Танец Вселенной

ТАНЕЦ, ТАНЕЦ... ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Танец - это не просто способ артиста выразить себя, но и возможность поделиться своими чувствами и мыслями с другими людьми, вступить с ними в диалог. Он не только искусство, которое позволяет выразить эмоции и чувства через движения тела. Он не только может быть использован для передачи различных тем - от любви и страсти до грусти и одиночества. Танец также может помочь исполнителю выразить те мысли и чувства, которые трудно выразить словами. Например, в балете "Жизель" главный герой танцует с призраком своей возлюбленной, чтобы выразить свою любовь к ней даже после ее смерти.

Танец может стать лучшим ответом на многие вопросы и помочь людям понять друг друга лучше. Наконец, танец как искусство может быть поистине захватывающим зрелищем, которое способно вызвать у зрителей самые разные эмоции и чувства. Он может служить целям релаксации -  помочь людям расслабиться и забыть о своих проблемах, а также стать источником вдохновения для творчества.
Есть мнение, что лучшим ответом на одно музыкальное произведение будет другое музыкальное произведение. Звучит красиво! Может так оно и есть? Особенно если дело касается классической музыки...А что, если лучшим ответом на многие вопросы будет ... танец? Тебя спрашивают о чем-то, а ты в ответ - танцуешь. Ведь танец - это не только способ выражения эмоции; и чувств, но и искусство, которое может помочь людям лучше понять друг друга. Танец - это удивительное искусство, которое может выражать эмоции, передавать идеи и быть способом коммуникации между людьми.

Например, если вы хотите передать кому-то свои чувства, вы можете станцевать перед ним, чтобы показать свои эмоции. Это может быть очень трогательно и эмоционально.

ТАНЕЦ И БАЛЕРИНА

В мужском журнале "Эсквайр" я как-то нашла, что балерина Кристина Шпран думает также: "Доходит до того, что, когда журналисты задают мне какие-то вопросы, кажется, что гораздо легче и понятнее было бы встать и станцевать в ответ. Потому что, на самом деле, языком танца можно не только какие-то чувства выражать, о чем все знают, но и показывать, например, косвенную речь в прошедшем времени " а он мне сказал", "а я ему ответила". Можно протанцевать, я думаю, и в ответ на самые сложные вопросы: "Существует ли Бог?", "Что такое любовь?", "В чем смысл жизни?".
Балерина, которая рассказала эту историю, права, потому что языком танца действительно можно передать гораздо больше информации, чем просто словами. Чистая математика. Согласно исследованиям, при общении 55% информации нами воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Это невербальная информация. А вербально (лат. verbum – слово) мы получаем всего-то 7% информации.

ТАНЕЦ И МУЗЫКА

В музыке также есть свой диалог, там и "вопросы", и  "ответы".  Например, знаменитая вопросительная интонация в блюзовом соло. И там же находится ответ. Нередко импровизация блюза строится в форме диалога... Вот тут-то и стоит поговорить о связи музыки и танца.  Особенно хочется отметить джаз. Ведь тот же самый блюз – это стиль джаза. Как заметил легендарный блюзовый музыкант Би Би Кинг «блюз – это хромающий вальс». А еще он сказал, что «джаз – это блюз, получивший высшее образование».

Итак, особая связь наблюдается у танца с музыкой. Танец и музыка - это два великих искусства, которые объединяются воедино, чтобы создать неповторимую гармонию и красоту. Каждое движение танцора, каждая нота музыканта становятся частью общего произведения искусства, которое переносят нас в мир красоты и эмоций. Особенно в этом плане интересен джаз.

Джаз, как стиль музыки, действительно представляет собой уникальную форму самовыражения и творчества. Его основная черта - импровизация, что делает его особенно привлекательным и захватывающим для музыкантов. Импровизация в джазе также обогащает слушателей, внося непредсказуемость и удивление в музыкальный опыт. Они могут быть свидетелями творческого процесса прямо на сцене, где каждое выступление становится уникальным и неповторимым.

Джазовая импровизация открывает двери для выражения индивидуальности каждого музыканта, мир свободы и творчества. Она позволяет им не просто играть ноты, но и вносить свои собственные эмоции, мысли и чувства в музыку. Это общение с музыкальным временем, пространством и другими музыкантами. Создается неповторимая атмосфера, полную живости и энергии. Импровизация в джазе - это не просто исполнение музыки, это возможность выразить свои эмоции, мысли и чувства через музыку, создавая что-то новое и неповторимое каждый раз. То, что в других стилях музыки звучало бы как ошибки и недочёты, здесь - часть непредсказуемого творческого эксперимента.

Мы уже упомянули такой стиль джаза как блюз. Поговорим и о других.
 
Свинг, как один из стилей джаза, подчеркивает эту свободу и гибкость музыкального мышления. Ритм свинга "качается" и «плавает», меняется, позволяя музыкантам экспериментировать с музыкальным временем и фразировкой. Это создает ощущение спонтанности и свободы, как будто музыка "дышит" в такт с настроением исполнителя. Именно здесь ноты не ограничены рамками длительности, а становятся частью креативного процесса, где каждое исполнение становится уникальным произведением искусства.

Фьюжн и фанк - это стили джаза, которые также отражают смелость и эксперименты в музыке. Фьюжн объединяет различные жанры и направления, создавая что-то новое и уникальное. Очень живой, энергичный фанк привносит в музыку  особую ритмику (грув) и душевность, заставляя нас двигаться и чувствовать каждую ноту внутри себя.

Танец часто тесно связан с джазовой музыкой. Ритмичные мелодии и импровизационный характер джаза вдохновляют танцоров на свободное и выразительное движение. Танец под музыку джаза становится спонтанным и органичным, как будто танцор и музыкант общаются на уровне энергии и вдохновения. Это момент, когда движение и звук становятся одним целым, погружая нас в мир эстетики и гармонии.

Таким образом, джаз как музыкальный стиль и танец как форма самовыражения объединяются в едином потоке творчества и импровизации. Они позволяют людям выразить свои эмоции, свободу и индивидуальность, создавая неповторимую атмосферу творчества и красоты.


ТАНЕЦ, ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Можно сказать так: танец это поэзия движений.  Уместно сравнение - движения без танца - это проза. Не зря существует выражение "проза жизни".
 Для кого-то это будет открытием, для кого-то нет... Вообще обычно люди "общаются прозой" - такое сделал открытие один книжный герой.   Многие считают, что прозаическая речь отличается от поэтической тем, в последней существует рифма.  Знающие толк скажут - главное отличие в том, что в поэзии есть ритм, а в прозе его в общем-то нет.

Так и в танце - главное ритм. Танец - это движения под ритм. Это организованное, осмысленное движение, создающее образ. В отличии от пляски, которая существовала задолго до танца, широко практиковалась ещё в первобытном обществе. А музыка ведь тоже перестает быть музыкой, когда в ней нет ритма. (Разве что исключение - эмбиент, но он появился лишь в падком на эксперименты XX веке). Хотя, казалось бы, на первый взгляд главное в музыке - мелодия; но без ритма она рассыпается, правда ведь?

Если ты не опытный репер, мастер диссов и баттлов, то тебе трудно так вот взять и ответить на прозу сымпровизованными стихами. А музыка и танец - всегда имеют момент импровизации!  Мы ведь четко слышим, когда музыка сделана на компьютере и когда она живая. В компьютерных программах для создания музыки даже есть специальная функция "квантизация", которая создаёт в слишком правильном, выверенном музыкальном паттерне (лупе) управляемые элементы хаоса.

ТАНЕЦ И РЕЛИГИЯ

В дзен-буддизме есть такая практика - коаны. Одна из ее форм - ученик бывает долго, годами не может правильно ответить на вопрос учителя. Например, такой: в чем природа Будды? Говорят, что сам Будда как-то вместо очередной проповеди при огромном скоплении народа подарил своему лучшему ученику цветок.  И многие учителя дзена подобные жесты ценили... Ценили выше слов, выше книг и священных статуй. Так может быть ученику стоило станцевать Будде в ответ?
На родине буддизма, в Индии, существует более древняя религия, чем буддизм - это индуизм. "Божественный Шива в танце миры творящий"... Многие считают, что в индуизме существует многобожие, однако нет: Бог един, у него разные ипостаси. И Шива - одновременно и Творец, и Разрушитель миров – одна из них.   Да, в индуизме Творец в танце создаёт новые и новые миры, бесконечное множество вселенных.  Таким образом, все мироздание - танец. Как тут не вспомнить великого философа Ф. Ницше: "Я поверил бы только в такого Бога, который бы умел танцевать". Тот же самый Ницше утверждал, что танец есть метафора мысли, и день, в который ты не танцевал - прожит зря. Поклонницей Ницше была и Айседора Дункан, главный танцевальный революционер XX века.

Более 2000 тысяч лет назад индуистский мудрец написал: "Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцуют. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует Свой танец блаженства. Так в экстазе Он танцует, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцует с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах — Он, Господь Танца".

ТАНЕЦ И НАУКА

Как и положено в науке, начнем с аксиомы…
Вся наша огромная Вселенная - танец. В нем - ритм и гармония.  Движение - неотделимый атрибут материи.  У него всегда есть причина. Оно бесконечно, как само пространство-время. Оно подчиняется определенным законам природы. То есть выразимо в количественных соотношениях, в формулах. А как утверждают философы, музыка - это материализация математики.  «Математика   - точное отражение музыки, перенесенной из царства свободы в царство необходимости, а потому императивом для всех музыкантов является математика», - писал немецкий философ Отто Вейнингер в своем труде "Пол и характер". Законы природы - это музыка, под которую танцует вся Вселенная!

Эта метафора танца прекрасно иллюстрирует взаимосвязь между физикой и искусством, наукой и культурой. Мы можем наблюдать, как звезды вращаются вокруг своих осей, как планеты движутся по орбитам, как волны накатываются на берег — все это не просто механические процессы, а своего рода хореография, в которой каждое движение имеет свою причину и смысл. В этом контексте можно говорить о космическом балете, где каждая звезда и планета исполняют свои партии, следуя ритму, заданному законами гравитации и взаимодействия.
Философы и ученые на протяжении веков искали гармонию в этом бесконечном танце. Пифагор, например, утверждал, что числа лежат в основе всего сущего, и именно через них можно постигнуть гармонию мира. Знаменитая «музыка сфер», по его мнению, была отражением космического порядка. Эта идея продолжала развиваться через работы Платона и Кеплера, которые искали связь между математическими пропорциями и музыкальными интервалами.
Можно конечно, отмахнуться от музыки небесных сфер Пифагора. Все это "седая древность", и современная наука ушла далеко от воззрений Пифагора.  Но вот существует в современной науке правило Тициуса-Боде, так и не объясненное до конца.  Согласное ему, расстояния от планет до Солнца подчиняется некоей числовой закономерности. Наблюдения показали, что первые семь планет (если учесть и малые планеты пояса астероидов как возможные обломки пятой планеты) с хорошей точностью следуют этому правилу; открытый в 1781 году Уран также хорошо вписался в общую закономерность. Делаются попытки обобщить правило на спутники планет и на известные экзопланеты.
Культурология также находит отражение в этой концепции. Каждая культура создает свои ритмы и мелодии, которые отражают уникальные аспекты ее существования. Музыка народов мира — это не просто набор звуков; это язык, который передает их историю, эмоции, своеобразие и видение мира. В этом смысле можно сказать, что каждая культура танцует под свою музыку, создавая уникальный ритм жизни.

ТАНЕЦ И ВСЕЛЕННАЯ

Когда мы говорим о Вселенной как о танце, мы также затрагиваем вопрос о месте человека в этом бесконечном процессе. Каждый из нас является частью этого великого хореографического произведения. Наши действия, мысли и чувства — это ноты в симфонии жизни. Мы можем выбирать, как танцевать: следовать установленным правилам или импровизировать, создавая что-то новое и уникальное. В этом контексте свобода выбора становится важным элементом нашего танца
Однако, несмотря на всю нашу индивидуальность, мы не можем игнорировать взаимосвязь с другими. Как в любом танце, взаимодействие с партнерами имеет решающее значение. Мы влияем друг на друга, создавая совместные ритмы и мелодии. Это взаимодействие формирует наше общество и культуру, делая нас частью чего-то большего.
Таким образом, философия танца Вселенной открывает перед нами множество вопросов: Какова наша роль в этом «космическом балете»? Как мы можем внести свой вклад в гармонию мира? Каковы законы, которые регулируют наши отношения с окружающими? Эти вопросы побуждают нас к размышлениям и поиску ответов, заставляя углубляться в понимание себя и своего места в этом бескрайнем космосе.
В конечном счете, танец Вселенной напоминает нам о том, что жизнь — это не просто набор случайных событий. Это сложная симфония, требующая от нас внимательности и чуткости к ритму окружающего мира. Играя свою партию с осознанием своей связи с другими, мы можем создать настоящую гармонию в этом великолепном танце жизни.

«ОШИБКИ» В ТАНЦЕ

" Мы, танцуя, совершаем движения - теряем равновесие и находим его вновь. Суть божественного танца похожа. ... Богу ведом лишь один танец, и танец этот - Вселенная". В. Пелевин, роман "Непобедимое солнце".

 Бывают, конечно, в этом вселенском танце ошибки, выпадения из ритма, временная потеря равновесия.  А что если то, что нам кажется этими самыми ошибками - является проявлением более сложных структур, более высоких уровней миропорядка?
Ошибки и сбои в нашем танце могут быть не просто случайными происшествиями, а необходимыми элементами для достижения гармонии. Как в музыке, где диссонанс стремится к разрешению в тонику и создавая эмоциональное напряжение, так и в жизни: трудности и неудачи могут привести нас к новым осознаниям и открытиям. Возможно, именно они помогают нам углубить понимание себя и окружающего мира.
Мы, как участники этого великого танца, не просто наблюдатели, а активные соавторы. Каждый наш шаг, каждое решение — это вклад в общую симфонию бытия. Мы можем выбирать, как танцевать: с легкостью и грацией или с напряжением и неуверенностью. Но даже в моменты, когда мы теряем равновесие, когда кажется, что ритм нарушен, мы можем осознать, что это лишь часть более глубокого процесса. Мы живем в мире, где постоянное движение и изменение — это норма. Понимание этого может помочь нам принять свою уязвимость и несовершенство. Вместо того чтобы бояться падений и ошибок, мы можем воспринимать их как важные уроки на пути к самосовершенствованию. Каждый момент нашей жизни — это возможность научиться чему-то новому, найти новые ритмы и мелодии.

"Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен" – нельзя не вспомнить знаменитое высказывание А. Блока.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Когда мы осознаем свою связь с окружающим миром, мы начинаем видеть красоту в каждом мгновении. Каждый вдох, каждый взгляд на звезды — это возможность почувствовать себя частью этого бесконечного танца. Мы можем найти вдохновение в природе, в искусстве, в человеческих отношениях. Все это — проявления той же самой гармонии, которая пронизывает Вселенную.

Таким образом, философия танца Вселенной открывает перед нами не только вопросы о нашем месте в мире, но и возможности для роста и трансформации. Мы можем выбирать, как реагировать на вызовы жизни: с открытым сердцем и готовностью к переменам или с страхом и сопротивлением. Осознание того, что каждая ошибка может быть частью более сложной картины, помогает нам развивать гибкость ума и духа.

В конечном счете, танец Вселенной — это не просто метафора. Это реальность, в которой мы живем. И каждый из нас имеет возможность внести свой уникальный вклад в этот бесконечный процесс. Мы можем быть не только исполнителями своих собственных партий, но и создателями новых ритмов и гармоний. В этом танце нет окончательной точки — есть лишь бесконечное движение вперед, стремление к свободе и красоте.
 Бесконечный танец молекул, планет, звёзд и галактик продолжается. Разве вас эта великолепная картина не завораживает?!
 Так давайте же танцевать! В каждом мгновении найдём вдохновение, в каждом шаге — радость. Пусть наш танец станет отражением нашей сущности и нашей связи с этим удивительным миром. А значит, каждый из нас может стать частью этой великолепной картины — танца Вселенной.


Рецензии