Не отрабатывать, а зарабатывать

(Газета "Междуречье" № 134 (97113), 12 ноября 1994 г., с. 2)

ЧТО МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ НАС ХОРОШО РАБОТАТЬ, ОТРАБАТЫВАТЬ СВОЮ ЗАРПЛАТУ, ДО¬БИВАТЬСЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ? НУЖДА? СТРАХ ОКАЗАТЬСЯ БЕЗ РАБОТЫ? СОВЕСТЬ? ПРИМЕР ЯПОНЦЕВ ИЛИ АМЕРИКАНЦЕВ? ВЫДАЧА АВАНСОМ ЗАРПЛАТЫ БОЛЬШЕЙ, ЧЕМ ОЦЕНИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕННЫЙ НАМИ ТРУД.

Непросто ответить на этот вопрос... Гораздо легче сказать, как много ещё у нас тех, кто не на работе, а около РАБОТЫ, получающих зарплату по тарифному списку, а не за проделанную работу.
Кто в этом виноват? Те, кто нам определяет зарплату или создаёт условия труда не такие, как нам хотелось бы?

Г.А. Богачёв, и.о. председателя профкома ТОО-совхоза «Карповский», считает так:
— Виноваты прежде всего мы сами, работники. Народ очень много пьёт в рабочее время. Никогда не получится хорошей работы у таких спецов. Надо научиться ЗАРАБАТЫВАТЬ свою зарплату, а не отрабатывать, к тому же, мы слишком инфантильны на работе, мало думаем, просто отбываем рабочее время, положенные часы. Обвинять в плохом труде надо прежде всего себя, а потом уже искать ошибки в правительстве. Оно заставило нас сей¬час думать, как мы работаем и КАК НАДО работать.

— В таком случае, Геннадий Алексеевич, наверное, естественно будет пересмотреть списки работников каждого предприятия? Может какую-то работу, которую выполняют, скажем, десять человек, смогут выполнить пять. И получат, соответственно больше. Пусть у плохих работников будет беспокойство, если они плохо работают, могут попасть под сокращение.

— Пересмотр тарификационных списков дело естественное. Сейчас мы этим и занимаемся: по заданию директора ТОО-совхоза «Карповский» и. С. Гончарова в каждом цехе пересматривается нагрузка на рабочих местах с целью сокращения тех, без которых можно обойтись, или которые можно совместить (допустим, медник совмещает свои обязанности с обязанностями кузнеца).
На днях было заседание соответствующей комиссии, директор сказал: «Начнём с себя, с центральной конторы». Окончательное решение по каждому конкретному случаю будет выносить совет. А как все это делать, чтобы как можно меньше обидеть людей и по возможности их хоть как-то определить, мы обратились за опытом к нашим соседям — калачёвцам (совхоз «Приморский»), так как наши хозяйства похожи по возможностям и структуре.

— Сокращать вы будете без компенсаций, без дальнейшего их трудоустройства? Не окажутся ли люди в трудном, а то и безвыходном положении?

— Теперь у нас появится «класс» сезонных рабочих. Скажем, поливальщики интенсивно работают с мая по сентябрь. А зимой им нечем заняться. Теперь эта забота — новая головная боль директора. Небольшую помощь мы этим людям оказываем и будем оказывать, скажем, сможем выделить материальную помощь, хотя бы на хлеб-соль, до 20 тысяч, и то не всем, а наиболее нуждающимся. Вот мы мо¬жем сейчас помочь всего пятерым — 100 тысяч на всех. Больше нет возможности. Часть людей в этот осенне-зимний период может найти себе другое занятие по душе, кто-то перекантуется на своих запасах и подсобном домашнем хозяйстве, ну а кого-то это повергнет в панику, особенно одиноких, малообеспеченных. Прикиньте, тонна уголька стоит сейчас 148 тысяч, на зиму надо 3-4 тонны — поневоле кто-то запаникует.

— Какие зарплаты сейчас у работников хозяйства? Может, за летний период у них была возможность под¬накопить на возможную безработицу?

— Сейчас животноводы, например, получают от 100 до 200 тысяч, но это не стабильно, в зимнее время зарплата может снизиться. Мы постоянно задерживаем её. В настоящее время выдаём заработанное за июль, а деньги за это время в цене сильно упали. Общий же фонд зарплаты, определенный на осенне-зимний период, 25 миллионов (это четвертая часть того, что мы выплачиваем летом), и вот в эти рамки мы и должны втиснуться. Отсюда и необходимость искать «лишних» людей, сокращать некоторые рабочие места хотя бы на сезон.
Кто знает, может, сезонная работа кому-то придётся по душе, так как че¬ловек получит относительную свободу в своём режиме жизни, попробует себя в другой деятельности (торговать тем, что сам произведёт или вырастит, выполнять договорные работы), просто отдохнёт на зимних погребных запасах и попристальней займётся семьёй и домашними делами. Во всяком случае, сезонная работа это все-таки работа, а не полная безработица. Страшновато, но не до паники же? Время покажет. А сокращённые расскажут...

В. СУДАКОВА


Рецензии