Религия от античности до хокинга

РЕЛИГИЯ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ХОКИНГА

Философы Древней Греции

Один из основателей школы элеатов поэт Ксенофан, вклад которого в философию высоко ценил Аристотель, поэт занимался и сравнительным религоведением. Ксенофан смеялся над истеблишментом и утверждал, что религия - это продукт исключительно человеческого воображения. Гиганты, кентавры или титаны также являются «измышлениями древних». Поэзия Ксенофана отвергает мистику, философ восстает и против геоцентрима. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не только не превосходят людей нравственно, но и не могут быть предметом поклонения:
Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою —
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Соответственно, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони
Если б писать, точно люди, умели они что угодно,
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен…
Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…

Представители трезвеннического движения, без сомнения, отнесли бы его к евреям, прославляющим к «культурпитейству», Ксенофан призывал пить в меру, чтобы не прибегать к помощи сопровождающего раба.
Ксенофан  указывал на аморализм богов, объяснял причину появления богов в мировоззрениях: незнание порождает веру в сверхъестественное, суеверия и далее в богов. Ксенофан отрицал творение мира богом (богами) и считал, что версия богов в объяснении природы лишняя: «не боги с самого начала открыли все смертным, но постепенно, доискиваясь, они [люди] находят лучшее». Солнце и светила не созданы богом, говорит Ксенофан, они возникли из воспламеняющихся облаков.
Богом Ксенофан называет сам мир: «Всеединое Ксенофан называл богом» (Аристотель, «Метафизика», 1. 5. 986. b18).

И у Анаксагора мир не является результатом божественного творения. Для его познания нужно обращаться не к господу, а к своей практике, к своим чувствам и разуму, основа познания – ощущение.
«В лице Анаксагора, - пишет Маркс, - сам народ отворачивается от старинного бога»» (Соч., Т. 1. С. 442).
Но первым ярым критиком религии был поэт Диагор.
Ученик Анаксимандра Метродор считал божеств аллегорией, проекцией естественных процессов.
Другой ученик Анаксимандра Архелой первым поставил вопрос о происхождении человеческого общества, законы. политический строй по Архелою – не даны извне богом, они устанавливаются людьми (Диоэген Лаэрций, II, 16).

Отрицали божественное создание человека и великие атомисты, Левкипп и Демокрит. По Демокриту жизнь порождалась влажными телами благодаря теплоте и «своему семени», первые люди произошли из воды и ила. Сначала возникают земноводные животные, затем появляются животные, обитающие только на земле – что точно соответствует современной картине мира.
«Первобытные люди, - объяснял Демокрит происхождение религии, - видя небесные явления, как, например, гром, молнии, перуны, сближения звезд (кометы), солнечные и лунные затмения, приходили в ужас и думали. что боги – причина их». В природе, - объяснял Демокрит, все естественно и взаимосвязано, и нет ничего сверхъестественного: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

Аристотель утверждал, что сознание не отделено от внешнего мира, не привносится сверхъестественным существом, образы предметов отпечатываются в голове человека, как медная монета оставляет оттиск на горячем воске.
Гераклит Эфесский не признавал за богами акт творения мира и человека: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающим».

Отрицал существование бога Эпикур. «… те, - пишет он, - кто мыслят душу бестелесной (без тела, Б. И.), - бредят», - пишет он (Письмо Геродоту, V. 29). «Если боги делают зло, значит они не боги», - утверждал Эпикур. Он считал, что со смертью тела погибает и душа, никакого загробного мира не существует. «Это гениальные догадки, - подчеркивает Ленин, - и указания пути науке, а не поповщине» (Философские тетради).

Безбожником был Лукреций Кар, он отрицал и бессмертие души («О природе вещей»), безбожником был сенсуалист из группы старших софистов Протагор. Чем больше размышляешь о богах, - говорил Протагор, - тем больше сомнений в их существовании. Отвергали религию перипатетик Стратон, киренаики Феодор и Эвгемер, софист Продик. Даже Гомер иронизирует над богами.

Евгемер из Мессины (кон. IV - нач. III в. до н.э.) прямо указывал, что миф о боге порожден культом царей, это подтверждается обожествлением греческих царей и римских императоров после смерти, а иногда и при жизни - Птолемей II Филадельф (IV в. до н.э.) еще при жизни получил титул «бога Филадельфа».

Греки не одиноки, в древнеегипетских текста «Песне арфиста», создававшихся на протяжении эпохи Среднего царства (2100 г. до н.э.) отвергается существование загробного мира.
Атеизм существовал и в раннем индуизме, наиболее значимая философская атеистическая школа -материалистическая и антирелигиозная школа Чарвака (VI в. до н.э.).
Даже джайнизм и буддизм отрицают бога как единого творца.

Что же есть культура? Высокие мысли философов или судилища над Анаксимандром, Протагором, творениями Гомера? Культура мысли, культура души – это отрицание глупости, невежества, садизма, заключенных в религии.
Иудаисты и мусульмане совершали обряды жертвоприношения, сжигая детей на кострах, их крики заглушали громкой музыкой. Католическая церковь и многие православные священники в СССР поддержали Гитлера. Это тоже часть культуры?

Россия

Прошли тысячелетия. Тысячелетия!
Расхожий тезис сегодня – религия есть часть культуры, православие – часть души русского народа.
Если религиозные войны, посажение на кол еретиков и вырывание им языка – культура, тогда да, часть.

Расхожий тезис сегодня - религия и наука дополняют друг друга, каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное. Назначение религии - помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Наука же удовлетворяет естественные потребности человека (https://pravoslavie.ru/104690.html).

Церковные идеологи примитивны. Если тунеядцы в рясах заняты вспоможением познать бога, то они противоречат святцам: пути господа неисповедимы.
Наука не только утилитарна. Астрономия не удовлетворяет естественные потребности человека, звезды (кроме квазаров) – не деньги, в карман не положишь.
Наука, даже утилитарная – это творчество, а это и есть духовное начало в человеке.

Теологи вырывают духовные потребности из числа естественных потребностей человека.
Либеральный философ Б. Н. Чичерин в книге «Наука и религия» 1879 года пишет, что религия есть высшее проявление духовности.
Ложь. Духовное начало человека выражается в искусстве, музыке, литературе, живописи, скульптуре, кинематографе, любви человека к человеку. Нравственность не определяется скрижалями, она генерируется бытием человека, выковывается в труде, освободительных войнах, революциях.

В мире порядка 75% верующих, но процент тех, кто действительно думает, что целью его жизни является соединение с чем-то несуществующим, мизерный.
Цель жизни американца - богатство любым путем, в первую очередь – грабежом. Цель советского рабочего – машина, гараж, дача. Целью профсоюзов во всем мире является отнюдь не постижение бога, но наиболее выгодные условия продажи рабочей силы.

Однако не стоит относиться к утилитарности свысока. Приведу диалог Вивекананды с представителем общества защиты матери-коровы:
- В Индии голод, что ваша организация сделала для решения этой проблемы?
- У нас другие задачи, мы защищаем мать-корову.
- Вам не жаль детей, гибнущих от голода?
- Такова их карма.
- Коровы, идя на бойню, тоже следуют своей карме.
- Вы не имеете права так говорить, корова – мать наша!
- По Вам я это явственно вижу.

Потому все, кто жертвует деньги на строительство храмов при реальном уровне смертности  России в районе 20 промилле – да, вы поняли: мать их корова.

Познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия - со сверхъестественными, утверждают теологи. Но нет на планете и одного процента людей, кто бы занимался изучением несуществующего,  сверхъестественного.
Писание связывает одно с другим: святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим 2, 7). Но нет физика, химика, биолога, кто бы пользовал религию в научных делах. Для объяснения мира не нужна религия.

Теоретик науки П. П. Гайденко пишет: «… без тех накоплений, которые дала средневековая наука, так же и без того изменения в понимании человека и космоса, которые внесло христианство, невозможно себе представить научной революции, положившей начало новой эры в развитии науки».
Да. Инквизиция, удушение науки христианством, исламом, индуизмом внесли огромный вклад в понимание человека и космоса.
Теологи отвергают теорию эволюции, теория посягает на основу религии – на миф о творении человека богом. Депутат ГД Виталий Милонов требует запретить преподавать в школах «обезьянью ересь».

После 1991 года Россия перестроилась из формально атеистической в формально православную. Заработали мечети, синагоги, кирхи, костёлы, в Россию хлынули мормоны, иеговисты, кришнаиты, пятидесятники,  церковь Нового Завета и пр. Возникли десятки изуверских сект.
До 1991 года наказывали за то, что люди считали, что бог есть. После 1991 года стали наказывать за утверждение, что бога нет. Что самое интересное - наказывают одни и те же люди.
Но мир оказался иным, нежели его представляли российские реформаторы.

Запад

Оказывается, Запад является источником не только инферны, но и здравомыслия.
Оказывается, ученые и философы Запада, причем далеко не марксисты, способны сопротивляться насаждению маразма.

Гравитационист Стивен Хокинг разочаровался в религии, в своей книге «Высший замысел», написанной совместно с физиком Л. Млодиновым, он пишет: «… есть закон, такой же, как закон гравитации, по которому Вселенная может создать и создает себя из ничего. Спонтанное возникновение – вот причина того, что есть нечто, а не ничто, и ответ на вопрос, почему существует Вселенная и существуем мы сами. Нет необходимости прибегать к услугам бога, Который развернул бы свои планы и задействовал Вселенную».
Стоит почитать нелепые, алогичные, безграмотные возражения книге поляка Валентина Велчева от 16.12.2015, Велчев не в курсе, что наука ежедневно доказывает ненужность версии бога.

Философ Имре Лакатос во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления, стал коммунистом и вместе со своей девушкой Эвой Ревес сформировал подпольную марксистскую группу.
После войны в МГУ защитил докторскую диссертацию, затем работал в департаменте культуры в Министерстве образования Венгрии, находился под сильным влиянием идей квалифицированного марксиста Дьёрдя Лукача.
Во времена культа личности Матьяша Ракоши 1950-1953 годов был репрессирован как «ревизионист», находился в заключении. После путча 1956 года, организованного ЦРУ, и после ввода советских войск 25.11.1956 бежал в Великобританию.
«Католическая церковь отлучала последователей Коперника, ВКПб преследовала менделистов, обвиняя их теорию в псевдонаучности, - говорит Лакатос. - История мысли показывает, что множество людей было полностью предано абсурдным верованиям. Если сила веры является отличительным признаком знания, нам придётся расценивать истории о демонах и ангелах, о рае и аде как знание.
В XVII в., когда наука только зарождалась, самыми значимыми были знания о Боге и Дьяволе, о небесах и Преисподней. Если бы чьи-либо суждения о божественном были бы признаны неверными, следствием такой ошибки было бы как минимум вечное проклятие. Теологическое знание не может быть ошибочным: оно не должно вызывать сомнений.
В 1686-м, когда Ньютон опубликовал теорию гравитации, имелись 2 конкурирующие теории, касающиеся комет. Более популярная теория считала кометы предзнаменованием бедствий, насылаемых гневом Божьим. Менее известная теория Кеплера утверждала, что кометы - это небесные тела, двигающиеся по прямым линиям. Согласно теории Ньютона, некоторые кометы, двигаясь по параболической или гиперболической траектории, никогда не вернутся; другие двигаются по обычным эллипсам. Галлей, работавший в рамках ньютоновской программы, на основе наблюдений движения кометы на коротком отрезке пути вычислил, что она вернётся через 72 года; он высчитал с точностью до угловой минуты, в каком месте неба она будет снова видна… спустя 72 года, когда Ньютон и Галлей уже давно умерли, комета Галлея вернулась, причём в точности так, как предсказывал Галлей.
Как сказал Дэвид Юм: «Возьмём в руку какую-либо книгу (к примеру, пусть это будет книга по богословию или школьной метафизике) и зададимся вопросом: содержатся ли здесь какие-либо отвлечённые рассуждения, связанные с количеством или числом? Нет. Содержатся ли здесь экспериментальные доказательства, относящиеся к реальному существованию? Нет. Так гори она огнём! Ведь в ней нет ничего, кроме софизмов и иллюзий».
ЦК ВКПб в 1949 году объявил генетику Менделя псевдонаукой; её защитники, такие, как академик Вавилов, были уничтожены в тюрьмах и концлагерях.Неолиберальный истэблишмент Запада также реализует право ограничения свободы слова для того, что считается псевдонаукой» (Наука и псевдонаука. Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30.6.1973, Великобритания.)

Пол Фейрабенд пишет: «… идея свободных и независимых исследований – лишь химера» (Галилей и тирания истины. 1985).
«… воинственные народы, - напоминает Фейерабенд, - прибегали к войнам и убийствам для того, что не соответствовало их пониманию бога. «Законы Моисея, - пишет в этой связи Эрик Вогелин, – наполнены кровожадными фантазиями по поводу полного истребления иноплеменников во всем Ханаане, в частности, жителей всех городов. А сама заповедь истреблять иноплеменников обосновывается ненавистью к тем, кто поклоняется иным богам, нежели Яхве: войны Израиля во Второзаконии являются религиозными войнами. То новшество, которое содержит Второзаконие, есть концепция войны как средства истребления всех, кто не верит в Яхве [245], с. 375 и сл.» Хотя представители западной цивилизации любят произносить гуманные слова, они далеко не всегда отказываются от этой концепции».
Можно уточнить: они всегда придерживаются концепции насаждения собственной антикультуры, аморализма – под видом привнесения демократии.

«Мне не нравится «экспорт» свободы, - пишет Фейерабенд, -  в те регионы, которые обходятся без нее и жители которых не испытывают желания изменить свой образ жизни. Декларации типа «Человеческая природа едина, и тот, кто заботится о правах человека, должен заботиться о них всегда и везде, причем эта «забота» может предполагать активное вмешательство (К. Мэй. С. 376), представляются мне еще одним примером либерального предрассудка».

В книге «9-11», написанной сразу же после падения башен-близнецов, американский лингвист Ноам Хомский подчеркивает, что «США сами являются ведущим террористическим государством». Он приводит пример санкций, наложенных США на Ирак, что привело к смерти «быть может, полумиллиона детей», бомбежки фармацевтической фабрики Аль-Шифа в Судане, из-за чего десятки тысяч невинных людей погибли от туберкулеза, малярии и других излечимых болезней.
Можно добавить полмиллиона мирных жителей Ирака, погибших от бомбардировок НАТО, медицинские опыты в духе Менгеле над пленными вьетнамцами, миллион мирных граждан Северной Кореи, которых американские солдаты истребили с применением пыток всего за два месяца оккупации, 2000 погибших под бомбежками НАТО мирных сербов, включая детей и т.д.

««Бог сказал мне нанести удар по Аль Кайде, - цитирует Хомский президента США, - а затем приказал мне нанеси удар по Саддаму, что я и сделал...» Английские колонизаторы, вырезая амалекитян с целью основать Новый Израиль, тоже следовали слову Господа, освобождая территорию от туземной чумы… Ответственность интеллектуалов состоит в разоблачении религиозной лжи».
https://youtu.be/cOKbfsdVrUg

Россия же предпочитает следовать не лучшим западным примерам, но самым отвратительным.


Рецензии