Кузя

Из всех псов, которые у меня были, самым замечательным был Кузя - красавец, умница, и джентльмен, несмотря на несколько темное происхождение. Встретились мы с ним совершенно случайно, в Адлере, где я проводила лето у родителей моей подруги Ириши. У неё был пекинез Санчик, с которым мы ходили гулять каждое, можно сказать, утро, т.е. часов в 11 - на каникулах можно было поспать подольше.  Во время этих прогулок нам часто попадался на глаза невероятно грязный лохматый песик и наши сердца не выдержали - мы принесли ему куриную ногу, которую он проглотил в один момент. Мы решили, что собака бродячая и забрали его с собой. 
Удивительно, но пёс не шелохнулся, когда мы его мыли в четыре руки, хотя купание явно не доставляло ему удовольствия. В награду, ему скормили еще одну куриную ногу. Отмытый, он оказался совершенно белоснежной болонкой с роскошной хризантемой хвоста. Именно хвост заставил нас сомневаться в чистокровности пса - у истинных болоньезе хвосты не такие, а короткие, изогнутые и задраны вверх.

Когда родители Ириши пришли с работы, пёс, тогда еще безымянный, торжественно восседал на самом большом кресле. Он важно поглядывал вокруг, не испытывая никакого смущенья в новом для себя окружении. Родители были несколько ошарашены прибавленьем в доме и робко пытались уговорить дочь (я помалкивала на правах гостьи) вернуть собаку по принадлежности, поскольку узнали в ней пса гаишника Иванова по кличке Кузя. Но подруга зарыдала и сказала, что только бессердечные люди могут отправить такое чудное создание назад, туда, где о нем явно не заботились. Под натиском дочерних слёз и моей молчаливой печали, родители сдались, но поставили условие, что если гаишник придёт требовать свою собаку, то мы должны будем её вернуть.  Так Кузя обосновался у нас. Надо сказать, что мы старались гулять с ним подальше от микрорайона, чтобы гаишник нас не приметил, уходили к отдаленным гаражам, где какой-то мужик постоянно чинил машину. Только перед самым отъездом мы узнали, что это был тот самый Иванов, но они с Кузей друг друга не узнали или не захотели узнать.

Подошёл день возвращенья в Ленинград. В те далекие годы в самолёт можно было спокойно войти без досмотра, и мы решили везти Кузю контрабандой.  Этот замечательный пёс спокойно забрался в большую сумку и тихо сидел в ней до тех пор, пока самолёт не набрал высоту. Когда стало ясно, что нас не высадят, я выпустила Кузю из сумки и он мгновенно стал всеобщим любимцем. Стюардессы наперебой таскали ему лакомые кусочки, но он соглашался их брать только из моих рук. Он терпеливо выносил сюсюканье дам и ласки детишек, но явно был рад, когда всё это закончилось.

Меня встретил папа и я поделилась с ним своими опасеньями - по телефону мама сказала, что она никаких собак больше не хочет - незадолго до этого нам пришлось усыпить Дженни, которая впала в полную деменцию из-за того, что её споил предыдущий хозяин-алкоголик. Она прожила у нас пару лет, но мозг был уже настолько поврежден, что ещё сравнительно молодая собака стала деградировать на глазах. Папа, который сразу полюбил Кузю, меня успокоил. И был прав. Как только мы открыли дверь в квартиру, Кузя прямиком отправился на кухню, где сидела мама, и улёгся у её ног, подставив свое изумительное розовое в чёрную крапинку пузо для чесанья. Конечно, мама растаяла и следующие восемь лет Кузя царил в нашем доме и сердцах безраздельно.

Через несколько дней после нашего приезда, родители должны были уехать на месяц в экспедицию, и мы с Кузей остались вдвоем. Очень скоро я поняла, что его можно спокойно спускать с поводка - он откликался на зов мгновенно. Поэтому я очень удивилась и расстроилась, когда этого не случилось. Получилось так, что по дороге на прогулку, мы встретили на лестнице папу, который вернулся из экспедиции. Наскоро поздоровавшись, я вышла с Кузей на улицу, как всегда, дошла до пустыря, на котором мы обычно гуляли, и спустила его с поводка. Через несколько минут я его позвала, но он не появился. Я бегала по окрестностям, звала, но Кузя как сквозь землю провалился. Расстроенная, я поплелась домой, и, к своему удивлению, увидела Кузю у дверей нашей квартиры на 4м этаже. Только собиралась его отругать, как вышел папа и Кузя стал его радостно приветствовать. Наскакавшись и натыкавшись мокрым носом в папины руки (до лица ему было не допрыгнуть - папа был 1.89), пёс спокойно пошел со мной гулять - оказывается, ему просто надо было поздороваться.

Со временем, мы поняли, что Кузя неплохо понимает человеческий язык - ни в коем случае в его присутствии нельзя было упоминать мытье и ванну - он залезал под буфет и вытащить его оттуда было невозможно. Зато на слова "сосиски", "колбаса", "Пора собаку покормить" реакция была более чем положительной - мокрые "поцелуи", скаканье, вилянье хостом и умильное заглядывание в глаза говорившего...  Волшебное слово "гулять" и все его производные гнали пса к вешалке, на которой висел поводок. Однако, если Кузя видел, что одеваются несколько человек, он отказывался куда-либо идти пока не выйдут все одевавшиеся. Уверена, что он умел считать по крайней мере до 10.

Кузя был не только всеобщим любимцем, он был нашим "чашнигиром" - так в древней Индии называли людей, которые пробовали еду перед тем, как подать её радже, опасаясь яда.  Покупая колбасу или сосиски, мы всегда предлагали их сначала Кузе - если ел он, то ели и мы, а иногда он отворачивался и тогда всё отправлялось на помойку.

Когда родился мой сын, Кузя принял на себя роль няньки и сторожа: сидел рядом с колыбелькой и прибегал звать меня, если малыш начинал беспокоиться.  Это были тяжелые времена - мама сильно болела, и мы не знали, встанет она или нет; муж был мне не помощник; на руках грудной ребенок и папа - тяжелый диабетик со строгой диетой. Четвертый этаж без лифта, полупустые магазины, пеленки, которые нужно стирать и кипятить, и последний курс университета, госэкзамены и диплом.  Как ни странно, Кузя мне не был обузой. Он сам выходил гулять и сам приходил обратно, деликатно ожидая у парадной, пока его кто-нибудь впустит на лестницу, а потом тихонько гавкал у входной двери в квартиру. Все соседи его знали и любили - никто ни разу не пожаловался. А когда я шла по магазинам Кузя караулил коляску, и не дай Бог кто-нибудь чужой попытался бы подойти к ребенку - свирепое рычанье и громкий лай немедленно призывали меня на помощь. А как-то он чуть не откусил нос какой-то тётке, которая зачем-то слишком низко наклонилась над коляской. Когда сынок подрос, они стали лучшими друзьями и Кузя стоически выносил все объятия и поцелуи, шалости и игры.

Не раз Кузина красота и обаяние привлекали внимание представительниц противоположного пола или их хозяек совершенно неожиданно у нас образовался небольшой доход от продажи одного щенка, которого нам отдавали хозяева дамы. На "Кузины деньги" мы обязательно покупали ему что-нибудь вкусненькое, вроде сарделек, которые он очень любил. В обычных магазинах они бывали редко, и я покупала их в кооперативе втридорога.

Один из Кузиных сыновей у нас задержался. Мы назвали его Джек и он быстро перерос папу.  Бедному Кузе приходилось несладко - сынок был, шумный, неповоротливый, но игривый и доставал отца по полной программе. Бедный Кузя прятался, но не огрызался на малолетних. В конце концов, видя его страдания, мы нашли Джеку хороших хозяев.

Годы шли и однажды случилось несчастье: Кузя облаял пьяного и тот со всей дури пнул собаку. Вероятно, пёс получил сотрясение мозга, хотя ветеринар не обнаружил переломов. После этого случая Кузя стал слабеть, хиреть, утратил обоняние. Мы пытались его лечить, делали инъекции витаминов, но ветеринар только разводил руками - псу становилось все хуже. Мы видели, как он мучается, но усыпить не могли - язык не поворачивался даже обсуждать это. Кузя избавил нас от страшного решения - однажды он просто не вернулся с прогулки, сколько мы его не искали. Он был джентльменом до конца.


Рецензии
Очень хорошо и душевно написано!
Спасибо автору!

Успехов!

Юрий Фукс   12.11.2023 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Рада, что понравилось.

Елена Каллевиг   13.11.2023 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.