Замки Жорж Санд

        Как только речь заходит о старых домах, а тем более замках,  то уже никак не обойтись без родословной их владельцев. Необходимо разобраться и ясно представлять себе историю семьи, время и окружение, чтобы случайное или намеренное посещение исторических мест стало полезным и занимательным. Чем больше знаешь о доме, тем интереснее посмотреть всё своими глазами.
        Вот, к примеру, французский замок Ноан (Noant) – дом Жорж Санд, знаменитой французской писательницы 19 века.
       Признаюсь, из Жорж Санд я прочитала только «Консуэло» и «Графиню Рудольштадт», когда мне было лет 12-13. Мы с подругами бережно передавали из рук в руки растрепанные коричневые тома, а наши одноклассники-мальчики с ужасом смотрели на толстенные книги.  Объёмом они равнялись нынешним Гарри-Поттерам, да и в среде моих подружек имели такое же важное значение. Второй роман – какие-то далекие европейские замки,  пещеры в таинственных лесах  и любовь к музыканту  и музыке - дочитывала я только ради подружки Тани Дергачевой, безжалостно терзавшей Шопена на стареньком пианино.  Именно в их учительском скромном доме я впервые услышала в робком девчачьем исполнении шопеновские вальсы. Нежные весенние дни восточно-украинской погоды слились у меня в памяти с Шопеном. Где ты сейчас, моя школьная подруга? Стреляют ли сегодня на вашей тихой улочке? Уцелел ли ваш домик? Какими-то неисповедимыми путями связаны для меня подростковые воспоминания о школьных подружках, романах Жорж Санд с путешествиями в замки Франции, где я сегодня живу и где печалюсь о далеком Донбассе, переживающем сейчас гражданскую войну.

        Замок Ноан находится в департаменте Эндр (Indre) недалеко от городка Ля Шатр (La Chatre). Места равнинные, сельские, пастушеские, в самом сердце Франции. Замок Жорж Санд хорошо сохранился: это большой двухэтажный дом песочного цвета, с мансардой, с высокой серой крышей, увенчанной большими трубами для печей и каминов. Множество разнокалиберных окон с белыми ставнями и мелкими белыми переплётами настороженно смотрят на посетителей. Ни башен, ни каких - либо архитектурных украшений замок не имеет, только величественные размеры да французская традиция позволяют называть его замком. Славу замку Ноан принесли не старинные башни и стены, не причудливый французский сад, а имена. В этом замке гостили Эжен Делакруа, Фредерик Шопен, Теофиль Готье, Ференц Лист, Александр Дюма-сын, Шарль Огюстен де Сент-Бёв, Оноре де Бальзак, Иван Тургенев, Гюстав Флобер. Какие имена! Что же влекло всех этих знаменитых мужчин в старый дом далеко от Парижа в глухой провинции? Ищите женщину!
        Скромный дом времен Людовика ХYI, не блистая внешней роскошью,  привлекал роскошью общения с потрясающей женщиной – Авророй Дюпен. Таково подлинное девичье имя Жорж Санд. Её достойными помощницами в проведении вечеров в замке часто бывали две красавицы - Полина Виардо играла на арфе, а её сестра, знаменитая певица  Мария Малибран пела под аккопанемент Шопена и своего мужа, известного скрипача Шарля де Берио. Два сильных прекрасных голоса – меццо-сопрано - наполняли богатым звуком гостиные. Музыка царила в доме, превращая его в роскошный замок.

        Бабушка Авроры Дюпен нашла приют и убежище в этом скромном замке во времена революции: она купила его в 1793 году. Замок был построен в 1760-е годы для губернатора. В 1808 году четырёхлетней девочкой Аврора Дюпен впервые приехала со своими родителями к бабушке в Ноан. Вскоре умер её отец, и Аврора с матерью прожили у бабушки два года. Мать вернулась в Париж, оставив дочь на попечение свекрови. Аврора Дюпен выросла в этом доме.
       Взросление Авроры Дюпен было окрашено не только светлыми красками уютной жизни в богатом доме, но и темными, тревожными мыслями о непростой, запутанной родословной. В дворянской среде семейные разговоры часто сводятся к подробнейшим разборам родственных связей и происхождения. За любимой бабушкой шлейфом тянулась семейная история о внебрачной связи прапрабабушки графини Марии Авроры фон Кёнигсмарк с саксонским курфюрстом и польским королем Фридрихом Августом II Сильным (1696-1763). Плод их любви Мориц Саксонский впоследствии стал маршалом Франции.

     Здесь интересно отметить, что именно Август II основал в 1710 году фарфоровые мануфактуры в Дрездене и Мейсене. К тому же современная и довольно известная французская писательница Жюльетта Бенцони написала пока два романа в своей серии «Кровь Кёнигсмарков» - «Аврора» (2006) и «Сын Авроры» (2007), посвященных предкам Жорж Санд. Будем надеяться, что талантливая писательница исподволь подбирается к биографии Жорж Санд и продолжит эту серию. Правда, ей уже 95 лет. А пока наиболее полной биографией Жорж Санд можно считать книгу Андре Моруа «Лелия, или жизнь Жорж Санд».  Но самой достоверной по духу биографией являются страницы «Истории моей жизни», написанные самой Жорж Санд.
       Но вернемся к семейной истории, тем более что влияние бабушки Марии-Авроры Дюпен на будущую писательницу было огромным и во многом определило её личность.

       Итак, что могла рассказать бабушка о своей родословной: в 1695 году графиня Мария Аврора фон Кёнигсмарк (1662—1728), сестра Филиппа фон Кёнигсмарка, убитого по приказу курфюрста Ганновера, выясняя причины гибели брата, познакомилась с курфюрстом Саксонии, будущим королём Польши Августом Сильным и стала его любовницей. В 1696 году эта первая Аврора (будем от неё вести счет дамам семьи, носящим имя Аврора) родила сына Морица, хотя любовники расстались ещё до появления на свет ребёнка. Графиня Аврора поселилась в аббатстве Кведлинбург. А сын её Мориц Саксонский, у которого с раннего возраста было влечение к военному делу, жил у отца при дворе. Начав свою военную карьеру у отца, Мориц Саксонский служил  также в России и во Франции.
      В 1748 году одна из любовниц Морица Саксонского ( а у него, говорят, любовниц было более трех сотен) Мари де Верьер (настоящая фамилия Ренто) родила дочь Марию-Аврору (1748—1821). Так появилась вторая Аврора, ставшая впоследствии бабушкой Жорж Санд. Так как Мари де Верьер не была верна Морицу, маршал не включил её и дочь в своё завещание. Вторая Мария-Аврора обратилась за покровительством к племяннице Морица дофине Марии Жозефине.
       Её признали, поместили в женский монастырь Сен-Сир и назначили пособие в восемьсот ливров. Но Мария-Аврора была записана и считалась дочерью неизвестных родителей, её положение отпугивало потенциальных претендентов на её руку. Она вторично обратилась к дофине с тем, чтобы ей позволили называться «внебрачной дочерью маршала Франции графа Морица Саксонского и Мари Ренто». Актом парламента Парижа отцовство было утверждено. Сколько душевных мук и сил юной девушки потребовали все эти хлопоты о собственном имени! Но она добилась своего! И, наконец, в 18 лет графиня Мария-Аврора вышла замуж за пехотного капитана Антуана де Орна. Он получил место коменданта эльзасского городка Селесты. Супруги прибыли к месту назначения де Орна через пять месяцев после свадьбы, на следующий день сорокачетырёхлетний де Орн заболел, через три дня он умер. Мария-Аврора поселилась в монастыре, а позднее, из-за недостатка средств переехала в дом матери и тётки. В тридцать лет она вышла второй раз замуж за представителя главного откупщика податей в Берри Луи-Клода Дюпен де Франкёй. Дом супругов Дюпен был поставлен на широкую ногу, они интересовались литературой и музыкой.
       Овдовев в 1788 году, Мария-Аврора вместе с сыном Морисом переселилась в Париж. В 1793 году, считая, что в провинции жизнь более безопасна, Мария-Аврора купила усадьбу Ноан-Вик. 
       За свою принадлежность к дворянству в декабре 1793 года госпожа Дюпен была арестована и помещена в монастырь Английских августинок. Судьба! Её освободили после событий 9 термидора, и в октябре 1794 года она уехала с сыном  Морисом в Ноан.
       Морис Дюпен (1778—1808), несмотря на классическое образование и любовь к музыке, избрал карьеру военного.  В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд (1773—1837), любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей.
«Ей было уже за тридцать лет, когда мой отец увидел её впервые, и среди какого ужасного общества! Мой отец был великодушен! Он понял, что это красивое создание ещё способно любить…»(Жорж Санд. История моей жизни)
      1 июля 1804 года в Париже бывшая танцовщица родила девочку, названную Авророй, вот появилась и третья Аврора в нашей истории,  её полное имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен (Amandine Aurore Lucile Dupin).
Весной 1808 года полковник Морис Дюпен, адъютант Мюрата, принимал участие в Испанской кампании. Беременная Софи-Виктория последовала за ним вместе с дочерью. Здесь 12 июня 1808 Софи-Виктория родила сына Огюста. В сентябре того же года семья покинула Испанию вместе с отступающими войсками и вернулась во Францию, в поместье Ноан. В дороге дети заболели: Аврора выздоровела, мальчик умер. Через четыре дня после возвращения Морис погиб в результате несчастного случая во время прогулки верхом: лошадь в темноте наскочила на груду камней.
      После гибели отца Авроры, свекровь-графиня и невестка-простолюдинка на время сблизились. Однако вскоре госпожа Дюпен посчитала, что мать не может дать достойного воспитания наследнице Ноана. Мать Авроры, не желая лишать её большого наследства, оставила её у бабушки, переехав в Париж. Маленькая Аврора, судя по «Истории моей жизни», тяжело переживала разлуку и весь этот период.
     Но интерес к учению победил грусть. В дополнение к обучению чтению, письму, арифметике, латыни, истории под руководством управляющего поместьем, бывшего учителя Мориса, бабушка, превосходная музыкантша, учила внучку игре на клавесине и пению. Любовь к литературе девочка также переняла от неё. Так как мужская одежда была более удобна для верховой езды и прогулок, Аврора с детства привыкла носить её и была прекрасной наездницей. Девочка видела мать лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж.
      В пансионе Августинского английского католического монастыря, куда она поступила 12 января 1818 года, в возрасте 14 лет, девочка познакомилась с религиозной литературой, полюбила латынь и выучила английский язык.
      Из монастыря в Ноан она вернулась прекрасно образованной, умной, глубоко верующей и красивой девушкой. На всю оставшуюся жизнь Аврора сохранила привычку пить чай, свободно беседуя по-английски. Богатая наследница, Аврора тем не менее не считалась завидной партией из-за череды внебрачных рождений в семье и низкого происхождения матери. Особенно строго рассматривались невесты в среде провинциального дворянства.
      Юной девушкой Аврора Дюпен появилась в Париже и окунулась в светскую жизнь. Но вскоре из-за болезни бабушки они вновь переехали в Ноан. Аврора ухаживала за любимой бабушкой, иногда для развлечения ездила верхом на лошади, одевшись в мужскую одежду; много читала, в том числе Аристотеля, Монтескьё, Шатобриана, Руссо.Так прошло два года.
      После смерти бабушки Аврора живет у матери в Париже, выходит замуж за барона Дюдевана, рожает двоих детей – сына Мориса и дочь Соланж.
      Когда брак катастрофически рухнул, Аврора Дюдеван попыталась утешиться в Ноане, спрятавшись в будуаре бабушки, где были её детские книги, её гербарии, бабочки и камешки её детства. Бабушкина узкая кровать с балдахином из светлого английского ситца в розочку (эту моду бабушка почему-то называла «польской»), казалось, всё еще хранила её тепло. Кресла, затянутые таким же ситцем, окружали маленький столик перед кроватью. Слева в  будуаре громоздился большой мраморный камин, который в бабушкины времена практически не затухал круглый год.
      Родные стены помогли утишить боль разбитого сердца, согрело тепло старинного камина, спасли любимые книги. Аврора начала писать. Летом 1831 на одном из пикников Аврора встретила хрупкого девятнадцатилетнего блондина Жюля Сандо,  влюбившегося в прекрасную владелицу Ноана. Его покорила не столько женская красота, сколько мощный интеллект и сильный характер Авроры.
      В 1831 году осенью она уехала в Париж вслед за юным писателем Жюлем Сандо. В честь него она начнет подписывать свои произведения Ж.Санд (J.Sand), позднее Жорж Санд (George Sand).
      Лучшие времена замка Ноан приходятся на десятилетие с 1837 по 1847 год, когда здесь поселилась необычная чета – молодой венгерский пианист-виртуоз Ференц Лист, еще не ставший знаменитым композитором, и французская аристократка, графиня д'Агу, она же писательница. Гостил Оноре де Бальзак. Каждое лето проводил здесь Фредерик Шопен. В 1842 году он приехал в сопровождении модного художника Эжена Делакруа. Сельские праздники, ежедневные прогулки в живописных холмах, теплые дружеские вечера. Здесь не было писательницы Жорж Санд, столичной светской львицы, здесь жила Аврора Дюпен, добрая хозяйка большого дома, сердечный друг.
       Осенью 1847 года в замке произошло «крупное театральное событие» - открылся собственный театр марионеток. Съехалась вся округа, чтобы увидеть спектакль в «настоящем» театральном зале с бархатными креслами. Зрители были поражены искусно выполненными куклами. Дамы, рыцари, черти и змей-искуситель, судьи в мантиях, но в ослином обличье и прочие чудеса заполонили сцену. Несколько лет с неизменным успехом сочинялись и ставились пьесы в театре кукол в Ноане. И поныне сохранился в неприкосновенности театральный зал замка, куклы забавной толпой встречают вас. Кажется, вот-вот начнется спектакль времён Жорж Санд.
       Еще более сильная иллюзия присутствия Жорж Санд чувствуется в синем салоне. Стены затянуты синим шёлком с крупными частыми букетами какого-то фантастического цветка, наподобие цветущего папоротника. На стенах в золоченых рамах семейные портреты и несколько пейзажей. В большой овальной раме, закрепленной прямо на зеркале камина,- портрет Жорж Санд. Слева, над комодом – портрет Шопена в профиль, работы Эжена Делакруа. А вот и фортепьяно, которого касались летающие пальцы Фредерика Шопена. Рядом стоит на полу небольшая старинная арфа, увенчанная золотой массивной головой тонкой резьбы. На арфе играла когда-то Полина Виардо, любимая женщина И.С.Тургенева.
Он приезжал в этот замок по её зову.
       В центре синего салона большой овальный стол окружен легкими, в бело-синюю полоску креслами. Светильники – люстра и подсвечники – из цветного стекла с синими и розовыми цветами в романтичном стиле. Уютный провинциальный салон, где нет  и тени воспоминаний о парижских скандальных слухах и выходках знаменитой владелицы этого салона.
       В последние годы жизни Жорж Санд писала в своем голубом будуаре здесь, в Ноане. Узкая девичья постель под синим балдахином примостилась в углу. В центре небольшой стол, покрытый толстой ковровой скатертью до пола, с небольшим бюваром, на нём удобно лежит писчая бумага, а рядом ждет гусиное перо. Кажется, мгновение – и появятся на белой странице первые фразы учтивой французской речи 19 века, написанные женским летящим почерком.
В этой комнате она умерла 8 июня 1876 года в 72 года.
       Если вы попадете в замок осенью или зимой, то поразитесь теплу в салоне и будуаре, в которых всё еще топят камины.


      С именем Жорж Санд связан еще один французский замок – La Rochelambert (Ля Рошлямбер) в Оверни. Эти земли в долине Луары принадлежали еще в 11 веке первому сеньору Пьеру де Ля Рошлямбер. Ныне это департамент От-Луар (Haute-Loire), замок находится недалеко от городка Le Puy. В античные времена здесь проходила римская дорога via Vollena, огибая огромную скалу, оставшуюся от старого вулкана. Позднее римская дорога превратилась в дорогу паломников, бредущих поклониться святому Жаку де Компостель.
В 15 веке замок был перестроен. Во времена религиозных войн в 1562 году гугеноты проникли в замок, жестоко расправились с людьми, которые искали там убежище, и сожгли часть замка. Оставшись вдовой, маркиза де Ля Рошлямбер спустя несколько лет вновь начала восстанавливать замок.
       Не по праву собственности, но по привилегиям дружбы, которая соединила двух девочек-пансионерок,  вошел замок Ля Рошлямбер в историю литературы. В четырнадцать лет Аврора Дюпен стала школьной подругой Аполлони де Брюж (Apollonie de Bruges) в монастырской школе августинок в Париже. Позже мадмуазель де Брюж стала маркизой де Ля Рошлямбер, а Аврора Дюпен превратилась в Жорж Санд. Долгие годы их связывала дружеская переписка, редкие встречи в Париже. Несмотря на проказы Жорж Санд, на её скандальную славу в свете, чета де Ля Рошлямбер никогда не порывала их дружбы  с автором знаменитой «Лелии». Их дочь, графиня де Валон, увековечена в образе мадам де Рамбо в романе Жорж Санд «Валентина». В 1859 году Жорж Санд приняла приглашение подруги и с друзьями посетила замок Ля Рошлямбер. И поныне в замке берегут её комнату на втором этаже. Там сохранились её рукописи, письма, портрет. Ей приписывается одна акварель и несколько рисунков.
       Замок – частное владение, принадлежит уже другой семье, так как Аполлони де Ля Рошлямбер была последней маркизой старого рода и не оставила наследников. Новые владельцы сохранили комнату Жорж Санд, иногда доступную редким посетителям.
       Но хороша и простая прогулка вокруг замка, ибо он поражает своими величественными базальтовыми стенами и башнями, описанными в романе Жорж Санд «Жан де Ля Рош»:  «Замок ...причудливо инкрустирован углублениями в базальтовых стенах высотой в пятьсот футов». Башня замка, высотой с шестиэтажный современный дом, величаво виднеется издали, от дороги, ведущей к замку через густой старый лес. Типичные старые французские узкие окна с частой решеткой переплётов чернеют на фоне серых стен. Камни дома и огромной стены, окружающей всё поместье, и на взгляд, и на ощупь поражают  какой-то вечной крепостью: это базальт вулканического происхождения. Может быть, именно камни наполняют замок какой-то особой энергетикой и придают ему нечто мистическое.
       У Жорж Санд есть невидимые связи с русскими: дружба с Полиной Виардо и Иваном Тургеневым,  дружба с Александром Дюма-сыном и его откровенные беседы с ней о своей любви к русской красавице Надин Нарышкиной...и даже откровенная нелюбовь к России её любимого поляка Фредерика Шопена.

2015 год


Рецензии