками;
• мультфильмами;
• ванной (один купается, другой играет в комнате);
• книжками».

«Чего только не насмотришься, когда сидишь безвылазно дома с двумя малышами… Дети взяли машинки, накрыли их носовыми платками и стали катать. У дедушки на даче машина накрыта чехлом, поэтому сын иногда тоже накрывает машинки. Ну и дочка за ним повторяет. Ходят оба довольные, а пару минут назад были слезы и крик — дочка утащила носовой платок сына. Хорошо, я нашла такой же».

«Иметь двух маленьких непослушных детей — это что-то. Поэтому надо приучать к послушанию сначала старшего, а потом и младшего ребенка. Перебарывать упрямство, настаивать на своем, давать мелкие поручения.
Может быть, это прописные истины, но я сама долго к этому шла. Меня дети не слушаются, и сейчас я работаю над этим. Непослушание детей для мамы погодков критично».

«Вот испытание — сидеть безвылазно дома с двумя маленькими детьми. Сначала разбирались с агрессией старшего — наказали, отобрав все машинки. Сработало. Старший выздоровел, заболела младшая. Можно его выписать, но как забирать из сада? Нельзя выходить на улицу с болеющим младшим ребенком. Придется ждать следующей недели. Опять же, младшая хочет спать из-за температуры, старший никак не хочет понять, что скакать нельзя, потому что мешает сестре. Кажется, у нас наступает кризис трех лет...

Так что, я думаю, годы, когда погодкам 2 и 3 года, а потом 3 и 4 — все еще тяжелые из-за адаптации к детскому саду и болезней.
Зато мама, сидящая дома с двумя малышами, совершенствует свое педагогическое мастерство и бесконечно тренирует выдержку, терпение и стойкость».

«Первый год, когда ребенок ходит в детский сад — это время болезней. Снова сидим дома, на этот раз с ветрянкой. У дочки лезет очередной зуб, ветрянкой пока не заболела.

Сегодня за утро мы: смотрели детский канал по телевизору, слушали и играли на синтезаторе, играли с кинетическим песком, терзали мамины шарфики и косынки, одевали бумажных котят и играли с магнитным конструктором.

Дочка во время прорезывания зубов очень беспокойная. Плюс сейчас еще нет прогулок. Мажу десны гелем. Зубов нам осталось немного — лезут последние четыре. Сейчас дочка стала давать мазать десны, а раньше не давалась.
Иногда дети потрясающе играют друг с другом, но сегодня не тот день».

«Сыну на днях три года, дочке — 1 год 8 месяцев. Сейчас у нас слышен весёлый детский смех, дети возятся, бегают друг за дружкой. Перед укладыванием у них начинаются скачки по дивану. Конечно, им вдвоём веселей. Сын с сентября ходит в детский сад, стал относиться к дочке не так агрессивно. Носит из сада инфекции, болеет вся семья, часто сидим дома. У дочки лезут зубы, она очень беспокойная. По-своему это тяжёлый период для мамы».

Заключение
Все преодолимо, все проходит. Может быть, для вас время, когда вы растили погодков, будет непростым, но счастливым. Трудитесь, отдыхайте, наслаждайтесь своим родительством!


Рецензии