Киргизия 1983-1984 вставки

Пока я была на дальней даче, память возвращала мне всё больше информации. Записывала в блокнот, про что ещё добавить. Сама поражаюсь, сколько всего хранится в закутках памяти. Я не просто так записываю - стараюсь находить документальное подтверждение фактов (семейный архив документов, исторические документы из разных источников, фотографии из личного архива и с просторов Интернета). Мне хочется, чтобы воспоминания были предельно правдивыми, так как не всегда точно человек вспоминает, а другие помнят по-иному то, что ты по-своему, особенно когда речь идёт о восприятии событий и других людей, о впечатлениях.
Пришлось добавлять в части об игрушках:

Моя сестра упомянула игру с лампочками – если верно ответишь на вопрос, загорается зелёная, неправильно – красная. Но я не помню.
Из развивашек был пазл. С историей про обезьянку. Мне нравилось складывать из многих картинок одну, а также сам образ обезьянки – меня часто сестра и мама сравнивали с какой-нибудь мартышкой из-за того, что я родилась в год Обезьяны.
Была мозаика – разноцветные маленькие гвоздочки-грибочки в бледно-жёлтой круглой коробочке. Признаюсь честно, до сих пор готова складывать мозаики!

Об окружающей обстановке:
Я часто задаюсь вопросом, почему мне нравятся животные. Может быть, потому, что с малолетства окружали меня предметы с изображениями зверей – разделочная доска с лисицей, моя детская кружечка со слонёнком (долго она прослужила, приехала в Россию, тут разбилась – вышел срок).

На даче дети достали фильмоскоп. О боже, да как я могла позабыть написать об этом! Вставка:
У нас был фильмоскоп (диапроектор). Чёрный в футляре. Он перешёл мне от моей сестры. Скорее всего этот аппарат был – «ФГК-49», выпускавшийся в городе Загорске с 1949 года.
Вот выдержка из небольшого обзора диапроекторов: «Диапроектор (фильмоскоп) – «ФГК-49». Данный фильмоскоп выпускался в Загорске, на заводе „Школьного приборостроения“. Работал от сети 120, 220 В или от аккумуляторов 6-8 В. Все детали и узлы фильмоскопа смонтированы на металлическом основании. В осветительной камере с откидывающейся крышкой размещены: источник света (автомобильная лампа 6 В) и зеркальный рефлектор. В корпусе укреплены трёхлинзовый конденсор и объектив типа „Перископ“ с фокусным расстоянием 77 мм. Для удобства при переноске и хранения аппарат помещён в легкосъёмный деревянный футляр с ручкой для переноски. Данная модель считается антикварной, и стоит в хорошем состоянии немало» (https://retro.dobro-est.com/tehnika/filmoskop-diaproe..).
Какие были диафильмы – тут я боюсь напутать, так как читали много книг (могли быть одни и те же произведения). Но точно был диафильм «Маугли» по Киплингу.
Конечно, в подготовке к просмотру было чудесное очарование: повесить белый экран (простыню), принести и расчехлить аппарат, среди круглых баночек (плёнки хранились в них) выбрать определённые диафильмы для просмотра, вставить плёнку в специальный держатель (это мне было особенного интересно делать) и настроить линзу, выключить свет и начать просмотр, сидя рядом с мамой, слушая её голос.

Чаще всего в гости мы ходили к дяде Лёне – жили-то они рядом, в соседнем городке.
Обязательно ездили в посёлок Манас – там жили дядя Коля с тётей Дашей, их дочери Нина и Людмила, сын Сергей отдельно (у Нины я ни разу не была, не помню её, а к Людмиле заходили часто, почти в каждый приезд, она с мужем жила в квартире; Сергей с женой Мариной жили в городе), там жила Надя Доронина с мужем Виктором, дочкой Светой и бабой Варей (хотя она мне тётя). Надя – дочь дяди Вани, он умер задолго до моего рождения.
Всё это старшие братья моего папы.
Там же, в Манасе, жила Тоня (дочь дяди Лёни) с мужем Александром Акуличем и сыном Алёшей. С Алёшкой, он был помладше, мы хорошо играли вместе (иногда он приезжал в гости к деду и бабушке во Фрунзе).
И все родные приходили и приезжали к нам. Мне нравилось, что так много близких людей. А инициатором и организатором этих встреч был мой папа. Он как бы держал всех вместе, считал это важным делом.
Были у моих родителей хорошие друзья, которые также бывали у нас в гостях, а мы у них. Помню дядю Вову Дьяченко (у него вместо одного глаза был искусственный хрусталик; он жил в другом конце города, в одном из микрорайонов), к кому-то мы ездили в Беловодское, был у папы друг по Бердюжью – Саша Корытов (у меня есть энциклопедия «Фрунзе», он один из авторов). Но самыми близкими друзьями, у которых мы бывали чаще всего и которые к нам приезжали тоже часто, были тётя Люда и дядя Костя Нехаевы ( с дядей Костей папа познакомился по работе).
Вот несколько гостевых эпизодов.
Приехали в гости (три года мне тогда было). У тёти Люды дома было много красивых и даже роскошных по тем временам вещей. Например, розовое стёганое покрывало на кровати, из натурального атласа или из поддельного (наверное, китайское; так как Китай был рядом, к нам шли хорошие вещи оттуда – покрывала, полотенца, одежда, у меня было отличнейшее китайское полотенце, которое потом спёрли на Иссык-Куле). Или шикарная кукла на чайник, ох, и красотка. Но всегда больше всего меня манило трюмо, на котором выстроилось много пузырьков разных форм и цветов – духи, одеколоны, освежители. Разумеется, детям трогать запрещали. И вот я подошла к трюмо и сама себя уговариваю:
– Нельзя трогать! Нельзя трогать!
А руками всё щупаю, перебираю. Мама и тётя Люда стоят у двери и улыбаются. Они любили перессказывать мне этот случай.
Очень вкусно тётя Люда готовила. Застолья у них были многолюдные. До сих пор не могу забыть волшебный золотой цвет жареной курочки и незабываемый вкус маринованных грибов (они их собирали, будучи в гостях в России то ли у друзей, то ли у родственников). Грибы я полюбила с тех пор.
Но вот однажды, во время такого застолья, мама меня спросила, что мне положить на тарелку. Осмотрела я подробно все блюда и выдала:
– Хочу лапшичку!
Тётя Люда отправила мою маму на кухню, чтобы она сварила мне лапшичку – вермишель.
Всегда в гостях было веселье, музыка, танцевали. Но как-то раз мой папа выпил больше 50 граммов водки – было ему очень плохо. Мы с мамой еле домой его довезли. И потом дня два ему всё ещё было плохо. У некоторых Дорониных алкоголь организм отравляет (такое было у моего деда Гриши, отца папы). Видимо, сказываются предки – монголы, татары или якуты. Это был третий случай, который оказал сильное влияние на формирование моих взглядов насчёт алкоголя.
У нас как-то все друзья встречали Новый год. Помню, как мы всех провожали до автобусной остановки, а потом убирали со стола и мыли посуду.
А тётя Люда и дядя Костя меня очень любили.

Телевизор был у бабы Ани, чёрно-белый. Иногда мы смотрели фильмы вместе. Один фильм меня ужаснул: героиня – спортсменка. Что-то произошло, и она стала инвалидом. А потрясла меня фраза, что билась у неё в голове: инвалид, инвалид... Кто бы мог ещё сказать, что это за фильм такой!
Мне нравилось смотреть концерты, как танцуют народы СССР. Особенно притягивали танцы народов Севера, Сибири. Так же, как их песни и одежда. Варган (или темир-комуз – в Киргизии) – любимый мой инструмент. Горловое пение мне тоже нравилось. Неужели в роду у нас действительно или якуты, или эвенки, или монголы?
Баба Аня тоже пела мне песни. Две я прямо полюбила: «Крутится, вертится шар(ф) голубой...» и «То не вечер, то не вечер...».

Крутится, вертится шарф голубой
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится. хочет упасть,
Кавалер барышню хочет украсть.

Где эта улица, где этот дом,
Где эта барышня, что я влюблён?
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.

Ой, то не вечер, то не вечер...

Ой, то не вечер, то не вечер.
Мне малым мало спалось.
Мне малым мало спалось,
Ой да во сне привиделось...
Мне малым мало спалось,
Ой да во сне привиделось...

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

Ой, налетели ветры злые.
Да с восточной стороны
И сорвали шапку чёрну
С моей буйной головы.

А есаул ой догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать.
Пропадёт, он говорит,
Твоя буйна голова.
Пропадёт, он говорит,
Твоя буйна голова.

Эй!

Баба Аня любила петь и эту песню:

Вот кто-то с горочки спустился.
Наверно, милый мой идёт.
На нём защитна гимнастёрка,
Она с ума меня сведёт.

На нём погоны золотые
И яркий орден на груди.
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути!

Зачем, когда проходит мимо,
С улыбкой машет мне рукой,
Зачем он в наш колхоз приехал,
Зачем встревожил мой покой!

Его увижу – сердце сразу
В моей волнуется груди...
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути!
Зачем, зачем я повстречала
Его на жизненном пути!

Истории появления этих песен – тема отдельная.

А что мы всё время из телевизора слышали? И что видели? Про бескрайние поля и комбайны на них. Про гонку вооружений и испытания бомб. Бесконечно про сектор Газа (и что вы думаете мы, дети, думали – какой-то непонятный сектор газа, ведь а у нас в квартире газ!). Чуть меньше про Африку. В таком духе.

Рассказывала мне мама, что баба Аня любила смотреть и слушать, как дети плачут... Вот, к примеру, плачу я, а она просит не успокаивать: «Пусть поплачет...» Вот и не знаю, меня до слёз специально не доводила. Может, она считала, что лучше выплакаться?..
Гоняла баба Аня мух полотенцем. Необычное явление, занятное – вот я и запомнила. Теперь сама порой гоняю – жалко бить. А папа делал мухобойки из резинок – об одной такой разговор будет позже.

https://www.youtube.com/watch?v=fPgoV_SptvU - в этой аранжировке я песню себе и прокручиваю у себя в голове, только чего они так нарядились?

https://www.youtube.com/watch?v=-Oe1PFPWXIk - этот вариант цепляю для старшего поколения.

https://www.youtube.com/watch?v=_ab8QgYggGo - эту песню послушайте в интерпретации моей любимой петербургской группы "Пикник". Вечно эти мужики за фигню всякую бьются! Рожаешь их, растишь - вот как они отплачивают!

https://www.youtube.com/watch?v=gcno7F4nOvQ - в продолжение разговора о неблагодарных мужиках!

https://www.youtube.com/watch?v=o80EM-38KOw - игра на темир-комузе на Иссык-Куле.

https://www.youtube.com/watch?v=VTGwGl8P1Qw - якутский танец.


От мамы и папы, от бабы Ани и от других своих родных я, конечно, унаследовала разные речевые обороты и выражения, а также диалекты (они смешались). В основном сохранился сибирский – бердюжский диалект, от мамы – украинский, от места проживания – русский среднеазиатский. Соответственно, и фонетический окрас речи свой. В самое последнее время – местные особенности речи и фонетика Санкт-Петербурга и районов Ленинградской области.
Сразу всё не вспомнить... Несколько примеров: ишь, айда, слыхать, нынче (нонче), вишь, аж, давеча, слямзить, тенота (паутина), ухайдакать, чеботарить, однёрка (единица), слухай, геть отсюда, сидай; снова да ладом, студе гаряче – не буде гаряче. Выражение «снова да ладом» в детстве я воспринимала как «сновадаладом», вроде «Айболит». Баба Аня и её сестра и братья отца называли тятей, но я – только папой. Моя двоюродная сестра Ада Ивановна Доронина вообще сохранила бердюжский говор, она, когда говорила о брате, называла «братка», но от других я не слышала. Мой дядя Коля дома иногда говорил: робить. Но на людях: работать.
У моих родных из Бердюжья наблюдала небольшое приокиванье в речи. В Сибири было много переселенцев из Вологды, Архангельска, Перми. А ещё сглатывание гласных при быстром темпе речи, но иногда чткое произношение гласных в словах (без замены «е» на «и», к примеру) - это уральский говор.
Что касается Средней Азии, то, как известно, очень уж много там понаехавших всегда было, и все эти люди привозили свою речь. Однако замечено, что, если человек учился в школе, то речь его становилась правильной литературной, во многом сохранившей дореволюционные традиции. Сходу я не нашла исследований на тему, откуда происходили и где сами получали образование русские учителя в Туркестане. Я же всегда сознательно допускала просторечные выражения и слова.
Есть специфические слова, чисто из Кыргызстана: салам, мырки. И среднеазиатская традиция рифмовать: манты-шманты, медуза-арбуза, танцы-шманцы-обниманцы. Между прочим, расскажу, как обзывались друг на друга русские и киргизские дети: киргизские кричат – чочко! Что означает «свинья». На что русские незамедлительно парируют – баран! Ну, понятны ассоциации, надеюсь. Непонятны, когда немцы обзывались – Russisches Schwein, хотя сами свинину лопают со страшной силой.
Ну и, конечно, в связи с нашей историей в речи не только моих родных, но и всех остальных появилось много лагерных слов, они прочно заняли своё место в языке.
В этом отступлении скажу и по поводу матерной речи. В нашей семье при детях никто матные слова не говорил. Хотя считались у нас матершинниками два старших брата моего папы – Иван и Алексей. Дядя Ваня умер задолго до моего появления на свет. От дяди Лёни при нас, детях, не слышала. И баба Аня могла вставить словечко, но при детях тоже не вставляла. Была определённая культура речи. У моего папы самым страшным выражением, когда нужно выразить эмоцию, было: чёрт побери! А у моей мамы (которую в детстве подружки так и не смогли заставить матюгаться, и она тврдо решила не использовать такие слова, как и я): язви тебя в душу!
Раз я пришла с прогулки, что-то делала, да у меня не получалось, вот я и ляпнула на букву «б». Мама услышала и не стала акцентировать. Поскольку в семье так не говорили, то услышанное во дворе словцо я к следующему дню забыла.
Ссылки: https://www.tumen.kp.ru/daily/24166/378854/, https://vk.com/club48180437?w=wall-48180437_131845.


Рецензии