Шестой месяц - итоги и перспективы

Итоги шестого месяца спецоперации - это одновременно и итоги полугода войны, самой масштабной в Европе со времен Второй мировой.

Конечно хотелось бы чтобы итогом такого значительного периода в такой значительной войне было что-то вроде полного освобождения Донбасса, а еще лучше триумфальное завершение спецоперации и капитуляция украинского режима.

Но реальность несколько скромнее и по итогам 6 месяцев имеем то, что имеем - две полные области (Луганская и Херсонская), две неполные (Донецкая и Запорожская) и одну треть Харьковской.

После освобождения в апреле-мае Мариуполя в июне-июле были освобождены Северодонецк и Лисичанск.

В августе к списку освобожденных населенных пунктов добавился поселок Пески, превращенный в предыдущие 8 лет украинскими войсками в один сплошной укрепрайон, который в ходе освобождения был практически полностью уничтожен, как до этого Попасная.

Кроме этого, в августе было освобождено несколько небольших населенных пунктов на подступах к Бахмуту и Соледару (Покровское, Зайцево), под Угледаром взята Владимировка, в Харьковской области поселок Уды, в Николаевской - Снигиревка и Благодатное.

Начались городские бои за Бахмут (Артемовск) и Соледар - основные укрепрайоны предпоследней линии обороны ВСУ в Донбассе. Близится к завершению освобождение Марьинки, под контролем ВСУ остается около четверти поселка.

На первый взгляд итоги шестого месяца довольно скромные, намного скромнее предыдущих, когда были освобождены Мариуполь, Северодонецк и Лисичанск.

Однако при оценке последних результатов нужно учитывать два важных обстоятельства:

1 - В августе бои шли за наиболее сложные укрепрайоны ВСУ в Песках и Марьинке, а также на подступах к Авдеевке и Бахмуту. Один только террикон в Марьинке окружали и штурмовали больше недели.

2 - В отличие от предыдущих месяцев в августе российские войска и народная милиция республик перешли к наступлению сразу по всему фронту в Донбассе и одновременно с этим на некоторых участках в Харьковской и Николаевской областях.

Если в предыдущие месяцы максимум сил концентрировалось на каком-то одном участке фронта и там производился штурм (сначала Волноваха, потом Мариуполь, затем Попасная, после Северодонецк, потом Горское-Золотое), то в августе начались штурмовые действия сразу в нескольких местах - Соледар, Бахмут, Марьинка, Пески, Угледар, а также в Харьковской и Николаевской областях.

Это изменение в распределении сил и одновременных атакующих действиях сразу на нескольких участках фронта связано с тем, что ВСУ понесли большие потери и больше не могут оказывать такого же сильного сопротивления как прежде.

Значительная часть подготовленных подразделений ВСУ оказалась выбита в предыдущие месяцы боев, многие опытные бойцы либо погибли, либо ранены, на их место Киев бросает плохо обученные резервы, новобранцев и тероборону.

И это само по себе является важным результатом, не только конкретно 6-го месяца, но и всех предыдущих.

Этот результат даже важнее, чем продвижение по территории и освобождение населенных пунктов, потому что истощение сил и средств ВСУ является ключом не только к освобождению Донбасса, но и к победе в целом.

Истощение сил и средств ВСУ начало сказываться еще пару месяцев назад, но в августе оно стало особенно явным.

Ярким подтверждением этого стал отказ Киева от многократно обещанного наступления на Херсон, о котором говорили еще с марта месяца.

Наступление на Херсон или подобные этому наступательные действия нужны были Киеву для того, чтобы продемонстрировать свою боеспособность Западу и получить за счет этого военную и финансовую поддержку, в которой Украина так нуждается. Переоценить важность этого для Киева невозможно.

Поэтому будь у ВСУ хоть какая-нибудь возможность для наступления, оно обязательно случилось бы. Если не в Херсонской области, то в Харьковской, если не в Харьковской, то в Запорожской.

Однако никакого наступления не было. Нигде.

Киев даже был вынужден придумывать легенду про информационно-психологическую операцию чтобы объяснить, почему он не начинает наступление на Херсон, которое так долго и настойчиво анонсировал прежде.

Фактически Киев расписался в собственном бессилии осуществить хоть что-то похожее на контрнаступление.

И это очень важный итог 6 месяцев спецопервции - истощение резервов ВСУ и снижение боеспособности по всей линии фронта, что и позволило российским войскам перейти в наступление сразу на нескольких участках.

Истощение резервов и снижение боеспособности ВСУ подтверждается и данными о потерях, которые появились в августе месяце.

Общие потери ВСУ убитыми и ранеными составляют 191 тысячу, потери убитыми - 76 тысяч, это данные Генштаба ВСУ. И эти данные отражают только потери ВСУ, без нацгвардии, теробороны и погранвойск.

Суммарные потери ВСУ/ВФУ скорее всего в полтора раза больше и превышают 100 тысяч погибшими и 150 тысяч ранеными.

Фактически ВСУ потеряли около половины своего первоначального и наиболее боеспособного состава. И до 90% тяжелого вооружения и военной техники, почти всю авиацию и танки.

На фоне этих потерь и явной неспособности ВСУ переломить ход войны в свою пользу военная поддержка Украины со стороны европейских стран начала быстро сокращаться.

Германия, которая и раньше притормаживала военные поставки, за что Олаф Шольф подвергался критике, в том числе от украинского посла, в августе официально объявила о том, что возможности поставок со складов бундесвера исчерпаны.

Многие другие страны НАТО тоже за последние 2 месяца либо полностью свернули военные поставки Украине, либо резко сократили.

Даже США, выделив очередной пакет военной помощи Киеву, включили в него главным образом боеприпасы и беспилотники, новой артиллерии и бронетехники в очередной пакет помощи не вошло.

РСЗО HIMARS, которые являются наиболее эффективным оружием, поставленным Украине со стороны Запада в ходе войны, больше поставляться не будут, США объявили об этом официально. Хотя поставки РСЗО HIMARS в другие страны по контрактам продолжаются.

Запад больше не верит в то, что Украина добьется победы в войне. При этом западные политики оказались в сложной ситуации и не могут открыто признать это, во всяком случае не могут сделать это сейчас.

Фактически западные политики перешли в режим ожидания, когда в США пройдут выборы в Конгресс, а поражение Киева станет очевидным для всех и про это можно будет говорить открыто.

Европа уже понимает, что Украина проигрывает, но пока не может открыто про это говорить чтобы не потерять лицо и не испортить отношения с Вашингтоном, где у власти еще находятся демократы.

И это тоже важный итог шести месяцев спецоперации.

Есть и еще один итог - экономический.

Европа практически признала, что введенные против России санкции не дали результата и обратный эффект от них оказался сильнее, чем ожидалось, европейские страны пострадали от собственных санкций больше, чем Россия.

Европейские политики пока не готовы сдавать назад и отменять старые санкции, но их расширение и введение новых уже не обсуждается.

От расширения экономических санкций Европа перешла к популизму вроде ограничения визового режима для россиян.

При этом некоторые европейские политики уже начали открыто заявлять про необходимость запуска Северного потока - 2.

В принципе эти итоги во-многом похожи на итоги 4-го и 5-го месяца, уже тогда наметилось истощение сил ВСУ, неспособность перейти в контрнаступление, сокращение западной военной помощи ввиду явной неспособности ВСУ добиться победы и исчерпание санкционного энтузиазма в Европе.

По итогам августа Россия подтвердила и закрепила успех предыдущих месяцев, сделала достигнутые ранее результаты более явными, усугубила военное положение Киева и экономическое (энергетическое) положение Европы.

Двигаясь прежним курсом и развивая успех 4-го и 5-го месяца, по итогам 6-го Россия стала чуть ближе к победе.

Насколько именно Россия стала ближе к победе?

Ровно на один месяц.

Пожалуй это и есть главный итог 6-го месяца войны.

После того как в конце марта и начале апреля Россия изменила план и стратегию войны, перешла от попыток окружения Киева к освобождению Донбасса и уничтожению сил и средств ВСУ за счет превосходства в артиллерии и авиации - на протяжении последних 4-5 месяцев Россия действует по новому плану и развивает успех. И с каждым месяцем становится ближе к победе. Стала ближе и по итогам 6-го.

Сколько всего осталось до победы - месяц, два, шесть или двенадцать - это сложный вопрос. В чем будет выражаться победа и чем закончится спецоперация - пока тоже нет окончательного понимания.

Однако некоторая ясность насчет итогов спецоперации в августе тоже появилась.

Президент Путин подписал указ об увеличении штатной численности вооруженных сил на 137 тысяч человек, то есть примерно на 15% от прежнего состава.

Если предположить, что численность войск увеличивается в связи с запланированным включением в состав России освобожденных регионов бывшей Украины и размещением там воинских частей на постоянной основе - можно сделать вывод, что планируется включение 8-10 областей с общим населением 20-25 миллионов человек. То есть всей исторической Новороссии.

Об этом можно было судить и раньше, в частности по заявлению Сергея Лаврова о том, что географические задачи спецоперации расширились. Однако неясно было, насколько конкретно.

Судя по подписанному указу и увеличению численности вооруженных сил на 15% географические задачи спецоперации расширились не только на Донбасс, Херсонскую, Запорожскую и Харьковскую области, но и на несколько других - Николаевскую, Одесскую, а затем вероятно на Криворожскую, Днепропетровскую, Полтавскую и Сумскую.

Поэтому итоги 6 месяцев спецоперации, в том числе и последнего месяца - не такие уж скромные, как может показаться на первый взгляд.

Просто не все результаты зафиксированы в виде флагов над административными зданиями областных центров. Но предпосылки для этого созданы.

Подытожим:

Итоги 6 месяцев спецоперации:

1. Освобождение областей и населенных пунктов:

1.1. Луганская область (республика) полностью.
1.2. Херсонская область полностью.
1.3. Большая часть Запорожской области.
1.4. Треть Харьковской области.
1.5. Город Мариуполь в Донецкой области (республике).
1.6. Волноваха, Пески, Святогорск, Семигорье и др.

2. Уничтожение сил и средств ВСУ:

2.1. Более 90% тяжелой техники от первоначального состава.
2.2. Почти полное уничтожение авиации.
2.3. 76 тысяч убитыми (25% первоначального состава).
2.4. 120-190 тысяч убитыми и ранеными (50% первоначального состава).
2.5. Потери более 1500 офицеров, в том числе нескольких высокопоставленных в Доме Офицеров Винницы и штабе Широкая Дача.
2.6. Уничтожение нацполка Азов, наиболее мотивированного знакового националистического формирования.

3. Утрата ВСУ способности к контрнаступлениям, а также к эффективному сдерживанию российских войск на всем протяжении фронта.

4. Утрата мотивации большинства стран Европы по дальнейшей военной и финансовой поддержке Украины ввиду явной невозможности Киева добиться победы.

5. Исчерпание возможностей Запада по расширению санкций и продолжению экономической войны с Россией.

Перспективы:

1. Освобождение Бахмута (Артемовска), Соледара, Северска, Марьинки в течение ближайшего месяца.

2. Окружение Авдеевки, Славянска и Краматорска в течение месяца-двух с последующим освобождением.

3. Полное освобождение Донецкой республики и окончательное прекращение обстрелов Донецка в течение осенней кампании.

4. Проведение референдумов о вхождении Херсонской и Запорожской областей в состав России в течение ближайшего месяца.

5. Освобождение Николаева и Запорожья в течение осенней кампании.

6. Освобождение Харькова и Одессы в течение осенне-зимней кампании.

7. Освобождение и включение в состав России 8-10 областей бывшей Украины (исторической Новороссии и Слобожанщины) по итогам спецоперации.

Будет ли доведена спецоперация до реализации всех этих перспектив - сейчас уже зависит только от самой России, от политической воли и решимости Москвы. Ни в Киеве, ни в Брюсселе уже не смогут ничего этому противопоставить, политические, экономические и военные возможности Европы и Украины фактически уже исключены из уравнений спецоперации. И это тоже своего рода итог 6-ти месяцев данной войны.


27.08.2022


Рецензии
Очень важный текст, ставящий вопрос о том, кто из нас, россиян, имеет право оценивать итоги всех шести месяцев Специальной Военной Операции и итоги ее трёх летних, "крайних" месяцев? Автор этого текста проявляет экспертную смелость и несомненный аналитический талант в оценке итогов, прежде всего, для России, США и объединённой Европы, проведения Специальной Военной Операции. Это очень смело, - брать на себя право получения прогнозных выводов на основе собственного анализа не всей, а только открытой, рядовому гражданину, информации! Даже самый смелый из нас не может точно сказать, какие потери у ВСУ. Можно только предполагать, а предположения автора Русина вполне логичные, и они станут ещё более обоснованными, если "снарядный и ракетный голод" ВСУ не только реально подтвердится, но и усугубится так, что его не смогут преодолеть "правители" юго-западного режима не только к концу октября, но даже и к концу декабря две тысячи двадцать второго года. Падение боевого духа, боевой подготовки и оперативно-тактической слаженности "бойцов" ВСУ тоже имеет свои подтверждения Данный текст автора Русина также подтверждает то, что это в Европе и США падает интерес информируемой общественности к тому, что происходит в юго-западной стране, а у россиян этот интерес совсем не уменьшается, и уж точно не улетучивается. Данный текст написан в экспертно-аналитической манере, без лишних здесь эмоций и с холодным, уравновешенным спокойствием. Спасибо автору за выверенность стиля, и можно пожелать ему, чтобы точность его прогнозов стала бы максимальной, в ближайшие месяцы две тысячи двадцать второго года!

Светлан Туголобов   28.08.2022 15:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.