Заблудившийся поезд

Холодным зимним декабрьским утром 1910 года на станции Джанкой царил переполох - потерялся поезд. «Два часа назад от вас должен был прибыть состав точка немедленно сообщить запятая где он вскл знак», - без устали отстукивали морзянку севастопольские телеграфисты, а ошалевший начальник станции уже предчувствовал скандал на все казенные Южные железные дороги и выволочку у самого министра путей сообщений Российской империи сурового Сергея Васильевича Рухлова. Потеряв голову от надвигающихся неожиданных неприятностей, он бегал по заснеженному перрону, заглядывая в укромные уголки и приставая к попавшимся на пути стрелочникам, путевым обходчикам и официантам из станционного буфета с одним и тем же вопросом: «Поезд не видали?» В конце концов «потеряшка» нашлась – его обнаружили на станции Отузы, в нескольких верстах от Феодосии. Ничему не понимающему машинисту велели возвращаться назад. История попала в газеты. «Шедший в Севастополь поезд по ошибке был пущен ночью с узловой станции Джанкой по феодосийской ветке», - оповестила 30 декабря 1910 года всю империю московская ежедневная газета «Русское слово», озаглавив свою публикацию «Заблудившийся поезд». История умалчивает о том, кто был виноват и какого стрелочника наказали. «Русское слово» извещает лишь, что «заблудившийся поезд был отправлен обратно в Джанкой и далее в Севастополь. Все обошлось благополучно» Это был первый официальный зафиксированный в истории факт головотяпства некоторых джанкойских железнодорожников.
Впрочем, вопиющий непрофессионализм временами проявляют не только рядовые стрелочники, но и министры. Знакомые железнодорожники как-то поделились своими незабываемыми впечатлениями от селекторного совещания, которое в 2005 году проводил тогдашний министр транспорта и связи Украины. Ранее этот господин некоторое время руководил мясокомбинатом, поэтому был далек от железнодорожных тонкостей. Транспортники об этом догадывались, однако перл, выданный этим министром на том селекторном, поверг всю «Укрзалізницю» в состояние глубокой прострации. Поначалу все шло нормально, обсуждались текущие вопросы, пока министр не поинтересовался, почему поезд № 28 «Севастополь-Киев» несколько дней подряд приходит с опозданием. Крымские железнодорожники ему объяснили: срабатывает ПОНАБ. Каждый работник железнодорожного транспорта знает, что ПОНАБ – аббревиатура, за которой скрывается прибор обнаружения нагретых букс, угрожающих разрушением или пожаром. Министр на некоторое время задумался, а потом заявил на всю «Укрзалізницю»: «Третий день слышу эту фамилию. Пора от этого товарища избавляться».
А недавно с непрофессионализмом некоторых джанкойских железнодорожников столкнулась моя знакомая – Зинка из второго подъезда. Решила она после пасхальных праздников съездить на дачу, которая расположена в Пахаревке. Позвонила в справочную, чтобы уточнить расписание поезда, а на другом конце провода молодой девичий голос переспрашивает: «Пахаревка? Это в сторону Феодосии, да?» Теперь Зинка уже опасается ездить в поездах – а вдруг дежурный по станции тоже не знает географию Крыма и вместо любимой дачи, расположенной на северо-западе Крыма, ее привезут на юго-восточный феодосийский пляж. Тем более, что прецеденты уже были – в декабре 1910-го.
Захар ПРИСИВАШСКИЙ


Рецензии