Об отсутствии ощущения души

                ***

- Знаете, в последние месяцы я не ощущаю свою душу.
- В самом деле? Тогда кто же сейчас говорит со мной?
- Примитивная ловушка! Да, это я говорю с Вами. Но при этом я свою душу не ощущаю. Напротив, я ощущаю, что ее нет.
- И что это значит? Может, Вы ощущаете ее не бесплотной, а, наоборот, материальной? Или ведете речь о том, что теперь Вы не ощущаете самодвижущуюся субстанцию, именуемую душой? Что же, она теперь не сама движет себя и тело, или она не субстанция?
- Скорее, ею движет кто-то, но не она сама.
- Позвольте, но как же точка зрения, что все движет Бог. Это же не означает, что души нет у тех, чьи души Он движет.
- Нет, не означает.
- Тогда о чем идет речь?
- Наверное, все-таки о том, что душа неподвижна, и ниоткуда нельзя узнать, что она есть, ее движение не ощущается. Она парализована.
- Но только что Вы говорили, что скорее душой движет кто-то.
- Да, но она сама неподвижна. Она не поддается никаким попыткам привести ее в движение.
- И поэтому Вы ее не ощущаете? Знаете, это звучит примерно как: бытие, которое не ощущает, что оно бытие. Или даже: бытие, которое воспринимает себя как небытие.
- Да. Так это и есть возможность быть душой. Сознанием. Умом. Камень ведь не воспринимает себя как бытие, которое не ощущает себя как бытие.
- Вы уверены насчет камня? Предположим, что Вы правы. Но тут и кроется разгадка. Вы не ощущаете свою душу. Но Вы ведь ощущаете, что не ощущаете свою душу. А, значит, душа все-таки есть. И она ощущает себя именно как душу, которая не ощущает себя.
- Да, я это понимаю, разумеется. Но порой я даже не ощущаю, что ощущаю душу, которая не ощущает себя.
- Хорошо. Но будь это так, Вы бы не смогли говорить об этом. А раз Вы утверждаете то, что Вы утверждаете, стало быть, Вы безусловно ощущаете, - что не ощущаете, что ощущаете душу, которая не ощущает себя.
- Это все очевидные вещи. Рефлексия и т.д. А я говорю о неочевидных вещах. Буквально. Душа должна быть зрима внутренними очами. Оче-видной. И вот теперь это не так. Словно слепота. Внутренние очи ее не видят. Это как огонь, который замерз.
- И чем, по-Вашему, это обусловлено?
- Не знаю. Версий всего три. Самой душой, миром, или Богом. Может, и всеми тремя одновременно.
- Богом?!
- Ну, может же Он провести душу через испытания.
- Само собой. Т.е., если верить Вам, то душа из состояния самоощущения перешла в состояние самонеощущения?
- Или ее привели туда.
- И Вы бы хотели, чтобы душа вернулась в прежнее состояние?
- Пожалуй, да. Но не уверен, что душа хочет этого. Может, она устала от себя самой, и хочет отдохнуть, не ощущая себя? Или она устала нести такую ношу, как я, и хочет от меня освободиться? Хотя бы на время?
- Вы так говорите, словно Вы и Ваша душа - это два разных субъекта.
- Иногда все выглядит именно так.
- Нет, не стоит так думать.
- Думать, может, вообще не стоит. Но думать приходится. Это вынужденно. Это крест - необходимость все время думать.
- Так несите его.
- Да. Мы думаем, что несем крест. Но и крест несет нас. И на этом пути мы несем душу, роняем ее и теряем, а потом находим и поднимаем. Или Он находит ее и снова вручает душу нам. Чтобы потом на исходе дней - вручить нашу душу Ему. Или Он Сам заберет ее? Сейчас я чувствую, что потерял душу. Или потерял ее ощущение. И как обрести все вновь? Вернуться в то время, когда я ощущал ее? Но над временами властен только Он. И когда вместо "Он", мы с глубочайшего дна души сможем обратиться к Нему на "Ты" - вернется то, что невозвратимо утрачено.


Рецензии
Тонко очень и проникновенно.
Замерзший огонь. "Может, она устала от себя самой, и хочет отдохнуть, не ощущая себя" - почему болью так отзывается эта мысль?.. Уставшая душа. Ведь так бывает.
А может ли душа, являясь всегда живой, даже когда застыла, меняться? Может ли она преображаться? Может ли опыт встреч, опыт мысли изменять само ощущение? Выводить душу на иной уровень трансцендентности...
Замерзший огонь. Окончание особенно пронзительно: когда вместо "Он" обратимся на "Ты". Кажется, что лед расколется и огонь согреет своим теплом.
Понравилось очень. Спасибо!

Алевтина Ремаркина   26.08.2022 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове!

Боб Жмуркин   26.08.2022 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.