Как готовились высадка на Сицилию

По условиям публикации на литературном сайте я не смог  написать полное название своей заметки. Не вошли два слов – «и Нормандию».  Но вначале о первой из этих десантных операций – на Сицилию.  Это самый крупный остров у южной оконечности «итальянского сапога».

Она называлась "Хаски" и проводилась в июле-августе 1943 года. Но предварительно в апреле была проведена операция "Мясной фарш". Её задачей было убедить немцев и итальянцев в том, что основная высадка будет производиться в Греции и Сардинии, а в Сицилии будет только имитация.

Приём использовали довольно потасканный - подбросили фальшивые документы. И вот как это было сделано. Кстати, операцию рассекретили только в 1996 году.

Коронеру в Лондоне Бентли Пёрчу было приказано подобрать свежий труп с травмами, напоминающими те, которые тело получает при падении с высоты, например, при нераскрытии парашюта. И такое было найдено. Это был бездомный Глиндур Майкл, как пишется в отчёте - отравившийся крысиным ядом (питался отбросами с помойки?) а потом свалившийся откуда-то на каменные плиты. На мой взгляд - мутная история, но предположим, что он в самом деле лишился жизни столь необычным способом.

Было решено превратить его в капитана Уильяма Мартина из Королевской морской пехоты.  Тело с прикованным к руке портфелем с поддельными документами о высадке спланировали подкинуть на побережье Испании. Летел, значит, курьер, самолёт сбили, парашют не раскрылся и волны принесли его к городу Уэльва, где, как было известно англичанам, обосновалось подразделение немецкой разведки.

Однако просто тела в военной форме с удостоверением личности мало. Надо создать впечатление, что это был действительно реальный человек. Поэтому у "капитана Мартина" имелись при себе сигареты, ключи, марки, спички, корешки билетов из театра, квитанции, банковские уведомления и даже письма от его семьи.

Одним из включенных предметов была фотография предполагаемой невесты Мартина и квитанция об обручальном кольце. Женщина, сыгравшая его невесту, на самом деле была секретарем МИ5 Джин Лесли , которая предоставила снимок, сделанный ранее во время войны, когда она купалась в Темзе . Чтобы усилить иллюзию, на обратной стороне фотографии были слова «Пока смерть не разлучит нас. Твоя любящая Пэм». Кроме официальных бумаг, было личное письмо командующему союзными войсками в Африке от его друга со времен учебы в военной академии, служившего в штабе в Лондоне,  с «конфиденциальными» сведениями о планирующейся операции.

Когда тело было подготовлено, пришло время отправить его в последний путь. Труп был перевезен в контейнере, наполненном сухим льдом, и погружен на британскую подводную лодку HMS Seraph.

30 апреля 1943 года лейтенант Норман Джуэлл, командир HMS Seraph , прочитал отрывок из Библии, когда тело Мартина было сброшено в море. Все прошло по плану, и тело выбросило на берег, где его нашел рыбак.

Заставка: На фото офицеры этой лодки.  Не удержусь от пары слов о командире лодки, Нормане Джуэлле, он второй справа.

Секретные миссии Джуэлла и даже его патрули часто были более странными, чем вымысел. В 1942 году лодку по ошибке обстрелял самолет Королевских ВВС, к счастью, она получила небольшие повреждения.

Вскоре после этого Джуэлл заметил то, что, по его мнению, было вражеской подводной лодкой, и выпустил торпеду, которая разорвала ее на куски. Эта подводная лодка оказалась китом.

После того, как он принял командование HMS Seraph, Джуэлл упал в люк. В 1946 году врач сообщил ему, что у него сломаны два позвонка, а это означает, что он провоевал всю войну со сломанной шеей. Он сделал прекрасную карьеру на флоте и умер в 2004 году в возрасте 90 лет. Однако вернёмся к нашему мертвецу.

Чтобы убедиться, что документы в портфеле обнаружены и считаются подлинными, британцы сделали вид, что пытаются его вернуть вместе с содержимым. Тактика сработала и документы были приняты немцами за подлинные. Тело британского бомжа было похоронено в Испании с воинскими почестями, а немецкие и итальянские войска в Сицилии оказались не готовы к массовой высадке союзников на остров. Помимо англичан, там высаживались канадцы и американцы.

Пара слов о них. Муссолини не собирался делить власть ни с кем, поэтому к 1929 году так придушил мафию на Сицилии, где она была реальной властью, что большая часть мафиози улепетнула в США, а остатки сидели тише воды, ниже травы. В США они неплохо развернулись, но это отдельная тема. Когда подошло время десанта в Сицилию, через итальянскую диаспору в Америке были налажены связи с мафией на острове. Благодаря поддержке местного населения, союзники заранее знали о передвижении вражеских подразделений и диверсионных групп.

За помощь в захвате Сицилии власти США выпустили из тюрьмы босса итальянской мафии Нью-Йорка, сицилийца Лаки Лучано. В 1936 году за организацию сети борделей он был осужден на срок до 50 лет с правом просить досрочного освобождения через 30. Лучано вышел на свободу через семь, в 1943 году.

Ход самой высадки - отдельная тема. Немало союзников погибло в результате погодных условий, неразберихи, в том числе от "дружественного огня". Подавляющее количество немецких и итальянских войск беспрепятственно эвакуировались на материк. Что не мешает англосаксам сегодня утверждать, что операция "Цитадель" была свёрнута на Курской дуге именно из-за "Хаски". Ну, то такое, пусть тешатся.

Вообще высадки морского десанта всегда была сложным военным маневром. Так были и во время высадки на Сицилии, а также во время высадки в Нормандии в 1944 году. Приличные потери десанты несут не только во время высадки, но и при подготовке к ней.

Эта трагическая история оставалась совершенно секретной 40 лет, до 1984 года. И родственники сотен и сотен моряков и морских пехотинцев всё это время знали лишь то, что близкий им человек пропал без вести.

Слишком неприглядными были обстоятельства их гибели. Описания операции "Тигр" имеются в большом количестве, я лишь напомню суть в нескольких предложениях, а в основном поделюсь найденными воспоминаниями выживших и подробностями, которые обычно не упоминаются.

Итак, в преддверии высадки союзников в Нормандии, на побережье Британии были найдены похожие пляжи и спланирована учебная десантная операция. Это тот самый пляж Слэптон-Сэндс. При этом реальный противник находился на противоположном берегу не столь широкого Па-де-Кале. Так получилось, что конвой из 8 американских десантных кораблей, направлявшийся к месту учений, охранялся лишь одним британским корветом HMS Azalea, шедшим в голове колонны.

В темноте 28 апреля 1944 года 9 немецких торпедных катеров произвели атаку конвоя.  В итоге два десантных корабля были потоплены и два повреждены. Цифры погибших в разных источниках отличаются, но не критически. Надо помнить, что не все были найдены - или остались на дне или были унесены волнами и течениями. Но цифры колеблются около 8-9 сотен только погибших, не считая раненых. Это учение проводилось для войск, которые планировалось высаживать в секторе Юта-бич на французском берегу. Так вот, когда там произошло реальное десантирование, из 21 000 солдат погибли только 197.

Подготовка к операции "Оверлорд" происходила в глубочайшей тайне, поэтому командованием были предприняты титанические усилия, чтобы происшедшее осталось в тайне и надо сказать, это ему удалось. А когда стал ясен масштаб потерь при учении, их число было засекречено до 1984 года.

Что это были за десантные корабли? Так они выглядят в момент погрузки (фото на заставке)

LST 515 - один из получивших повреждения в том погроме. Они могли принимать от 1600 до 1900 тонн груза. Вооружение состояло из 2-х спаренных автоматических 40-мм артустановок, 4 одноствольных того же калибра, и двенадцати 20-мм автоматов.

Вот история одного из погибших, LST 531. Принят в состав флота 17 января 1944 года и век его оказался исключительно короток - 28 апреля состоялись злополучные учения.  Мало кто из этих моряков остался в живых. Энсин Дуглас Харландер был штурманом на этом корабле.  Вот что он написал в своих воспоминаниях:

Я помню, что был в ходовой рубке, когда радиометрист указал на маленькую засветку в углу экрана радара. Я вышел посмотреть и стоял на правом крыле, когда попала первая торпеда. Это было похоже на удар кувалды по моим ногам. Меня отбросило назад на восемь или девять футов. Торпеда угодила в машинное отделение, отключив сразу всё. Мы были полностью загружены грузовиками, другими автомобилями, цистернами, и все они были заправлены горючим под завязку. Через минуту в нас попала другая торпеда. Всё это топливо превратилось в огненный шар, охвативший танковую и главную палубы. Корабль разорвало по швам, он сразу начал крениться и переворачиваться на правый борт.

Он продержится на плаву еще шесть минут. Были предприняты попытки потушить пламя, но из-за того, что в огонь попадал всё новый бензин, это было невозможно. Я понял, что спасать корабль бесполезно, поэтому сосредоточился на спасении команды, хватая спасательные жилеты и раздавая их. Я помог 15 людям покинуть корабль, и был последним, перебравшимся через левый борт.

Когда я отплыл от корабля, то заметил небольшой спасательный плот, который удалось спустить на воду, примерно в 20 метрах от меня, за него цеплялись выжившие. Два человека лежали посередине, а 15 других висели снаружи плота, их ноги были в воде. Большая проблема заключалась в том, что вода была 6 градусов по Цельсию… Первые полчаса вода казалась очень холодной, а потом руки и ноги просто немели, и ты не чувствовал воды. Ты также ничего не мог удержать. С наступлением ночи народу стало меньше. Они соскользнули, потеряв сознание. Часов в шесть утра ты даже хотел, чтобы тебя подобрали немцы, потому что люди отваливались, как мухи. Около 7 утра нас спас HMS Onslow. Наша одежда была пропитана топливом, и когда нас подняли на борт «Онслоу», нам дали сменную одежду и обработали наши раны. Мне дали чашку чая, но меня так сильно трясло, что я пролил половину. Это был лучший напиток в моей жизни!

На борту находились 142 члена команды и 354 десантника, выжили соответственно 28 и 44. Мне не разрешили сохранить копию отчета, который я подал об инциденте. Я знаю, что отчет был засекречен, чтобы не повредить моральному духу солдат дня «Д», которым пришлось пройти через те же воды, чтобы добраться до места назначения 6 июня 1944 года. Печально то, что члены семей не знали столько лет, что случилось. Им сказали только, что они пропали без вести или погибли в бою. По моим оценкам, по меньшей мере две трети тех, кто был на борту, так и не покинули корабль, и сегодня их останки покоятся на дне Ла-Манша.
2 февраля 2020 года Дугласу Харландеру исполнилось 100 лет.  Жив ли он сейчас, я не знаю.

На 15 минут раньше LST 531 торпеда угодила в LST 507.  Сгореть заживо на корабле или замерзнуть в море — с такой дилеммой столкнулся радист Стив Сэдлон на борту американского десантного корабля LST 507, когда среди ночи в него попала торпеда.

Повсюду был огонь, рвались боеприпасы и газовые баллоны. Взвесив все варианты, он решил рискнуть оказаться в море.

«Нам пришлось спасаться от горящей нефти. Вокруг нас в воде были сотни парней, зовущих на помощь. Повсюду плавали трупы. Мы миновали горящую воду, мертвых и зовущих на помощь людей. Я проплыл мимо офицера, который посоветовал мне поберечь дыхание и перестать звать на помощь, как остальные, потому что никто не собирается нам помогать.» - воспоминания Сэдлона.

Началась гипотермия, и он очнулся на борту другого десантного корабля, LST 515. Через две недели после выписки из больницы его перевели на LST 500, корабль, который был одним из первых на Юта-Бич в день «Д».
«По сравнению с нападением торпедных катеров, Юта-Бич был просто прогулкой в парке», — сказал он.

"Спустя годы я узнал, что командир LST 515 не подчинился приказу, а вернулся туда, где затонули корабли, и подобрал выживших. Если бы не этот капитан, Джон Дойл, меня бы сегодня здесь не было".

В итоге LST 507 тоже затонул, с ним погибли 202 человека. Тут всплывает одна ужасная подробность - многие погибли, перевернувшись в своих спасательных жилетах. Тогда были использованы надувные устройства, имевшие прозвище "Мэй Уэст". Это имя очень известной в то время актрисы, имевшей весьма пышные формы. Надуваясь, эти спасательные средства напоминали то, что имеется у неё за пазухой.

Но вот я стал рассматривать снимки десантников и увидел вокруг пояса что-то непонятное.  Это явно надувные пояса, но представьте, что случится, если он будет находиться в таком положении, а солдат в верхней части тела увешан оружием и снаряжением? Вполне может перевернуться в воде. Довольно странная идея, как мне кажется.

А что же было с другой стороны?
Оба корабля получили торпеды от катеров S-130 обер-лейтенанта цур Зее Гюнтера Рабе и S-150 обер-лейтенанта цур Зее Франца Бера. Последний  рассказывал, что «случайное обнаружение» учебной миссии США произошло во время обычного патруля с его базы в Шербуре, Франция, в район залива Лайм.
Мы знали, что в апреле 1944 года на маршруте у южного побережья Великобритании было постоянное движение.
Через некоторое время нам удалось установить визуальный контакт с колонной ЛСТ, выстроившейся довольно длинной шеренгой, и со своей позиции мы не видели никакого эскорта.
Тени были ясно видны в юго-восточном направлении. Мы подошли на достаточное расстояние на сравнительно большой скорости, чтобы занять удобную позицию для торпедной атаки.
Мой катер выпустил две торпеды примерно в 2:05 ночи. Поскольку в этом районе было еще много кораблей, мы не могли пытаться приблизиться в поисках выживших.


Рецензии