Высокое напряжение

Для меня, как коренного дальневосточника в третьем поколении, все, что связано с родным Дальним Востоком, предмет особого внимания.  Я написал уже немало заметок на разные темы – и как осваивался Дальний Восток,  о жизни моих земляков на протяжении полутора веков, о некоторых людях, вложивших душу в организацию производства и достойной жизни в суровых природных и климатических условиях далеко на востоке огромной Евразии.  Естественно, кое-что происходило на моих глазах, но еще больше материала для своих заметок я  почерпнул из воспоминаний своих земляков, написавших свои мемуары. Одним из таких людей, причем руководителей очень высокого уровня, был многолетний первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Клементьевич Черный, в течение 18 лет возглавлявший край, а до этого еще несколько лет бывший председателем Хабаровского крайисполкома.

Я уже написал две заметки на основании мемуаров А.К.Черного «Остаюсь дальневосточником» о строительстве мостового перехода через Амур у города Комсомольска-на-Амуре и о строительстве паромной переправы Ванино-Холмск, связавшей материк с островом Сахалин. Многие мои читатели из числа дальневосточников написали мне в личной переписке, что им понравились эти заметки, они узнали многое из того, о чем не сообщали официальные СМИ. Поэтому я решил продолжить цитирование воспоминаний А.К.Черного.  Для меня это не так просто, ведь требуется самому набрать текст из книги, проверить на предмет грамматических ошибок  и лишь потом опубликовать на своей странице в литературном сайте, желательно снабдив соответствующей иллюстрацией.  Сегодня рассказ пойдет о том, как преодолевался дефицит электрической энергии в бурно развивающемся в те годы Хабаровском крае.  Сравнивая с теми стройками, которые ведутся в настоящее время ни шатко ни валко, опять приходят на ум мысли, что коммунисты, не все, конечно, а живущие чаяниями своего народа, а не думающие только о своем кармане (а таких хватало) были двигателями народных строек, катализаторами развития экономик Дальнего Востока.  Глава, которую я буду цитировать с некоторыми сокращениями, называется ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.

***
В 70-89-е годы была в крае одна серьезная проблема. Это обеспечение народного хозяйства и населения электрической и тепловой энергией. Наращивание производственных мощностей действующих предприятий, строительство новых заводов, ввод жилья, крупных сельскохозяйственных комплексов – все это требовало ежегодного и солидного прироста энергоресурсов.

В Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Хабаровске на электростанциях вводились новые турбины, водогрейные котлы, строились десятки километров новых теплотрасс, и всё же положение с энергетикой всё усложнялось.  Остро встал вопрос о строительстве новых ТЭЦ в Хабаровске и Комсомольске.  Но как строить, если нет крупной специализированной энергостроительной организации? Да и чтобы ввести в строй мощную ТЭЦ, надо не один год напряженного труда многотысячного коллектива энергостроителей.

Настойчивые обращения в правительство, Госплан Союза не давали положительного решения, а положение с энергетикой все усложнялось с каждым годом.  Тогда Дымшиц – депутат Верховного Совета от Хабаровского края, подсказал нам, что у знаменитого объединения «Братскгэсстрой» обозначились определенные строительные резервы. Он подал идею использовать прекрасный коллектив с его огромной строительной базой для сооружения энергообъектов в Хабаровском крае.  Хотя от этой идеи до её реализации прошло немало времени, но его подсказка и помощь сыграли свою роль.

Министерству энергетики СССР, да и самим братчанам, эта идея поначалу показалась дикой. Хабаровск от Братска отстоит на тысячи километров, стоимость перевозки комплектующих изделий, сборного железобетона, строительных машин, механизмов, затраты на оплату командировочных оборачивались такими расходами, что грозили рентабельно работавшему «Братскгэсстрою» сесть в долговую яму.  Министр П.С.Непорожний сначала и разговаривать не хотел на эту тему.  Но он понимал, что Приморский слабый трест «Дальэнергострой» не решит задачу большой электрификации Хабаровского края.

Тем более, что обострилась обстановка с электроэнергией в Комсомольске-на-Амуре.  Там дело доходило до того, что тысячи рабочих и служащих, уходя утром на смену, не знали, будут ли они работать полный рабочий день или их  отправят домой, а рабочий день перенесут на субботу или воскресенье.  И в это  время имелся избыток электроэнергии на Зейской ГЭС.  Частично можно было получить от Приморской ГРЭС. Но все упиралось в необходимость быстрого сооружения соответствующих подстанций и линий электропередач.

Учитывая сложившуюся обстановку, я заявил делегатам городской партийной конференции, что партийными органами края будут приняты все меры, чтобы обеспечить в течение года строительство ЛЭП-220 от Хабаровска до Комсомольска с привлечением к участию в этой стройке всех организаций,  могущих внести хоть малейший вклад в её сооружение.  Делегаты конференции единогласно проголосовали за это решение. Его поддержал заведующий отделом тяжелого машиностроения и энергетики ЦК КПСС И.П.Ястребов, но он прекрасно понимал, что сколько бы у нас не было энтузиазма, таким делом должны руководить опытная монтажная организация.

Поэтому в качестве генподрядной строительной организации было привлечено управление строительства «Электросетьстрой» из Братска (начальник Мазанов, непосредственный исполнитель этих работ Кириченко) Мы начали втягивать братчан в строительство энергообъектов в крае, как говорится, с малого – со строительства ЛЭП-220.

Ко встрече с Мазановым и Кириченко были подготовлены планшетки, на которых четко значились все большие и малые мари, топи, косогоры и прочие сюрпризы местности, которые предстояло пройти при прокладке трассы для ЛЭП-220. Затем они представили расчет объемов работ по каждому участку, меры необходимой помощи от Хабаровского края.  Это позволило сразу же конкретно озадачить райкомы партии, парткомы заводов и строек на комплектование отрядов с учетом необходимых специальностей и определить объем работ по изготовлению железобетонных изделий под фундаменты опор и крепежные изделия. Были рассмотрены и конкретные меры по обустройству монтажных бригад на трассе будущей ЛЭП. Вся трасса длиной почти в 400 км была поделена на участки, имела конкретных шефов в лице города или района, которые создали специальные штабы для руководства предстоящими работами.

Все начиналось с прорубки просеки. Специализированные бригады для этих работ формировались на базе соответствующих леспромхозов и оснащались необходимой техникой. Другие специализированные бригады механизаторов в обозначенных точках рыли котлованы под фундаменты опор. И, наконец, монтажные бригады, где с помощью вертолетов, а где и без них, лишь с помощью наземной техники, устанавливали опоры.  Подвеску проводов вели бригады специалистов-сетевиков. Бесперебойное обеспечение бригад  техникой, комплектующими изделиями придавало четкий ритм всей работе на трассе. Строители и монтажники были  надежно экипированы спецодеждой и обувью, бесперебойно обеспечивались питанием – каждую бригаду опекала своя кухня, свой ОРС.  Передвижение по трассе осуществлялось при помощи вездеходов или вертолетов. Ход работ ежедневно контролировался. Все это обеспечивало четкое выполнение намеченного графика. 

Навряд ли кто-нибудь, даже из числа самых опытных руководителей «Братскгэсстроя» мог представить, что такое дальневосточные мари, сельгонские болота, по которым проходила трасса ЛЭП-220.  Поэтому на особо малодоступных участках трассы вся работа перекладывалась на плечи вертолетов. Бывало, в день одновременно на трассе находилось до 15 вертолетов.  Тогда все командование брал на себя командир Второго Хабаровского авиаотряда Леонид Нагорный.

Во время массового подвоза и установки опор авиаторами организовался пункт управления непосредственно на трассе.  Это было захватывающее зрелище – наблюдать четко работающую систему из десятка вертолетов. А как прекрасно работали на земле в эти дни монтажники! Ни минуты лишнего простоя вертолета. Складывалась какая-то своеобразная трудовая поэтика, красота, от которой трудно было оторвать глаза.

В третьей декаде декабря оставалось установить всего несколько опор. Но когда монтажники подошли к самому центру так называемых сельгонских болот, поняли, что установить подножники прежними, традиционными методами невозможно.  В центре болота под снегом была сплошная хлябь. Вырыть котлован и добраться до твердого основания не было никакой возможности.  А до истечение намеченного срока постановки ЛЭП под нагрузку оставалось буквально считанные дни.  Встал вопрос: что делать? Тысячи людей трудились весь год с огромным энтузиазмом, все шло по намеченному графику… и вдруг такой досадный «сюрприз».

Но опытные монтажники нашли выход и из этого положения. Последние четыре опоры поставили «плавающими».  Это на зыбкую болотистую марь положили крестовины из сваренных между собой железобетонных балок, а на эти крестовины закрепили «башмаки» и на них закрепили опоры.  Пришлось положиться на опыт и инженерные расчеты специалистов. Последние «плавающие» опоры были установлены, оставалось завершить подвеску проводов.  Работа заканчивалась в темноте, при двадцатиградусном морозе.  Никто не требовалась от монтажников работать на высоте в такое время. Они сами понимали, что эту работу надо выполнить именно сегодня, ибо может быть сорван график труда сотен и тысяч людей. При свете автомобильных фар монтажники натягивали на высоте провода и грозозащитный трос. Работа была выполнена в срок. Трудно выразить радость строителей линии, когда под Новый год пошла электроэнергия из Хабаровска в Комсомольск…

Надо сказать, что такого комплекса трудностей в столь сжатые сроки, пожалуй, не знала ни одна стройка в крае. Жесткий, до предела уплотненный график работ, тяжелейшие условия, огромная значимость пускового объекта – все это требовало с самого первого дня максимального напряжения сил, тщательной организации дела.  К примеру, отряд Железнодорожного района Хабаровска, состоящий из слесарей автотранспортных предприятий, сумел в кратчайшие сроки освоить сборку опор на полигоне и во главе со своим бригадиром Власовым досрочно справился с заданием, а затем успешно выполнил и дополнительное обязательство.

Завершение строительства ЛЭП-220 в рекордно короткий срок,  менее чем за год, имело еще, так сказать, и тактическое значение. Нам было важно на этом примере убедить Министерство энергетики СССР и его легендарного министра П.С.Непорожнего в том, что «Братскгэсстрой» целесообразно подключить к сооружению крупных энергоблоков в Хабаровском крае. А именно – Хабаровской и Комсомольской ТЭЦ-3. Тем более, что в это время в крае разворачивал крупный военно-строительный главк. Его задачей являлось строительство ряда современных предприятий оборонной промышленности в Амурске, Эльбане, Совгавани, Комсомольске.  Быстрый рост новых мощных предприятий требовал, конечно, резкого прироста энергоресурсов.

В это время в край приезжал знакомиться с проблемами энергетики заместитель заведующего отделом ЦК КПСС А.И.Вольский. Он был на трассе строительства ЛЭП-220, видел трудовой героизм людей. Ему показали материалы Дальневосточной студии кинохроники, как монтажники по пояс в воде ставили опоры, в декабрьские морозы на 20-метровой высоте подвешивали электропровода… Надо отдать должное операторам Дальневосточной студии кинохроники: они, не щадя себя, снимали работу энергостроителей, находясь в одинаковых с ними условиях.

Вольский попросил меня отдать ему кинопленку и обещал показать её в Минэнерго.  Он выполнил свое обещание. Через некоторое время мне позвонил П.С.Непомнящий. Поздоровавшись, сказал:
- С большим вниманием посмотрел кадры. Поражен тем, как вы умудрились вместе с братчанами менее чем за год, по болотам и сопкам, протянуть почти 400 км двухцепной линии 220 киловольт с грозозащитой. То, что я видел, это просто настоящий героизм!
Я ему отвечаю:
- Петр Степанович! Если бы я представлял сложности строительства ЛЭП в наших условиях, то, наверно, первый бы голосовал против, чтобы принимать решение построить такую линию за год.  Но энергия нужна Комсомольску позарез. Отступать было некуда. Когда видишь, как десятки тысяч утром от проходной идут домой, понуря голову, зная, что их рабочий день перенесен на субботу или воскресенье, то становится нехорошо. Нас спасло то, что мы строили ЛЭП методой народной стройки, всем краем…
***
Я пропущу небольшую часть так сказать, лирического отступления из воспоминаний Алексея Клеменьевича о его встречах в Москве с министром П.С.Непорожним, после которой на многие годы укрепилось деловое сотрудничество, которое помогло значительно активизировать энергетическое строительство в крае. Братчане с благословения министра будут теперь  вместе решать проблемы энергетики в Хабаровском крае!
***

Продолжилось строительство Хабаровской и Комсомольской ТЭЦ-3 управлению «Братскгэсстрой» пришлось уже с новым министром – Анатолием Ивановичем Майорцем. Ему сходу было нелегко разобраться в этой сумятице подчиненности и субподчиненности, которая в те годы царила в энергетическом строительстве. Но Майорец делал все возможное, чтобы в условиях  начинающейся разрухи довести до разумного конца начатое в свое время «Братскгэсстроем».

И все же без дешевой электроэнергии, имевшейся в избытке на Зейской ГЭС, было не обойтись. Срочно требовалась ЛЭП-500 Зейская ГЭС – Хабаровск. Стало ясно, что придется повторить, а в чем-то и преумножить опыт строительства ЛЭП-220.  Главное – довести до сознания всех крайнюю необходимость сооружения этой электролинии. Решение крайкома партии ввести в эксплуатацию ЛЭП-500 методом народной стройки было широко обсуждено на партийно-хозяйственных активах всех городов и районов края. Горкомы и райкомы КПСС с учетом накопленного опыта определили конкретные меры.

На трассе новой линии строителям пришлось трудиться в нелегких условиях. Поэтому при комплектовании электролинейщиков шел тщательный отбор кандидатов: учитывались профессиональные, деловые, нравственные качества.  При этом лучшей аттестацией человека было его участие в сооружении ЛЭП-220. Прошедших школу «двести двадцатки» брали в первую очередь. Руководил отрядом опытный специалист, старший прораб монтажного управления треста «Дальстальконструкция» В.М.Гришталь – ранее он был удостоен Почетного знака «За ударный труд на строительстве ЛЭП-220».

Накануне отправки людей на места базирования – станцию Урил Амурской области – члены отряда побывали в Индустриальном райкоме партии. Здесь еще раз у секретаря райкома Н.Н.Данилюка было оговорены все вопросы, касающиеся задания  и сроков их выполнения, организации труда. Райком партии и райисполком решили все вопросы с управлением ДВЖД о создании необходимых культурно-бытовых условий на станции Урил. Бригада жила в железнодорожных спальных вагонах, рабочие питались в столовой, оборудованной в одном из вагонов.  Коллектив был укомплектован всем необходимым для успешной работы.

И как результат – отряд Индустриального района отлично справился с заданием. 80 фундаментов под опоры он смонтировал к 1 апреля, а 31 апреля уже закончил установку последней, 80 опоры. Этот пример убедительно показал,  что успех дела обеспечивает тщательно подготовленная организация труда, бесперебойное обеспечение коллектива всем необходимым, создание надлежащих бытовых условий и постоянное внимание партийных комитетов и советских органов.

На первом этапе – подготовки трассы – отлично себя проявили отряды ЕАО, Хабаровского и имени Лазо районов.  Незаурядное мастерство проявили отряды Железнодорожного, Центрального районов Хабаровска, Солнечного района, городов Комсомольска и Амурска.  С каждым месяцем все более набирала силу вновь сформированная колонна № 3 «Братскгэсстроя» под руководством Е.И.Кириченко. Коллектив колонны совместно с субподрядными организациями выполнил огромный объем работ – установил 292 фундамента, смонтировал 350 опор, подвесил 15- км электропровода и грозотросса и уже 25 октября блестяще завершил годовой план строительно-монтажных работ. Большой вклад в сооружение ЛЭП-500 внесли опытные бригады треста «Красноярскэлектросетьстрой». Им было поручено смонтировать сложный электропереход через реку Бурея и 57-км участок трассы. Красноярцы при активном участии монтажников Кировского, Центрального, Индустриального и Железнодорожного районов Хабаровска успешно справились с этой задачей, показав крепкий сибирский характер, и умение находить резервы и чувство ответственности.
***
Далее А.К.Черный перечисляет, какие работы и в каком объеме выполняли предприятия стройиндустрии Хабаровска, Комсомольска, Амурска, заводы имени Гагарина, им.Ленинского комсомола, «Амурлитмаш», строительного и других, досрочно сдавали монтажникам ЛЭП-500 стальные клинья, необходимые для установки опор, анкерные тяги, региля и другие приспособления.  Далее снова цитируют мемуары Черного.
***
В то время вся трасса от Архары до Хабаровска жила жизнью этой линии. Прямо на трассе проводились заседания бюро краевого комитета партии, здесь же вручались победителям призы «Энергия». Действовали агитационные поезда, в составе которых были лекторы, артисты, художники, фотографы, писатели.  Вечным и бесценным подарком для строителей останутся сборники-выпуски Хабаровского книжного издательства "Высокое напряжение»". Заботами стройки ЛЭП-500 жили тысячи и тысячи жителей края. Очень важное дело делали тогда и журналисты радио, телевидения, газет, сообщая о новостях стройки, критикуя недостатки.

Когда стало не хватать металла для конструкции опор (а это могло нарушить график и весь ритм работы), его в исключительно короткие сроки выплавили, закалили и прокатали металлурги завода «Амурсталь». А железнодорожники скоростными маршрутами доставили заводам-изготовителям в Свердловск., Новосибирск, Братск. Всем грузам ЛЭП давалась «зеленая улица».

Впервые у нас, на Дальнем Востоке, было применено массированное использование авиационной техники. На помощь хабаровским авиаторам прибыли вертолетные экипажи из Владивостока, Благовещенская, Тюмени. Экипажи вертолетов на строительстве ЛЭП налетали свыше 4 тысяч часов, вывезли и установили 700 опор, подвезли около 10 тысяч тонн различных грузов. За этими сухими цифрами кроется самоотверженный труд винтокрылой авиации, значительно приблизившей сроки пуска жизненно-важной линии. Огромную помощь стройке оказали автомобилисты. Они специальными отрядами на тяжелых машинах от ст. Ин до Архары доставляли на вертолетные площадки железобетонные фундаменты и металлоконструкции.

И могу с полным основанием утверждать, что самым испытанным средством мобилизации строителей ЛЭП-500 было социалистическое соревнование. Организатором его выступал координационный совет, созданный при крайкоме профсоюза рабочих электростанций и электрической промышленности.  Коллективам мехколонн вручались переходящие Красные Знамена,  лучшим участникам и бригадам – вымпелы, а позже развернулось острое соперничество на право обладать переходящим призом «Энергия».  Многие отличившиеся строители награждались почетным знаком «За ударный труд на строительстве ЛЭП». Незаменимым стимулом являлось вручение государственных наград. За досрочный ввод в эксплуатацию ЛЭП- 220 и ЛЭП-500 орденами и медалями были награждены 136 строителей и монтажников.

Но время брало своё. Потребление энергоресурсов в крае в короткие сроки возросла на 23-25%.  Бурный рост производственных сил требовал дальнейших мер по развитию энергетики.

В 1982 году полным ходом развернулось сооружение невиданной в крае подстанции «Хабаровская» напряжением 500 киловольт со сроком сдачи в 1983 году.  В 1984 году заработала ЛЭП-500 Хабаровск-Комсомольск, в 1985 году – подстанция «Комсомольская» на 500 киловольт.  В это же время были включены в работу схемы внешнего энергоснабжения потребителей, расположенные вдоль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Вторая ЛЭП-220 протянулась от поселка Теплое озеро через Ургал до Комсомольска-на-Амуре.  Был построен ряд подстанций напряжением 220 киловольт. В Хабаровске уже полным ходом шло строительство ТЭЦ-3, развертывались строительно-монтажные работы на третьей Комсомольской ТЭЦ с использованием сахалинского газа.

Именно энергетика помогла активному развитию промышленности, сельского хозяйства, решению социальных проблем. И не случайно по итогам Всесоюзного соцсоревнования Хабаровский край пять раз подряд награждался переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Такого успеха в те годы смогли добиться лишь четыре региона России.
***
На этом я заканчиваю цитирование мемуаров первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС  Алексея Клементьевича Черного.  Прежде чем поговорить о своем мнении от написанном этим крупных партийным руководителем регионального уровня, хочу напомнить старый анекдот, ходивший на Дальнем Востоке.

Когда известную общественную деятельницу негритянского населения США Анжелу Девис спросили, где был она хотела жить, если бы переехала в Советский Союз. Она ответила» В Хабаровском крае». На вопрос: «Почему?» последовал ответ: «Потому что это единственное место на Земле, где черный хозяин белых».

Она права – А.К.Черный действительно был хозяином Хабаровского края целых 18 лет.  Многие обвиняют его, что он был груб с людьми, часто хамил. Ну, во-первых, это в то время был распространенный со времен Никиты Хрущева стиль многих руководителей. Но, во-вторых, Черный был справедлив, и ругал только нерадивых работников, невзирая на прошлые заслуги. Но вот к трудолюбивым, исполнительным работникам он благоволил, многие из них сделали карьеру и в партийных органах, и на советской работе. Примеров тому масса.

Мне, тогда главному внештатному рентгенологу города Хабаровска, однажды пришлось докладывать А.К.Черному на строительной планере во время строительства детской многопрофильной больницы ситуацию с рентгеновскими кабинетами. Проект больницы был устаревший, с тех пор изменились требования к рентгеновским кабинетам, и установить современные аппараты на тех площадях было невозможно.  Я доложил А.К.Черному, который проводил эту планерку, ситуацию, он внимательно выслушал, вник и дал указание изменить проект и расширить площади процедурных рентгеновских кабинетов без сноса несущих стен. Больница получила современные рентгеновские аппараты.

А.К.Черный за годы своего правления объехал весь край, был даже на моей малой родине, поселке Херпучи на севере края, в районе имени Полины Осипенко.  Пользовался уважением у населения и авторитетом в Москве, что помогало ему решать для края многие вопросы. После Сталина и с началом правления Хрущева роль плановых органов в СССР снизилась, стали планировать не от потребностей государства в том или ином строительстве с учетом отделенной перспективы, а с учетом возможностей строительных организаций и промышленных предприятий, при этом не учитывались все имеющиеся резервы.  Планировали в денежном выражении, а не в количестве товара, и это позволило производителям  завышать цены на многие товары. А когда Хрущев провел денежную реформу, стала возможность переводить безналичные деньги в «черный нал», появился товарный  дефицит и первые миллионеры.  И тогда же многие вопросы в Москве стали решаться по блату или по решению высшего руководства страны, в первую очередь Брежнева.

А.К.Черный был в числе тех руководителей регионов, которых Брежнев ценил.  Поэтому многие стройки в крае проводились сверх пятилетних планов. Например, сельскохозяйственные комплексы – свино- и птицефабрики, которые тоже строились методом народной стройки. Было много авральных работ, недовольств среди производственников и особенно руководителей, но зато в крае появились и свинина, и мясо птицы, и яйца.  Даже своя фабрика мороженного и кондитерская фабрика.  А вот предприятия ВПК – это уже Москва планировала, так как международная обстановка требовала развивать оборонную промышленность. Но воспользоваться моментом и создавать нормальные жилищные условия для их работников – это заслуга и Черного.

И все это, заметьте, в те годы, которые с чьей-то руки назвали застойными.  Для тех, кто трудился на этих народных стройках, получал награды, и не только в виде орденов и медалей,  но и возможность приобрести дефицитные товары (что уж скрывать, была и такая форма привлечения работников на важные стройки), эти годы не являлись застойными.  И тогда на Дальнем Востоке не было оттока населения. Да, его не хватало, приходилось на производстве использовать труд так называемых «химиков», т.е. условно-освобожденных. Но они жили не в бараках, а в благоустроенных общежитиях, получали достойную оплату труда.

Кое-кто мне может бросить упрек, что мол, я, как коренной дальневосточник, приукрашиваю те годы. Но ведь на том же сайте «Одноклассники», когда речь идет о годах правления Черного, многие очень тепло вспоминают их, как все менялось на глазах, жизнь дальневосточников улучшалась, в том числе бытовые условия и возможности приобретения дефицитных товаров. Партийные органы с трудом, но пробивали даже северные и районные надбавки, снятые в свое время Хрущевым после его пребывания в Хабаровске.  После этого начался первый отток населения с Дальнего Востока.  С началом масштабного строительства на Дальнем Востоке этот процесс смогли остановить. 

Но что произошло с моим родным регионом в годы ельцинских «реформ», говорить не стоит, все это проходила на наших глазах.  Даже предложение Жириновского давать бесплатно гектар  земли на Дальнем Востоке не идет в сравнение с царскими льготами в годы освоение этого региона – для первых переселенцев 10 гектаров земли вместе с лесами и полями. Позднее давали меньше, но все равно, для многодетных семей это было достаточно, чтобы жить лучше, чем им жилось в центральной части России. А сейчас продолжает отток населения и квалифицированных кадров в западные регионы России, где жизнь дешевле, а платят столько же.


Рецензии