Рассказ-7-Тяжело в учении-Декабрь 1971г вч 22269

...Так прошёл ещё месяц службы. "Молодой" батальон постепенно мужал и матерел. Провели, поочерёдно "ротные" учения на десяти учебно-боевых танках. Научились ездить в колонне и по правилам тактики разворачиваться из колонны в "боевую линию". Благо, что огромные степи Амурской области позволяли проводить такие манёвры в зимнее время и не приносили ущерба сельскому хозяйству. Ротные учения продлились только двадцать четыре часа. Днём -- "война", и ночлег у костров в мороз под минус сорок.
 Война прошла без жертв, а вот ночью Толя Черников во сне обнимал костёр  и сжог обе рукавицы. Митяй спал сидя на пеньке рядом и -- то и дело вытаскивал спящего Толика из костра и тушил снегом его рукавицы. А вот наводчик Холодков пострадал побольше. Он спал на брезенте спиной к костру и горячий уголёк отскочил из огня ему на "пятую точку" опоры. Комбинезон с ватным подкладом начал тлеть. И, когда дошло до живого места, Холодок разбудил всю роту криком.(в фильме "Тени исчезают в полдень"-- Борис Новиков так же кричал на речке). Ребята проснулись и помогли потушить снегом. После учений ему пришлось обратиться в Сан-роту, там ему и подлечили это важное для него место...

... По ускоренной программе прошли и батальонные тактические учения. Но для них пришлось снимать с консервации тридцать боевых машин.
 На этот раз все три роты взяли с собой походные "пункты обогрева". Это разборные трубчатые каркасы, которые легко собирали танкисты и накрывали большими брезентами. Внутри этой большой палатки горела печь под названием "Солярис" и все сорок человек роты могли комфортно поспать на растелянном брезенте прямо на мягком снегу...

...Трое суток манёвров прошли слаженно и без приключений и все вернулись в часть живыми и здоровыми! Загонять танки сразу в бокс не стали, что бы тщательно очистить технику от грязи и снега у ворот.

  В батальоне  почти все заряжающие в экипажах были беларусы. В экипаже у Митяя был Славка Парфимчик из Минска. Ох и шкода! После учений не захотел драить машину. Митяй услышал, как командир Третьяков отчитывал Славку, а молодой заряжающий его "посылал" по-дальше. Не вытерпел, подошёл к ним и спросил: -- Парфимчик, значит, ты не хочешь служить в нашем экипаже???
Слава: -- Почему?
-- Потому, что экипаж, это дружная семья! А ты не хочешь помогать нам. Придётся тебя поменять!
-- Как???
-- Поменяем тебя на любого пехотинца из соседнего полка! Посмотри, ребята беларусы пашут наравне со всеми во всех экипажах?! А ты сачкуешь!
 Славка выхватил из рук командира ветошь:--Дай трАпку!? -- залез в башню и начал протирать своё место заряжающего в боевом отделении танка. Командир был благодарен Митяю за помощь в воспитании.

  Весь батальон, а это три танковые роты, автовзвод, разведка и ПВО, чистили свою технику у ворот бокса. Как, вдруг услышали страшный крик и увидели быстро бегающий на площади парка большой огненный факел. Это горел и кричал солдат--водитель "Урала".
За ним гонялись товарищи с брезентом и кошмой в руках, что бы накрыть и потушить огонь, но смогли его догнать, только, когда он упал и затих. Солдаты и офицеры накрыли горящее тело толстым сукном и погасили пламя... Но было уже поздно. Сердце не билось...
   Что бы такого больше не повторилось, вечером командир батальона на построении рассказал всему личному составу, как произошла эта беда:
-- "Во время учений на машине "Урал" прохудился топливный бак.(В те годы машины Урал имели карбюраторные двигатели и работали на бензине).
 Что бы заварить автогеном, водитель снял бак с машины и слил остатки бензина в ведро, и одел бак горловиной на выхлопную трубу. Ведро с бензином поставил на крышу своей кабины и через шланг из ведра подсоединил к бензонасосу мотора. Завёл двигатель и сидя в кабине ждал, когда горячие выхлопные газы вытравят из бака полностью парЫ бензина. -Это, что бы не было взрыва при сварочной работе. Закурил в кабине, а потом с папиросой в зубах решил выйти из кабины. Открыл дверь, шагнул на ступеньку, кабина качнулась и ведро упало с крыши, и окатило его бензином с головы до ног, а горящая папироса сделала своё коварное дело..."
  После этой трагедии было строго запрещено курить на территории парка.
(Но, всё-равно курили тайком, хоть и попадало от офицеров. И Митяй иногда закрывался в танке на перекур)...
***Продолжение следует***


Рецензии