Крысы

        Уже будучи на пенсии, когда появляется время не торопясь поразмыслить над прожитыми годами, я, перебирая в памяти события ушедших дней, выделил отдельные эпизоды. Вот два из них.
               
        Был в Москве один хороший институт – сплошное раздолье для творческих личностей. Заключил ты договор с любым предприятием на месяц, на год, на два – и институту денежки от завода, и тебе зарплата, да ещё и командировочные на созидательную поездку куда нужно. Устал ездить – сиди в своей лаборатории, лови для опытов мышей и крыс. Последних развелось особенно много и, чтобы как-то ограничить размножение, научные сотрудники занялись экспериментом. Известно, что крыса – создание очень умное. Идея опыта заключалась в том, что пойманную крысу надо в назидание её собратьям сжечь вживую. Исследователям хотелось научно проверить, насколько её предсмертный визг поможет снизить половую активность остальных животных. Для отлова приспособили большой аквариум с приоткрытой крышкой из толстого стекла. На дне аквариума – приманка. Вопреки задуманному, крыса попалась всего одна и уважаемый, с ухоженной бородкой научный сотрудник, не мешкая, стал судорожно задвигать крышку, а я ему препятствовать. В итоге, визжащая крыса всё-таки выбралась в образовавшуюся щель. Взбешенный МНС* подскочил ко мне с занесённой для удара рукой, но привести свою угрозу в действие не отважился.
       – Дал бы тебе сейчас, если бы не на работе.
       Перекошенный рот его стал исторгать сочную матерщину. А как же иначе, ведь его лишили такого интеллектуального удовольствия! Однако, нашлись сотрудники, которые были и на моей стороне.
      – Вы что! – кричал кто-то, – Ведь это фашизм!

      Спустя время, описанный выше инцидент почему-то напомнил мне одно трагическое происшествие, казалось бы, совершенного иного склада.
      Я жил тогда в Баку. Там, в начале пятидесятых, и произошло происшествие на нефтеперегонном предприятии, в районе, называемом в быту, «Белым городом». 
      По чьей-то неосторожности в одном из цехов возник пожар. Или от замыкания, или окурок, – кто знает? Пламя моментально охватило полцеха, загудело в керосиновых ёмкостях и с шумом уже лизало потолок. Пронзительно закричала девушка, – крановщица Волошина. Под её кареткой и вокруг бушевал огонь. Оставшиеся в цеху рабочие спешно разбегались по сопряжённым помещениям, захлопывая за собой металлические двери. Спасать девушку, рискуя жизнью, охотников сразу не нашлось. Все превратились в пассивных наблюдателей трагедии и только вопили десятками глоток одновременно из кое-где ещё открытых створок. И тут со стороны цеха, куда ещё не добралось пламя, выскочил молодой рабочий Исаев и, закрываясь асбестовым плащом, бросился к крану. За его спиной раздавались истошные крики:
       – Куда ты, дурак, её не спасти!
      Однако Исаев уже оказался около кареточной лестницы. Не ощущая жара поручень, парень по-обезьяньи вскарабкался на кондукторную площадку.
       – Накинь мои рукавицы и быстро вниз! – скомандовал он Волошиной.
      Повторять было не нужно. Девушка, заслоняясь асбестовой тканью, послушно скользнула вниз, а за ней следом, обжигаясь, и Исаев. Они бежали по металлическому, скользкому от керосина и масла полу к спасительному противоположному выходу, а гудящее пламя неслось вдогон. Аварийная лестница оказалась заблокированной разным хламом, поверх которого лежала накинутая рабочими доска, ведущая к дверям соседнего цеха. Волошина, подталкиваемая Исаевым, вцепилась в брошенную кем-то из прохода верёвку, и девушку буквально втянули в дверной проём. Исаеву повезло меньше. Он бежал по доске следом, без спасительной верёвки поскользнулся и упал в емкость с очищенным керосином, но тут же выскочил из неё. Вскарабкался на доску парень уже охваченный догнавшем его пламенем, затем взобрался наверх, где оказался в сильных руках товарищей.
       Обгоревший Исаев, получил ожоги несовместимые с жизнью. Только подошвы ног не смогло охватить всепожирающее пламя, куда, говорят, делали обезболивающие уколы. Около его кровати в больнице стояла плачущая мать.
      – Ну как же это ты так неосторожно, сынок, а? – сдавленно без конца повторяла пожилая женщина. В ответ умирающий еле слышно шептал:
      – Прости меня мама… Пойми, не мог я иначе… Понимаешь, не мог…
      Что-либо ещё он уже не в силах был произнести.
    
      Моя мама прочла газетную статью и, вздохнув, с дрожью в голосе сказала:
      – Наверное, девушка очень нравилась.
      Я промолчал.
   
2022

 МНС* – младший научный сотрудник


Рецензии
Этот мир - ИСПЫТЫТАНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ.
У каждого человека, пришедшего в этот мир своё
предопределение.
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ в любой ситуации и есть наша миссия в этом бренном мире.
С уважением и благодарностью за человечность.

Татьяна Борисовна Идрисова   25.03.2024 13:01     Заявить о нарушении
Татьяна Борисовна, приятно, что наш взгляд на жизнь совпадает. Благодарю за понимание. С уважением и искренней признательностью.

Олег Киреев   26.03.2024 02:12   Заявить о нарушении