Фаны - 1991

Первый серьёзный поход в "настоящие" горы состоялся у меня сразу после поступления в институт в августе 1991 г. Вы спросите почему "настоящие"? - потому что свои родные, уральские, мы к этому времени уже настолько облазали, что для нас они казались как бы несерьезными что-ли... В общем, выросли мы из этих штанишек. Застрельщиком и руководителем похода в одном лице выступил Илюха П., с которым мы учились в параллельных классах достопамятной средней школы №1 г. Челябинска им. Энгельса с углубленным изучением… и т.д. Илюха на тот момент был самым опытным туристом среди нас, и, к тому же, за год до этого уже бывал в Фанских горах.

Состав группы был примерно такой (за точность не ручаюсь за давностью лет): Илья П. и его брат Никола; две девчонки, только что поступившие вместе с Илюхой в тогда еще свердловский Архитектурный институт - Галка и Наталья, фамилий не помню, да и не знал: после этого с ними никогда не пересекался; Илья А., он же «Юрич», тоже наш с Ильей однокашник, Серега П. - оба, к прискорбию, уже покинули этот мир; Женька Б., одна девчонка из Челябинска - Ольга М. Остальных, к сожалению, не помню, еще вроде бы двое ребят: кто-то в походе рассказывал про "приют одиннадцати" на Эльбрусе, что вызывало определённые ассоциации с количеством людей в нашей группе. Возможно один из них был Олег Ш., одноклассник Ильи П., но я не уверен.

Маршрут похода был следующий: Челябинск – Ташкент – Самарканд - Педжикент - заброска в горы - озёра Алло Большое и Малое - г. Чимтарга (пятитысячник) и обратно.

Кстати, в конце повествования вас ждёт леденящая душу история о том, как в Ташкенте у нас чуть не украли девушек местные туземцы.

В поезде до Ташкента от нечего делать дурили, например, Юрич одел на голое тело простыню на манер римской тоги, ходил по плацкартному вагону и периодически пугал народ выкриками "Граждане свободного Рима!", выкидывая при этом руку вверх, изображая римское же приветствие. Граждане испуганно молчали, глядя на двухметрового Юрича в странном одеянии. Ну и всё в таком духе...

По прибытии в Ташкент, в местном метро, видимо от непривычной духоты, я неожиданно потерял сознание - ничего не помню, очнулся на лавке, надо мной испуганные лица. Подумалось - хорошо поход начался, но меня и товарищей это нисколько не смутило, спокойно потопали вперёд и с песней! Помнится ещё, что с собой у нас были в качестве альпенштоков лыжные палки и местный народ потешался над нами, где это мы в августе собрались на лыжах кататься.

Заброска в горы заняла без малого сутки - рано утром в этот день мы сошли с поезда в Ташкенте, а в высокогорном кишлаке - отправной точке похода, оказались лишь глубокой ночью. За этот день мы побывали в двух союзных республиках тогдашнего СССР – Узбекской ССР и Таджикской ССР. Кстати, это были последние дни перед августовским путчем, но об этом речь впереди...

После адского родео на комфортабельном автобусе типа "икарус" по горному серпантину водитель высадил нас в каком-то кишлаке или ауле, откуда мы должны были начать свое движение к заветной цели похода - г. Чимтарге. Картина перед нами предстала такая - кромешная тьма, где-то сбоку-внизу шумит горная река, куда идти - не видно ни зги. Вдруг вдали, навстречу нам движется кто-то с фонариком, при ближайшем рассмотрении это оказался местный аксакал - сторож колхозного сада, который пригласил нас к себе домой переночевать.

Здесь то мы и познали все прелести восточного гостеприимства (без преувеличения): женщины накрыли дастархан (настоящий) - чай, сладости и пр., откушав мы заночевали прямо в саду под абрикосами. Утром старик отправил с нами своего сына в качестве сопровождающего, который шел с нами весь день, насилу мы от него отбились. Не знаю, как сейчас в Таджикистане, но в то время простой народ относился к русским туристам хорошо. Впереди будет ещё один пример такого гостеприимства.

На выходе из кишлака нас поразило тамошнее кладбище - могилы сверху просто прикрыты жердями, обмазанными глиной, после хорошего дождя глину смывает, соответственно могила остаётся практически открытой и если, не зная этого, пройти по кладбищу ночью, есть немаленький шанс провалиться...Вообще по всему было видно, что в высокогорье народ живёт также, как и 500 лет назад - строят хижины из самана, пасут скот на летовках и пр.

Фанские горы, наверное, одно из красивейших мест на земле! Здесь горы имеют уникальный окрас, если так можно выразиться - красно-фиолетовый со всеми возможными оттенками этих цветов! По крайней мере мне так показалось. Правда, растительности практически нет, даже внизу, поэтому весь поход пришлось идти по адской жаре за 40, практически без признаков тени. Помнится, Юрич нёс канистру с бензином (нет растительности - значит нет и дров), на жаре бензин начал испаряться и Юрича повело, хорошо, что тот, кто шел сзади, вовремя успел его подхватить. У меня же до мяса слезла кожа на плечах - по возвращении домой мама, увидев это дело, чуть не упала в обморок! Во избежание ожогов, мы пытались делать из подручных материалов бурнусы, но помогало это плохо. При тогдашнем тотальном дефиците о мазях от ожога можно было только мечтать!

Что характерно, в таких тяжелых условиях выносливее всех оказались девушки - большую часть маршрута они отважно шагали впереди мужиков и местами задавали нехилый темп! Причём я бы не сказал, что рюкзаки у них были значительно легче, чем у нас!

По дороге зашли в гости к местным жителям на летовку - отведали дивного кисломолочного напитка под названием айран, со льдом - ничего более помогающего от тамошней дикой жары я не пробовал!

 Кто-то, пользуясь случаем, выменял у местных мумиё на верёвки (скорее это было во время возвращения - верёвки уже были не нужны). Мумиё тогда очень ценилось! А у таджиков очень ценились хорошие альпинистские верёвки, с помощью которых они и добирались до залежей этого продукта жизнедеятельности летучих мышей в высокогорье.

Да, совсем забыл, что меня еще поразило в Ташкенте - очень дефицитные виниловые «пласты» по каким-то смехотворным, по нашим, меркам, ценам! Местные ценили только национальную музыку, рок-н-ролл и прочая попса им был абсолютно неинтересны!

На второй или третий день похода вышли наконец к оз. Большое Алло, по пути форсировав Алло Малое. Причём, как у нас водится, ошиблись в расчетах - когда до искомой точки, как мы думали, остался один переход, остановились на привал, сели-расслабились…Дело шло к закату, сидим, курим, отдыхаем, навстречу идёт группа - как всегда «здрасьте-кто-откуда и куда», после чего ребята сообщают, что до озера еще часа 1,5-2 шлепать и если мы так дальше будем сидеть, до темноты точно не успеем. Мы, конечно, резко подорвались, совершили марш-бросок, но лагерь разбивали уже практически вслепую - хороших эл. фонариков тогда просто в природе не было, а южная ночь опускается одномоментно…

Не помню, что мы планировали изначально -  только днёвку на оз. Б. Алло или двигаться дальше, но оставшуюся часть похода мы провели здесь - делали радиальные выходы. Хотя идти дальше, видимо, уже не имело смысла - уперлись бы в ледник, спускающийся с перевала Чимтарга.

Озеро лежит на высоте, если мне не изменяет память, 3300 м.

Через день-два, отдохнув, мы поднялись на близлежащий перевал, который на имеющейся у нас карте не имел названия, высота была обозначена - 4200 м. (скорее всего, это был пер. Седло Сарышаха). Практически прямо за ним виднелись знаменитые Куликолонские озера. Крутизна склона с нашей стороны была очень приличная, местами, на скальных гребнях, нормальные альпинисты прокинули бы верёвки, но мы ж не ищем лёгких путей - обошлись без них. С другой стороны, как выяснилось, склон еще круче, хорошо, что спускаться туда нам не пришлось! Стоя на перевале, видели внизу парящих горных орлов - картина незабываемая! Спуск с перевала, как водится, оказался труднее, чем подъём - "сыпуха" на таком крутом склоне просто не давала передвигать ногами, в конце концов, я съехал вниз вместе с ней, как на эскалаторе в метро. Вечером, у всех, кто ходил на перевал, начался приступ "горняшки", очевидно, из-за резкого набора и сброса высоты - поднялась температура, появилась тошнота и пр.

Кто-то из ребят, вроде Серёга П., тогда же совершил одиночный выход к подножию г. Чимтарги и сообщил, что, судя по всему, наверху погода плохая. Днём ранее я тоже ходил в ту сторону, по морене над Б. Алло, встретив по дороге несколько памятников погибшим альпинстам. В итоге, на саму Чимтаргу мы, конечно не пошли, да и просто не были к этому готовы - большая часть группы горы видела в первый раз жизни, плюс многие неважно чувствовали себя физически.

По-моему, в тот же день, вечером, Евгений Б. приготовил изумительный торт из печенья и сгущёнки, при этом в качестве формы для торта он использовал... каску! Это было феерично! Не помню, правда, какой был повод, видимо чей-то ДР.

Большое Алло - просто неземной красоты озеро с идеально прозрачной ледниковой водой, температура которой даже в самую жару стремится к нулю (на фото). Юрич, несмотря на это, героически искупался, однако остальные не рискнули последовать его примеру.

Обратная дорога запомнилась в основном только тем, что люто хотелось жрать - свои и без того небогатые запасы провианта мы прикончили во время похода и к моменту выхода в цивилизацию, а был это г. Педжикент, у нас на 11 человек осталась одна стеклянная (!) банка консервированного, то ли гороха, то ли еще чего-то, которую я протаскал в рюкзаке весь поход.

На ночлег мы расположились в местной чайхане, быстро прикончили последнюю снедь и призрак голода уже витал над нашими головами как... о, чудо! - прибегает местный житель и приглашает нас к себе в гости кушать барана! Мы, с присущей нам скромностью, конечно, отказались, после чего, минут через 20, появляется тот же товарищ, видимо с женой, и приносят нам огромное блюдо жареной картошки с бараниной, гору лепёшек, какие-то фрукты! Сказать, что мы были шокированы - значит не сказать ничего! Мы были спасены!

Но самое интересное ожидало нас впереди!

Кстати, обратная дорога запомнилась ещё тем, что какую-то часть пути до г. Педжикента мы проделали в открытом кузове грузовика, где по соседству с нами ехали овцы с козами - немного местной экзотики ни одному походу ещё не повредило! За время поездки в кузове нас основательно присыпало знаменитой фанской пылью, так что потом пришлось долго от неё отмываться.

На следующий день, в Самарканде, где-то в районе пл. Регистон, к нам подошёл местный аксакал, спросил откуда мы, после чего поинтересовался знаем ли мы, что в Москве на улицах танки и скинули Горбачева. Я рысцой побежал к ближайшему киоску Союзпечати в надежде купить местную газету, потому как не сразу поверил в это сообщение. Однако, газет на русском языке не оказалось, да и те, которые были - вчерашние. На дворе было 19.08.1991 г…

Пока ехали в автобусе до Ташкента, по радио постоянно передавали обращение ГКЧП. Илюха предположил, что, если так дальше пойдет, вместо учёбы в институте придётся одевать сапоги. Кстати, небеспочвенные были опасения при тогдашней обстановке в стране. Ну и, кроме того, мы вдруг в одночасье оказались в другом государстве, а до родного дома почти 3 000 вёрст…

В Ташкенте с нами приключилась история, достойная криминального боевика. До самолёта у нас были сутки, раньше просто не было билетов. Чтобы скоротать, время Илюха предложил поехать в знакомую чайхану, однако девушки-свердловчанки Наталья и Галя не согласились и вместо этого решили посетить знаменитый ташкентский рынок, а надо заметить, что девчата были видные и оделись вызывающе по местным меркам, что их чуть и не сгубило...

Сказано-сделано: мы - в чайхану, девчата - на рынок, договорились встретиться вечером в аэропорту.
Возвращаемся в аэропорт, видим - сидят понуро наши девчата, а рядом с ними какой-то местный тип в гражданской одежде. Оказалось - постовой милиционер, дай бог ему здоровья (без иронии).

 А история была такая - приехали девчонки на рынок, ходят по рядам, сзади подьезжает машина и Галку затаскивают внутрь, Наталья её смогла отбить, и они побежали куда глаза глядят. Добежали до первого попавшегося автобуса, прыгнули туда не глядя - машина едет за ними. На одной из остановок увидели постового милиционера, выскочили из автобума, объяснили ситуацию, тут же подъехали злодеи и начали ему «лепить горбатого» про то, что это якобы их женщины. Вот такие местами там царили нравы! Слава богу, парень оказался кремень, посадил девчат в патрульную машину и отвёз к себе домой, по дороге им пришлось отрываться от погони - мерзавцы преследовали до последнего! Так и сидел с нами в аэропорту до самого отлёта…

Вот такой детективчик!

Кстати, мы девчат предупреждали, что в таком виде одним по Ташкенту лучше не ходить - не послушали.

В общем, домой мы вернулись 21.08.1991 г. – обгорелые как черти, усталые, но счастливые и совсем в другую страну...


Мои стихотворения, посвященные Фанским горам.


оз. Большое Алло
(Посвящение Ю. Визбору)
"Я сердце оставил в Фанских горах..."

Я стою очарован на твоих берегах,
От багряной скалы отражается эхо,
Ты, рождённое там, в фиолетовых льдах,
Шепчешь мне – отдохни, торопиться не к спеху!

Ожерельем из красных, отшлифованных гор
Кто-то мощной рукой изумруд твой оправил,
И зеркальные воды ведут разговор
С голубой Чимтаргой, на заре засыпая...

Даже в самом разгаре июльского дня
Ощущаю твое ледяное дыханье,
Мне не нужен покой, не нужна тишина,
Я уйду, ничего не сказав на прощанье!

Впереди перевал, ледяные поля,
Подымаемся выше к слепящим вершинам,
До свиданья, Алло, буду помнить тебя,
Фанских гор красоту – это слово мужчины!


Случай в Фанских горах
(пер. Седло Сарышаха)

Сказал нам вечером наш капитан Илюха -
Хорош, друзья, в тени валяться к верху брюхом!
Не то возьму я скоро в руки палку!
Короче – завтра все идем на радиалку!

Сказал и пальцем ткнул на каменную стену,
Что вертикально возвышалась без предела,
Мы на нее всего лишь поглядели -
И вмиг от этой мысли обалдели!

Стояли мы тогда на озере Алло,
И, правда, днёвка затянулась уж давно!
Конечно, хочется и нам скорей бежать,
Но так, чтоб кости по камням не собирать!

Ну, делать нечего, мы выдвинулись утром,
Чуть Чимтарга сверкнула бледным перламутром,
Веревки взяли, бросив остальной багаж,
Надели каски и пошли на абордаж!

Прошли морену быстро - начали подъем,
Не тут-то было – не поддался сразу склон,
Сыпухой встретил он непрошеных гостей,
С ней шутки плохи – не собрать потом костей!

Ну ладно, кое-как сыпуху одолели,
Что было дальше, помню, братцы, еле-еле,
С трудом я голову тогда наверх поднял –
Глянь, перед нами скальный кулуар!

Тут призадумался наш капитана Илюха –
Спросил – перила кинем? Мы ему – по Уху!
Мы ж парни бравые, к тому ж попёр кураж,
В гробу видали мы весь этот антураж!

Прошли с проклятьями мы чёртов кулуар,
Чуть-чуть осталось – и взошли на перевал,
Под нами пропасть, только горные орлы
Нам машут крыльями с бездонной глубины!

А мы стоим на седловине Сарышаха,
Забыто все, нет слабости, нет страха,
И жаль нам тех, кто этих чувств не испытал -
Когда ты взял свой первый в жизни перевал!


Пик Чимтарга

Любимая туристами, желанна альпинистами,
Всегда толпой подруг окружена:
Вот славная Энергия, а с ней Мария и Гамза,
И между ними наша Чимтарга!

Мы долго к тебе ехали, но время не помеха нам,
Привыкли к расстояньям мы, друзья!
И горной речкой быстрою, весёлой и речистою
Поднялись наконец к твоим снегам!

Стоит она, красавица, чело её печалится,
Так хочется поправить свой убор,
Но зеркальце упало вдруг, осколки брызнули вокруг
И превратились в капельки озёр!

Куликолоны и Алло, то, что Большое и мало,
Мы с вами обязательно споём,
Нам только б перевал пройти, не сбиться с верного пути
И к Чимтарге вернуться на поклон!


Рецензии