Рассказ-15-Танки грязи не боятся. в. ч. 22269

Бравый солдат Митя -- 15. в/ч 22269.
"Танки грязи не боятся!" Август 1972 год.

  Подошло время очередных штатных стрельб танкового полка на Завитинском полигоне.
 Майор Новосёлов, для этих занятий выбрал шесть учебных танков из первого и второго батальонов и с рассветом они отправились в этот далёкий и трудный путь по бездорожью...

...Митяй со своим командиром Мишей Юрченко даже немного обрадовались, что им пришлось остаться в своей части. И они после завтрака занимались со своей 199й машиной в парке.
 Но спустя несколько часов в парк вернулся один танк из шести уехавших.
-- Что случилось? -- спросил Митяй у механика-водителя.
-- Срезало вал вентилятора, -- с досадой ответил он.
Из машины вылезли танкисты. Это был бывший экипаж Митяя в первом батальоне во главе с командиром Сашей Третьяковым.*
-- Ба! Какие люди! -- приветствовал их Митяй.
-- Ага! И без охраны! -- парировал Третьяк, -- Майор Новосёлов приказал взять любую учебную машину и догонять их колонну!
-- Ну, что же, садитесь в мой 199й! Только эта Ласточка способна догонять и обгонять! Кстати, далеко ли они уже соизволили удалиться?
-- Мы вернулись с тридцатого километра, а они, наверное, уже прошли пол пути до полигона, -- ответил Третьяков.
-- Миша, ты иди в расположение и там доложи ротному, что я уехал, -- обратился он к своему командиру. Миша даже обрадовался, что Митяй не взял его с собой в эту тяжолую дорогу и быстро удалился....

... Дорога была хорошо знакома, но Митяй заметил, что майор Новосёлов повёл колонну отклонившись от обычного маршрута и пошёл напрямую.
Несколько часов Митяй гнался по их следу на предельной скорости.
Наконец, Третьяк опустился над его люком и прокричал:
-- Митяй! Дай мне немного порулить? Ты же устал уже.
-- Ну ладно, садись порули, -- и освободив ему своё место, сам встал в люке командира, что бы лучше видеть местность.
 Третьяк ехал медленнее, и это напрягало Митяя.
-- Так мы их не догоним, -- подумал он.
Но,впереди танковые следы проходили через деревню и пришлось заменить Третьяка на месте водителя. Хоть и в учебке командиров и наводчиков тоже немного обучали вождению танков, но такого опыта, как у водителей у них не было.
 В деревне женщины обкидали танкистов комками грязи за--то, что танки своими гусеницами испортили им последнюю дорогу. Но всё же, с виноватой улыбкой Митяй проехал через деревню, где танковые следы повели их через широкое болото в низине между сопками.
  Там в болоте и увязли все пять танков.
-- Ну вот и догнали на свою голову! -- выругался Митяй, -- Зачем же вы, балбесы колонной по болоту-то?! Надо было ехать каждому по своей колее, -- и взяв чуть левее застрявшей колонны поехал по хлипкой трясине.
 Митяй поставил ручным сектором газа средние обороты двигателя, а сам встал во весь рост из люка, что бы лучше видеть и выбирать более надёжный проход в болоте. Иногда плавно меняя курс, что бы объехать топи. Он видел, как колышется под его танком трясина и волнами расходятся круги от тяжолой машины. И понял, что их удерживает только верхний травяной слой болота, а там глубже вода. СтОит только резко повернуть машину и этот растительный слой порвётся гусеницами и кто его знает, какая там глубина?
  Так ему удалось проехать мимо всех застрявших танков, но на башне переднего сидел улыбаясь майор Новосёлов и жестом показал, что нужно помочь вытянуть его танк из болота.
 Конечно, Митяй подъехал впереди головного танка, выпрыгнув из люка своего 199го, сам зацепил трос и обратился к водителю Черникову:
-- Толик, ты только постарайся одновременно со мной рвануть вперёд!? Смотри за сигналом Третьяка. Как он махнёт рукой, - так сразу!? -- на это, Черников одобрительно кивнул.
  Митяй сел на своё место и включил первую передачу, -- Саша! Командуй!?
 Третьяк встал сбоку от обеих машин, что бы его видели водители и поднял руку вверх, -- "Внимание!". Оба водителя приготовились. И, по взмаху Сашиной руки синхронно заревели мощные моторы,...но дёрн под танком Митяя не выдержал и машина опустилась на "брюхо". Теперь гусеницы потеряли опору и бесполезно вращались в болотной жиже.
Митяй вылез из танка: -- Спасение утопающих, -- это дело рук самих утопающих!
Он отцепил трос и повесил его на место.
-- Будем "самовытаскиваться"! Помочь, добровольцы есть? -- спросил он у экипажа.
-- Есть! А, что надо делать? -- спросили ребята.
-- Пока я очищаю паз в траке левой гусеницы, надо это же проделать и на правой.
Вдвоём получилось быстрее. И танкисты вставили в пазы клинья с тросовыми петлями. Затем, сняли с кормы танка специальное бревно и продели его в эти петли впереди танка.
-- Третьяк! Мне нужны твои глаза! Смотри, как только бревно пройдёт под танком и покажется из грязи сзади, -- махни мне рукой?! -- Мне же сзади не видно.
 Митяй равномерно подтянул гусеницами бревно под танк и опираясь на это бревно, продвинул на один корпус машину вперёд. Третьяк вОвремя махнул рукой, когда бревно появилось сзади. И весь экипаж, вынув грязное, потяжелевшее бревно из петель сзади, перетащили его опять вперёд перед машиной. Так-как гусеницы легко буксовали, Митяй проворачивал их так, что бы тросовые петли снова были впереди, что бы в них вновь продевать бревно...

... Так, корпус-за корпусом, ребята протащили свою машину около ста метров до ближайшей сопки. По их примеру действовали и экипажи остальных танков. И только поздно вечером в сумерках все выбрались из этого болота. Но уже в полной темноте три танка снова увязли в другом месте.
 Майор Новосёлов скомандовал всем "Отбой до рассвета! Иначе, вы передавите в темноте друг-друга!". И все измученые и голодные закрылись от комаров в своих танках и моментально заснули...

... Митяя разбудила прохлада и комариха звенящая у лица. Все ещё спали, когда он открыл свой люк и увидел восходящее солнце. Тихо, что бы не разбудить товарищей выбрался из машины и осмотрел, как он засел в грязи.
-- Да, тут пустяк! Малость дёрнуть танком, и вылезем! -- рассуждал он.
Умылся из чистой лужи и обтёр лицо ветошью.
И тут он увидел большую поляну усыпаную ягодами Голубики.
В животе напомнилось, что уже сутки, как ничего не ели.
-- Мужики! Подъём! Выходи на Завтрак!!! -- в машине сразу зашевелились.
Голубика была очень вкусной и ребята немного утолили голод.
Но, услышав гул подъезжающего танка, Митяй поспешил к нему навстречу. За водителя был Рудольф Шрейдер. Раньше, они служили вместе в первом батальоне. Рудик подъехал, и улыбаясь сказал:
-- Цепляйся за меня! Я тебя выдерну из этой лужи!
Митяй зацепил трос за крюк, и уже через минуту Рудик вытащил его на сушу.
И уехал вытаскивать остальных...

... Через час пути колонна танков выехала на автодорогу, ведущую на полигон и впереди показался шлакбаум блок-поста. Значит, оставалось всего двадцать километров по твёрдой дороге без болот и грязи!
  А главное, что там есть ППК! Походная Полевая Кухня!!!


Рецензии