И это всё солнце

                И ЭТО  ВСЁ  СОЛНЦЕ!

Маленький росток тянется к солнцу.
Птичка поёт песню солнечному дню.
Люди мечтают о солнечном лете.
Даже лужа и лёд от умиления,
отражают на своём лице – Солнце.
            (Автор неизвестный)

     День начинается как обычно, но каждый человек по своему жизненному опыту знает, что двух одинаковых дней в природе не бывает. Строить планы я давно уже перестала: как сложится, так и ладно. Лишь бы здоровье не подвело, а то, что увижу, что сделаю – всё во благо. Поэтому, с лёгким сердцем просыпаюсь и иду умываться. Мысли, которые приходят в голову, когда я делаю то, что и за работу не считаю, это как рассыпанные на столе цветные карандаши. Все красивые, но не вдруг отдашь какому-то из них предпочтение. Не найдя во мне отклика, забываются, а бывает, что на миг вспомню, мол, я уже на эту тему думала, но, видать не довела её до точки, а может жизнь настолько штука разнообразная, что каждый раз поворачивается ко мне новой гранью. Дескать, смотри, учись, радуйся. Но мы привыкли радоваться, если удаётся сделать что-то давно задуманное. Итоги дня мы обычно подводим вечером, а день отдаём на растерзание суете. Вот и я набираю номер телефона, намереваясь вызвать такси. В трубке слышу приятный женский голос, который сообщает мне, что «через три минуточки к вам подъедет машинка, такой-то «номерочек…» Честно говоря я немного растерялась, хоть и слышала ответ такого рода много раз. Не думаю, что только меня немного сбивает с толку немного необычная речь собеседницы. Грубость или излишняя слащавость в разговоре – это уже крайности. А на крайность ещё нужно настроиться. Я поблагодарила и пошла обуваться. Уже открывая дверь, взглянула на окно с мыслью: а правильно ли я оделась… Из коридора окно мне показалось светлым квадратом. Именно этот квадрат освещает мой дом, - продолжает развиваться мысль, уже спускаясь по лестнице вниз. – «Что-то тут у меня не сходится. Обычно мы говорим, что свет исходит от окна, но на самом деле – от солнца!..»
     И так, совершенно случайно, сама-собой подвернулась тема, которая весь нынешний день занимала мои мысли, конечно же, в промежутках обыденной жизни. Стали вспоминаться разные случаи, которые, так или иначе, касались темы солнца.
     Почему-то вспомнилась осенняя радуга. Увидеть радугу осенью, когда уже и листвы на деревьях нет – редкая удача. Но эта радуга была ещё и особенной. Как обычно радуга – дуга. Видно где она начинается, а где заканчивается эта дуга, остаётся тайной. Только эта радуга не пожелала подчиниться общему закону. Сразу за перелеском она, расширяющейся к земле трубой опиралась на поле, а другой её конец выстрелил в небо. Словно ракета взлетела и след её затерялся в небесной выси. След радуги был настолько яркий, что глаз от неё не отвести и это на фоне тёмного осеннего неба. Жаль только краски очень быстро поблекли и пропали. Жалея о том, что радуга так мало порадовала, мне почему-то в этот момент вспомнились слова одного умного человека, который советовал, что, прежде чем кого-то в чём-то обвинять, задать себе вопрос: а может это я на эту вещь смотрю под неправильным углом? И как только я так подумала, мне же стыдно стало. Радуга – это дочь Солнца и Дождя. И только тогда она видна людям, когда папа и мама за руки держатся. Как только связь потеряется, радость тут же иссякнет. Солнышко туча закрыла. А без Солнца, какая же тут радость? Мне могут возразить, дескать, люди радуются и в плохую погоду. Радуются, если это Солнце осталось в сердце твоём. А ели настроение пасмурное…
    
     Потом вспомнились мне детские годы. В каком-то из младших классов я шла в школу утром и моя мама по какому-то делу шла из нашей окраины к центру села. Мы шли вдвоём и мама меня всё время поторапливала. Если маму поторапливала какая-то забота, то меня скорее сесть за парту, честно говоря, не очень-то хотелось. Куда интереснее было глазеть по сторонам. Ноги и сами до школы донесут, а то: что увижу по дороге – это моё и даже интереснее, чем слова учительницы.
     В то утро мне интересным показалось именно то, как маленькая девочка, взобравшись на перекладину забора, широко улыбаясь, смотрела в глаза солнца, только что выплывшего из-за горы. Выставив вперёд ручонки, она смотрела на солнышко сквозь пальчики. И так засмотрелась, что чуть было не упала, благо мама её подхватила. Я остановилась и во все глаза смотрела на происходящее, а потом, зажав портфель между коленками и сама стала смотреть сквозь пальцы на солнышко. Смотрела, пока мама меня с силой не тряхнула за плечо и я, под её градом обидных слов вынуждена была чуть ли ни бежать за её быстрым шагом. То утро было испорчено, но оно же было не последним. Я и сейчас, по примеру той девочки, смотрю на солнце сквозь пальцы.

     А вот ещё один случай.
     Сейчас очень трудно объяснить современным детям то, как мы жили в годы нашего детства. А было это в 1950-60 годах, когда в селе не было электричества и в сельском клубе, (с деревянной церкви сняли кресты и переименовали церковь в клуб, где после кино, которое «крутил» дребезжащий движок у высокого крыльца клуба), ещё допоздна молодёжь, а молодёжи на селе было много, при свете керосиновых ламп, под звуки пластинок  на патефоне, или под гармошку, устраивали танцы. Старики, проходя мимо этого клуба, торопливо крестились, под насмешки потерявшей совесть «сознательной» молодёжи.
     Я в те годы жила на Горбах, а это окраина нашего большого села и ночью, по тёмным улицам, по тропинкам приходилось переходить яры. А кино крутили только тогда, когда стемнеет. Очень редко в те годы кто отваживался, после захода солнца покидать свой двор.  Поэтому в кино ходили только те, чья хата была рядом с клубом.      
     Проводное радио в нашей хате появилось даже позже чем Гагарин в космос полетел. Я тогда ходила в третий класс. А уроки учила даже в десятом классе при свете керосиновой лампы. Но детство и есть детство, когда веришь в чудеса и хочется увидеть нечто такое, что только в сказках случается, то слушать доводы учителей о том, что «чудес на свете нет», конечно, можно, но остаётся капелька надежды на то, «а вдруг повезёт…».
     Вот, однажды, уже под вечер, шла я домой по разъезженной телегами улице, где нужно было обходить осенние лужи. Перед заходом выглянуло солнце и позолотило лужи. А мне было в ту пору лет 7-8. Солнечные лучи пронизывали кроны деревьев и шевелящиеся ветки отражались в лужах. Мне же, глупенькой девочке казалось, что в этой золотой луже находится вход в таинственную страну. Возле одной большой лужи я маленько задержалась. Всё ходила вокруг той лужи и пыталась подсмотреть жизнь тех, кто в ней живёт. Я так увлеклась, что не заметила, как ко мне подошёл мамин старший брат, Михаил.
     - Чо ты тут ходишь?! Чо домой не идёшь?..
     Я что-то там стала лепетать про золотую лужу. А он с ехидцей, в силу своего зловредного циничного характера, говорит:
     - Чого я там в твои калабаи ны бачыв? Якбы ты мыни показала кусок сала чы ковбасы кровянки… а то на що там дывытыся…
     И ведь этот взрослый, зловредный мужик, не поленился, пошёл и наябедничал моей маме, будто бы люди идут и смеются, что я вокруг лужи хожу и что-то там высматриваю. На самом же деле в то время никого там не было… Но мне, за такой позор, нанесённый семье, (дочка-дурочка, ходит вокруг лужи и домой не хочет идти), крепко нагорело, до сих пор запомнилось. Бросив все свои дела, мама, в чём была в хате, только накинув на плечи платок, побежала за мной. Тумаками и подзатыльниками гнала меня домой от людского позора. Я плакала и понять не могла, что такого плохого я сделала?..

     Это сейчас слезть с дивана и отправиться в путь за пределы нашего двора – прямо-таки – «подвиг совершить». В детстве я, как и многие любознательные дети, мечтала о путешествиях. Но каждый раз, выходя за калитку, я слышала вдогонку: «Ты там под ноги смотри!» Куда там! Я пока дорогу перейду, три раза споткнусь. И носки, какой бы то ни было обувки всегда были облуплены. А всё от того, что я, как мама говорила – «Ртом ворон ловлю» Только зачем мне эти противные вороны, если в мире так много интересного.
     Через наше село была проложена шоссейная дорога, а по ней разные люди ехали, а ещё больше шли, кто их знает куда. Интересно было смотреть, как через село проходил гончар, а с ним, каким-то скучным шагом шёл осёл и тащил за собой тележку. Вот этот осёл, всегда смотрел себе под ноги. Так он и шёл себе от села к селу, а спроси его: «Что он видел в пути?» А, ничего, только серую пыльную дорогу. Меня же интересовало всё и вся. Куда там! Бывало такое, что я даже пятилась назад, если на что-то не успела всласть насмотреться. А то, что на «мой погляд» утекало время, так это же для моего тогдашнего разумения, было незаметно. За что ж меня винить, если я даже не отдыхала в дороге, всё шла и шла. Никому ничего плохого не делала и не собиралась делать, но почему-то всегда оказывалась виноватой. Но, это будет потом, когда наконец-то домой прителипаюсь. Вот, спросите любого ребёнка: зачем он много конфет ел? А он вовсе не ел много. Он даже не по целой конфетке пихал в рот, а по кусочку откусывал. Откусывал-откусывал, вот они и закончились. Даже не наелся. Вроде как ел и не ел. Само так получилось.
     Помню, однажды, шла я дорогой по за огородами. Это значит: с одной стороны – чистое поле, ну, не совсем чистое, там что-то посеяно было. Но росло это в большом количестве скучно и однообразно. Смотреть на это поле мне быстро надоедало. Другое дело – чьи-то межи, а вдоль этих меж стеной растут деревья и всякие там кусты растут. Кусты, конечно, сами по себе интересные, а вот то, что за ними, куда интереснее. Да я бы за каждый куст заглянула, но там прятались большие страхи, шипучие, длинные, с извивающимися хвостами. Именно это обстоятельство и заставляло меня идти по колее со стороны поля. Хотя и по ней, как молнии, пробегали дорогу юркие ящерицы. Меня от этого не раз бросало в холодный пот. Поэтому я старалась ступать как можно тише.
     И пока я так шла, грозовая туча тихомолком затянула небо. Мне ещё страшней стало. В носу защипала обида и захотелось плакать. Но, вот, случилось чудо. В подоле грозовой тучи оказалась прореха и в неё выглянуло солнце, правда только одним глазком. Его весёлые лучи осветили всего-то одно дерево – серебристый тополь. И это было второе чудо, потому, что серебристый тополь в наших краях – редко встречающееся дерево. Нет, эти тополи росли, но на газонах возле школы или возле сельского клуба. Но так, чтобы в поле, на заросшей крапивой меже? И что интересно, я по этой дороге не одни сандалии износила, а увидела только тогда, когда батюшка Солнце мне на него перстом указал.
     Какое там – спешить? Стою, рот разинула. А тут совсем близко подвода загромыхала по дороге. Я и растерялась. Стою остолбенелая. Дядька ездовой, остановил коней, соскочил с воза, поднял меня и усадил позади себя на пахучий свежее скошенный клевер. Я оглянулась, а солнечный зайчик куда-то спрятался. Деревья стали скучными. Зато молнии на горизонте кусачими змеями засверкали. Дядька прикрикнул на коней и мы поехали наперегонки с ветром и дождём. Но это уже не страшно, дядька рядом…

                ***


Рецензии
Симпатичное описание природы.
Здоровья. Удачи в повседневной жизни!

Владимир Мигалев   30.08.2022 05:35     Заявить о нарушении
Теперь, в моей повседневной жизни, остаётся больше времени на созерцание и на размышления. Пытаюсь понять мир природы и это считаю одним из главных направлений в своей жизни. Честно признаюсь, бывает пол странички написать труднее целого рассказа. Но это интересно и стоит потраченного времени раздумий.
Желаю Вам осеннего вдохновения, здоровья и памятных минут с внуками!
С уважением,

Анна Боднарук   30.08.2022 09:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.